Подростковая депрессия

Если мать не видит перспектив, она не даст ребенку жизненной силы

— Почему родители так поступают? Почему не верят своим детям?

— К психологам приходит 2 тысячи студентов в год из 25 тысяч учащихся. А мамам мы звоним в единичных случаях. Но именно в этих случаях мы видим конфликт между родителями и ребенком. Если у них сохраняется связь, даже не очень теплая, и первый, кого ребенок называет, это мама, тогда и родители отзываются. Тогда студент до психологов даже не доходит.

А когда они отказываются приезжать и всерьез рассматривать проблемы ребенка, то есть разрушение связи либо она слабая.

— Если родители поверят, тогда придется решать вопрос с обучением, вдруг придется все бросить. Это же крушение надежд, а вложено уже много.

— Как раз крушение надежд и плана и говорит о том, что мой ребенок мне менее важен, чем план. Связи с ним нет, он только инструмент удовлетворения родительских амбиций. Это и открывает сложную, драматичную ситуацию взаимоотношений в семье. И ситуация, когда ребенок что-то с собой совершает — тоже про это.

Все дети хотят самостоятельности, иногда это превращается в семейную бойню, но задача родителя — найти в этот момент общий язык с ребенком. А его задача — отстаивать себя и бороться за свою независимость, отдельность. Но я — мать, я готова принять индивидуальность, в том числе желание не учиться во ВШЭ. Как бы прекрасно ни выглядели эти перспективы.

— Я знаю историю про девочку, которая блестяще училась, а на первом курсе престижного ВУЗа лежала год у стенки, взяв академический отпуск. Потом встала и пошла работать продавцом.

— Я думаю, она легла не потому, что ей так легко дался первый курс. Дети довольно послушны. Родители же говорят: надо много учиться и тогда будешь успешным. Это одна из родительских истин, разоблачение которой тяжело дается и студентам ВШЭ.

О, оказывается, все не так! Я буду хорошо учиться и даже закончу универ с красным дипломом, но это не гарантирует успешной жизни.

Пока я не поднимал голову от книг, он налаживал социальные связи и вел дискотеки.

— Давайте тогда про простых «вась», но не таких успешных и веселых, а грустных. Представьте, маленький депрессивный город, местное предприятие дышит на ладан, денег ни у кого нет, пойти подростку некуда, беспросвет. Вот Евгений Ямбург говорит о нравственном, психологическом, мировоззренческом кризисе населения. Это же влияет на количество суицидов у детей в том числе?

— Депрессия взрослых, конечно, влияет на состояние детей. Если ребенка воспитывает мать, которая не видит перспектив, большой жизненной силы она ребенку не даст. Этот ребенок будет очень хрупким.

С другой стороны, можно говорить про ужасную обстановку в стране. Но мы же взрослые, не маленькие дети, у нас есть определенная степень свободы, просто мы ей не пользуемся. Те же дети, которые со всей России приезжают во ВШЭ, выбирают читать книжки, а не пить как папа и дедушка, допустим. Конечно, есть социальный, политический, экономический контекст, но вот вспомните прекрасный итальянский фильм «Жизнь прекрасна». Ужаснее жизни в концлагере нет ничего, но папа так устраивает быт сына, что мальчик думает, будто это игра.

Но если у нас внешний концлагерь, а мы для ребенка создадим еще и внутренний: все плохо, все ужасно, ты будешь как дедушка, который колготился на бесполезном заводе, а потом запил, и книжек не читал, и ничего не хотел, тогда совсем бесперспективно. Однако если вы в этих ужасных условиях решились родить ребенка, то найдите в себе силы поиграть с ним, как тот папа из фильма. И вам станет легче, и ребенку, и жизни в нем будет больше, и самоубийством жизнь он никогда не покончит.

Лучше взрослых лечите

Когда я поделилась цитированной выше статьей в соцсетях, она вызвала бурю возмущения у читателей: это не ребенка, это взрослых надо лечить!

В самом деле, учительская жесткость, часто переходящая в жестокость, и родительский перфекционизм в сочетании с тревожностью, высокие требования, предъявляемые к ребенку, напряженная обстановка дома – те самые факторы, которые вызывают депрессию. Кажется, действительно: нормализуйте обстановку в школе и семье – и не надо никаких таблеток.

Почти у всех детей и подростков наблюдаются те или иные симптомы депрессии, а до 5% детей и 10-20% подростков могут испытывать серьезные депрессивные состояния», – . Это что же – всех лечить?

Нет: в части случаев действительно достаточно нормализации обстановки. Но некоторым детям может потребоваться и работа с психотерапевтом, и лечение. Как же понять, когда нужен врач, а когда можно обойтись помощью психолога?

«Обращаться к врачу обязательно надо в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются не только изменения в настроении, переживания, случайные жалобы на самочувствие, но и реальные соматические проблемы: нарушения сна, аппетита, колебания веса, когда он жалуется на боли в руках, ногах, животе, – говорит клинический психолог Наталья Науменко. – Энурез и энкопрез тоже свидетельствуют о невротизации на органическом фоне, и с этим тоже надо идти к врачу.

Должны настораживать внезапные изменения в поведении: когда ребенок становится раздражительным, агрессивным, когда у него появляются страхи.

К сожалению, детские депрессии диагностируются плохо, и даже если родители заподозрили проблему, врач может не подтвердить их подозрения. Иногда достаточно только нормализации обстановки.

Вот случай из моей практики: привели чудесного, одаренного мальчика четырех с половиной лет с жалобами на истерики и раздражительность. Пока тестировала ребенка, в его ответах все время присутствовал мотив “мама будет ругать”, “мальчик боится, что мама будет его ругать”… Оказалось, что у мальчика недавно родилась сестренка, а отец бросил маму с новорожденной на руках. Все мамино раздражение досталось мальчику – мама читала ему морали, как взрослому. Кроме того, за последний год у него умерла любимая и любящая бабушка, а в детском саду появилась воспитательница, которая его била, о чем он маме не говорил.

Когда мама поняла, что происходит, она очень испугалась. У нее очень тяжелый период в жизни, но она любит ребенка – и я уверена, что в этом случае нормализации обстановки вполне достаточно, и через два-три месяца ребенок войдет в норму. А вот если этого не происходит – это повод для обращения к врачу».

«Мне все говорили – с ума сошла, ребенку таблетки! Таблетки – вредно! – рассказывает Елизавета, мама Егора. –Но я обращалась к психологу, который сказал: с отношениями у вас все в порядке, вам к неврологу и психиатру. Я полгода пыталась решить проблему любовью и заботой, но сыну становилось все хуже. Ребенок разучился читать, перестал спать, начал рассуждать о том, что не жить – лучше, чем жить…

Таблетки вредно, да. Но не жить – вреднее.

Через четыре месяца лечения прежний веселый мальчик вернулся. Но помогать ему с учебой пришлось еще два года – до такой степени все было запущено».

«Я дома создала Антону лечебно-охранительный режим, – рассказывает Татьяна. – Спокойная обстановка, совсем убрала телевизор и компьютер, ванны, прогулки (когда стало легче с астмой и пневмонией). Учебу не запускала, чтобы не выбиться из ритма жизни, но учились на коленях, писали рука в руке, читала ему сама, много разговаривали вообще на разные темы.

Самое трудное для него было выйти в школу после больничного, он отчаянно боялся. А для меня самое трудное было не выходить из себя, общаясь со школой, и не придушить учительницу: ярость меня просто выжигала. Вот эта ярость помогла добиться от администрации, чтобы учительница помогала ребенку, а не топила его.

Очень сильно помогли родители в классе, настраивали детей на помощь сыну. Так же очень сильно помогла психолог школы, она занималась с классом, отдельно с зачинщиками травли. Виновники принесли ему прилюдные извинения в итоге. Учительница по окончании года уволилась. Но отголоски проблем есть и сейчас, хотя прошло уже три года – в основном снижение самооценки».

Жизнь важнее школы. Наверное, это главное, что стоит помнить замученным ответственностью, виной и школой родителям.

Как вести себя родителям?

К сожалению, профилактика депрессии у подростков не считается важной во многих семьях. Родители думают, что имеют право контролировать жизнь подросшего человека, занимаясь собственными делами и проблемами и не вникая в его мир

Нужно понимать, что такими способами добиться доверия и открытости невозможно. Подросток либо замкнётся в себе ещё сильнее, либо пойдёт на открытый конфликт с родителями.

Вот какие действия важно предпринять для благоприятного исхода ситуации

Говорить со своим ребёнком

Делать это нужно деликатно и осторожно и избегать нотаций и лишних вопросов. Всё это только замкнёт подростка, ещё больше укрепить его в мысли о том, что никто не понимает его переживаний

Очень полезно подключить практику «активного слушания»: родитель вообще не задаёт вопросов, но проговаривает проблемы и переживания сына или дочки в утвердительном ключе. Самое главное, о чём не стоит забывать – наставления не только не полезны, но и вредны; депрессия – болезнь, а мы не ругаем человека за то, что он подхватил грипп и лежит с температурой.
Дайте понять своему чаду, что любите его таким, какой он есть, что вы всегда будете рядом. Этот принцип называется «безусловное принятие». Его использование даёт знать юному человеку, что маме и папе он дорог сам по себе, такой, какой он есть, а не таким, какого они себе придумали.
Если подросток увлекается той или иной субкультурой, не осуждайте его выбор, каким бы глупым он вам ни казался. Помните, что уже к двадцатилетию мало кто остаётся в рамках таких направлений, а в этот момент для вашего ребёнка данная музыка, одежда, фильмы кажутся серьёзными. Попытайтесь поговорить с ним о том, что привлекло его в ряды последователей, например, хард-рока, расспросите об особенностях, найдите то, что кажется вам красивым/интересным
Одновременно важно не лицемерить и не выражать лживый восторг: будьте честны со своим чадом.
Не обесценивайте переживаний сына или дочки, какими бы глупыми они вам ни казались. Серьёзное отношение и уважение чувств ребёнка скажется на вашем общении и градусе доверия в его процессе
Если в данный момент, например, насмешки одноклассниц кажутся вам глупостью, постарайтесь вспомнить себя в аналогичном возрасте и увидеть, как болезненно можно переживать такую ситуацию.

Что предпринять?

Каковы бы ни были причины подростковой депрессии, родителям важно осознавать, что это болезнь, и её нужно лечить. Незамедлительного обращения к специалисту требует затянувшаяся и прогрессирующая апатия, отказ от пищи на протяжении нескольких дней, постоянные слёзы и, уж тем более, следы порезов на руках либо какого-то другого насилия

Ребёнок может выражать в своём творчестве или словах желание покончить с собой. Кричать и ругаться на него нет смысла, это только усугубит ситуацию.

Симптомы депрессивного состояния

Один из главных признаков депрессии – снижение или полное отсутствие интереса к привычным и повседневным делам. Этот симптом появляется первым, присутствует до полного излечения.

Как проявляется депрессия у подростков:

  • ребенок начинает хуже учиться, часто прогуливает школу;
  • аффективные признаки – подавленное настроение, апатия, что часто выражается в виде повышенной раздражительности;
  • искажение мышления, склонность к поспешным выводам, пессимизм, ожидание негативных последствий;
  • ангедония – социальная замкнутость, отсутствие интереса к жизни, неспособность получать удовольствие от любимых ранее вещей и занятий;
  • синдром дефицита внимания;
  • трудности в принятии самостоятельных решений, сложности с концентрацией;
  • отсутствие или заметное увеличение аппетита;
  • бессонница, постоянное желание спать;
  • вспышки гнева и агрессии, плаксивость, беспричинное возбуждение;
  • чувство вины, ощущение собственной бесполезности, беспомощности;
  • мысли о самоубийстве, попытки суицида.

Депрессия может проявляться в виде соматических признаков – мигрень, нарушение стула, мышечная слабость, сердечные и желудочные боли, зуд, кожные высыпания.

Причины подростковой депрессии

Причиной депрессии у подростка может быть что угодно, так как психика в этом возрасте еще неустойчива. Психическое расстройство у ребенка могут спровоцировать такие факторы:

  • Перестройка гормонального фона. Пубертатный период – время, когда в организме происходит резкий скачок уровня гормонов. Пропорции тела меняются, появляется растительность на теле, у девочек растет грудь, у мальчиков ломается голос. Ребенок может быть не готовым к таким изменениям, особенно, если родители с ним раньше не беседовали на эту тему. Подросток может стать застенчивым и замкнуться в себе.
  • Неудачи в учебе. Неуспеваемость в школе провоцирует стрессовые состояния. Также неокрепшую нервную систему ребенка может расшатать постоянное хождение по репетиторам. Особенно, если это не дает никаких результатов.
  • Непринятие одноклассниками. Если кто-то из подростков начинает сильно выделяться, над ним могут посмеиваться. Насмешки у одноклассников могут вызывать прыщи, писклявый голос и прочее. Такой ребенок становится неуверенным в себе. Причиной возникновения депрессии может стать отсутствие возможности красиво одеваться, ездить на курорты, иметь модные гаджеты. Все это также может стать поводом для издевательств над ребенком в кругу сверстников.
  • Наследственность. Этот фактор редко провоцирует развитие депрессии. Но у детей, близкие родственники которых страдали от подростковой депрессии, риск ее развития немного увеличивается.

Неудачи могут быть причиной депрессии у подростков

Прежде чем вести ребенка к психологу, нужно поговорить с ним по душам. Это поможет определить причину возникновения депрессивного состояния. Иногда хорошие слова родителей, понимание с их стороны помогают справиться  с возникшими трудностями.

Советы психологов, как вывести подростка из депрессии

Теперь зная, как проявляется депрессия у подростков, необходимо предпринять все меры для достижения ребёнком эмоционального равновесия. Вот что советуют психологи на эту тему:

  1. Нормализовать общение ребёнка со сверстниками.
  2. Расширять детский кругозор, искать новые хобби и увлечения (занять чем-то новым).
  3. Обеспечить дружескую обстановку в семье, наладить доверительные отношения.
  4. Поощрять за любые, пусть даже незначительные, достижения, успехи во всех сферах.
  5. Учитывать детские пожелания, относиться, как к взрослому человеку.
  6. Упростить дневной распорядок, составлять план недели.

Осознавая, что делать если у подростка депрессия, можно попробовать наладить его общение со сверстниками, помогать советом, но не навязывать свои решения.

Советы психологов

Методы лечения расстройства отличаются, в зависимости от величины проблемы. Психологи дают общие рекомендации для родителей, как вывести ребенка из затяжной депрессии:

  • Взять под контроль свои эмоции. Страх – это нормально, но паника не поможет решить проблему;
  • Осознать наличие проблемы, не пытаться списать всё на плохое настроение;
  • Не обращаться к врачу по малейшим поводам, если у подростка в течение пары дней плохое настроение. Для начала можно обратиться к школьному психологу за советом, он может провести тест и понаблюдать за поведением подростка;
  • Не обманывать, не скрывать диагноз. Не нужно делать вид, что всё хорошо, ребенок должен понимать, что у него есть проблема;
  • Необходимо поощрять желание подростка пойти в кино, на прогулку в парк, нельзя допускать его изоляции от общества;
  • Справляться с трудностями вместе. Если у ребенка проблемы с учебой или лишним весом, нужно вместе делать уроки и заниматься спортом;
  • Если подросток проходит курс лечения, родители должны ходить на приемы вместе с ним, чтобы показать свою заинтересованность.

Депрессия у детей и подростков встречается так же часто, как и у взрослых

Родители должны проявлять внимание и наблюдать за своим ребенком, чтобы распознать первые признаки расстройства и не допустить его прогрессии. Подростки – это дети в недавнем времени, у которых нет опыта решения серьезных задач, любая стрессовая ситуация накладывает отпечаток на психику

Источники

  • https://healthperfect.ru/depressiya-u-podrostkov-priznaki.html
  • https://ProPanika.ru/depressiya/priznaki-i-prichiny-vozniknoveniya-depressii-u-podrostkov-kak-mozhno-pomoch/
  • https://econet.ru/articles/depressiya-u-podrostkov-10-trevozhnyh-priznakov
  • https://vippsy.ru/psychology-medicina/depressiya-podrostkov.html
  • https://ponervam.ru/depressiya-u-podrostkov.html
  • https://FB.ru/article/277411/depressii-u-podrostkov-proyavlenie-i-lechenie
  • https://MedSpecial.ru/for_patients/191/27077/
  • https://srazu.pro/vozrostnaya/priznaki-depressii-u-podrostkov.html
  • https://damienmilay.com/basis/simptomy-depressii-u-podrostkov-13-14-15-let-priznaki-sovety-psihologa/

Выраженные симптомы

Если игнорировать начальные признаки подростковой депрессии, проблема со здоровьем сама по себе не решается, а лишь усугубляется. Наблюдаются поведенческие и эмоциональные нарушения, которые затрагивают все сферы жизни. Проявляются изолированно или в комплексе.

Эмоциональные симптомы депрессии у подростков:

  • безынициативность, душевное равнодушие ко всему происходящему вокруг;
  • безосновательное чувство печали и точки;
  • чрезмерная самокритика;
  • ощущение вины за любые неудачи;
  • суицидальные настроения;
  • снижение концентрации внимания, мыслительного процесса;
  • плохая память, односложные ответы.

Родители замечают, что школьника больше не радует некогда любимое хобби, теряется интерес к любым событиям, обстоятельствам. Врачи выделяют такие поведенческие симптомы депрессии у подростков 15 лет:

  • апатия;
  • бессонница;
  • хроническая усталость;
  • отсутствие аппетита, снижение веса;
  • неопрятный внешний вид;
  • снижение успеваемости;
  • головные боли;
  • жалобы на ломоту во всем теле.

Родители беспокоятся, как распознать депрессию у подростка. Если наблюдать за своим ребёнком и активно интересоваться его повседневной жизнью, заметны уже первые признаки психического расстройства. В этом случае важна консультация сначала участкового педиатра, после – узкопрофильного специалиста.

Стадии и степени депрессии у подростков

Депрессия у подростков (признаки болезни проявляются постепенно) в среднем длится от 6 до 8 мес. За этот период происходят события, которые позволяют улучшить психоэмоциональное состояние ребенка, либо же заболевание переходит в хроническую форму, начинаются осложнения.

Выделяют следующие стадии развития депрессивного состояния у детей подросткового возраста, которые типичны для всех видов болезни:

  • 1 стадия — появляется раздражительность, нарушается сон, подросток показывает прямой протест, отказывается выполнять указания родителей или свои прямые обязанности;
  • 2 стадия — возникает замкнутость, отсутствие желания общаться с окружающим миром, родителями, сверстниками, большая часть времени проводится в стенах своей комнаты (обычно такое состояние проявляется спустя 2 мес. от начала болезни);
  • 3 стадия — наблюдается ухудшение психического здоровья, у подростка появляются первые суицидальные мысли, которые могут быть реализованы в действительности, подавленное состояние меняется на резкий эмоциональный всплеск в виде агрессии;
  • 4 стадия — развиваются вторичные психические расстройства, присоединяются неврозы, которые могут проявляться в виде непроизвольного подергивания отдельных частей тела, выполнения одних и тех же самых действий-ритуалов, ходьбы по заданному маршруту (при этом практически полностью отсутствуют психоэмоциональные реакции на раздражители окружающего мира).

Наиболее успешным является лечение депрессии, которое было начато на 1-2 стадии развития заболевания. Подросток, психическое состояние которого было изменено до 3-4 стадии депрессии, тяжело поддается медикаментозной терапии, приобретает склонность к самоубийству, а само заболевание довольно часто возникает повторно в виде рецидива.

Как понять, что пора обратиться за помощью к специалисту?

Обычно родители наблюдают и всячески борются с депрессивными признаками у детей, в основном агрессивными способами. Но наступает момент, когда они понимают, что черта перейдена и пора искать помощи у врача. Как не пропустить этот момент и уберечь ранимого подростка?

Вот признаки, заметив которые стоит обратиться за консультацией к психотерапевту или психиатру:

  • Заметные следы самоповреждений (порезы на руках, сбитые кулаки)
  • Отказ подростка от пищи в течении более чем пяти дней.
  • Высказывание напрямую, или через продукты творчества суицидальных идей и мыслей, следы суицидальных попыток.
  • Деструктивное асоциальное поведение (драки, агрессивные конфликты, грубые нарушения закона).
  • Изоляция от окружающих.
  • Прогрессирующая апатия.

Если были замечены вышеперечисленные симптомы, нужно незамедлительно обратиться за помощью к специалисту, Даже демонстративный суицид может стать успешным

Поэтому важно не пропустить депрессию у подростка

Диагностика

Если у родителей появляется подозрение на то, что их ребенок психически нездоров, необходимо обратиться за помощью к специалисту. Потребуется консультация психиатра или клинического психолога. Перед врачом встает задача выяснить, имелись ли аналогичные случаи в семейном анамнезе

Важно оценить степень тяжести проблемы, выявить основные симптомы болезни

Главные диагностические мероприятия, которые реализуют для постановки диагноза:

Беседа. Она проводится с пациентом в индивидуальном порядке или в присутствии родственника. Родитель на приеме у врача может потребоваться в случае тяжелой депрессии, когда сам больной не в состоянии адекватно ответить на вопросы специалиста.
Наблюдение

Врач обращает внимание на поведенческие особенности подростка, на эмоциональную составляющую его характера.
Опрос. У психолога на вооружении имеются специализированные опросники и тесты, которые позволяют уточнить диагноз

Например, шкала Гамильтона, СМИЛ.

После проведения обследования врач выставляет диагноз и определяется с тем, как грамотно помочь подростку выйти из депрессии.

Профилактика депрессии у подростков

Психическое здоровье также важно, как и стабильная работа внутренних органов и систем. Следует заранее позаботиться об эмоциональном состоянии ребенка

Ниже перечисленные правила профилактики, которые необходимо соблюдать, как самому подростку, так и его родителям:

не злоупотреблять спиртными напитками, отказаться от наркотических средств, табачных изделий, зависимости от азартных игр;
детям выходить из зоны комфорта, знакомиться с новыми друзьями, не стесняться проявлять себя как личность;
родители не должны подавлять инициативы ребенка, если они не выходят за рамки закона или моральных норм;
подросток должен сосредоточить свое внимание и физическую энергию на каком-либо увлечении, хобби (это может быть спортивная секция, художественный кружок, изучение любимого предмета школьной программы);
родители должны ежедневно уделять не менее 1 ч в день, чтобы поговорить с ребенком о школе, его новых знакомствах, друзьях, интересоваться, что его беспокоит, какие присутствуют страхи, возможно, он испытывает неуверенность в себе, у него накопились проблемы.

Все вопросы обсуждаются в спокойной атмосфере. Суть беседы заключается в том, чтобы найти выход из любой ситуации. Подросток должен чувствовать поддержку в семье со стороны близких людей.

Это первый шаг на пути к оптимизму, преодолению пессимистических настроений и отсутствия веры в то, что завтрашний день будет лучше. Медицинская статистика показывает, что в семьях, где царит взаимопонимание, отсутствует физическое и психологическое давление, случаи подростковой депрессии практически не встречаются.

Лечение депрессии у подростков и детей

Начало лечения депрессии может быть трудным. Часто сама депрессия мешает. Ребенок, находящийся в депрессивном состоянии, может чувствовать себя подавленным, усталым и безнадежным. Возможно, девочка или мальчик несправедливо обвиняют себя или свои обстоятельства в том, что она чувствует. Это некоторые из характерных симптомов и мыслей, которые сопровождают депрессию, и они могут мешать подростку, находящемуся в депрессии, говорить и просить о помощи, или верить обеспокоенным родителям, когда они говорят, что лечение депрессии может помочь им.

Но лечение может действительно помочь детям и подросткам, борющимся с депрессией, включая несколько различных видов терапии и лекарств, которые, как доказали, были эффективными. Вид лечения, рекомендуемый вашему ребенку, будет зависеть от его симптомов и предпочтений, а также от опыта врача.

Существуют различные виды терапии, которые считаются «основанными на фактических данных» для лечения депрессии, что означает, что они были изучены и клинически доказали свою эффективность. Вот некоторых из них:

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Когнитивно-поведенческая терапия является золотым стандартом терапии для лечения детей и подростков с депрессией. КПТ работает, помогая справляться с такими симптомами, как подавленное настроение и бесполезные мысли (например, «я никому не нравлюсь» или «все всегда будет так»). При КПТ психотерапевты активно работают для достижения поставленных целей, таких как улавливание этих бесполезных моделей мышления и улучшение способности решать проблемы.

Главное в лечении — научить детей тому, чтобы их мысли, чувства и поведение были взаимосвязаны, поэтому изменение одного из этих пунктов может изменить все три. Например, одна техника, называемая «поведенческая активация», побуждает людей участвовать в занятиях, а затем наблюдать влияние, которое они оказывают на их настроение.

Поведенческая активация помогает противостоять изоляции, которую часто испытывают люди с депрессией, что может усилить их подавленное настроение.

Диалектическая поведенческая терапия (ДБТ)

Для подростков с более тяжелой депрессией может быть полезна диалектическая поведенческая терапия. ДБТ — это форма КПТ, которая была адаптирована для людей, испытывающих затруднения при управлении очень болезненными эмоциями и могут участвовать в рискованном поведении, причинении себе вреда, таких как порезы, и суицидальных мыслях или попытках самоубийства.

Чтобы управлять интенсивными эмоциями, люди, участвующие в ДБТ, учатся практиковать осознанность и развивают навыки решения проблем, такие как терпение, решение трудных ситуаций и более эффективно взаимодействовать с друзьями и семьей. ДБТ — это высоко структурированное лечение, которое включает индивидуальную терапию.

Интерперсональная (межличностная) психотерапия (ИПТ)

Когда человек в депрессии, его отношения также могут страдать. Межличностная терапия работает, затрагивая отношения ребенка, чтобы сделать его более здоровым и поддерживающим. В ходе этой терапии дети приобретают навыки, позволяющие лучше донести свои чувства и ожидания, они развивают навыки решения проблем для разрешения конфликтов и учатся наблюдать, когда их отношения могут влиять на их настроение.

ИПТ был адаптирован для подростков с депрессией для решения общих проблем подростковых отношений, включая проблемы общения с родителями или сверстниками. Эта специализированная форма межличностной терапии, называемая ИПТ-А, обычно составляет от 12 до 16 недель.

Причины возникновения

Факторы, увеличивающие вероятность развития депрессии:

  1. Нарушения в центральной нервной системе. Наиболее часто их возникновение связано с периодом вынашивания и родов. Инфекционные болезни, перенесенные матерью при беременности (корь, краснуха, цитомегаловирусная инфекция, герпес, грипп и другие), гипоксия (как при вынашивании, так и во время родов), резус-конфликт, травматические повреждения головы — все это увеличивает вероятность, что позднее у ребенка появятся психические заболевания.
  2. Генетическая предрасположенность. Если в числе близких родственников ребенка есть люди, имеющие депрессию и другие психические расстройства, это также влияет на вероятность развития депрессии у него.
  3. Проблемы в семье, взросление вне семьи. Разлука с матерью крайне болезненно воспринимается маленькими детьми, что может стать фундаментом для развития депрессии. Воспитанники детских домов также чаще страдают депрессией, чем их сверстники.

    Алкогольная, наркотическая зависимость у родителей, постоянные скандалы, насилие в семье, развод родителей влияют на формирование чувства ненужности, безысходности, бессмысленности жизни у ребенка.

  4. Особенности отношения родителей. На психику ребенка негативно влияет чрезмерная опека, эмоциональная отстраненность родителей, повышенный контроль действий, применение насилия, включая психологическое.
  5. Проблемы в социальном окружении. Сюда относятся трудности при заведении дружеских отношений в детском саду, в школе и других учебных заведениях, травля, насилие со стороны окружающих детей, чрезмерное давление и жесткость педагогов, проблемы в романтических взаимоотношениях.
  6. Хронический стресс. Повышенная умственная нагрузка в школе, особенно в подростковом периоде, сильное давление преподавателей в связи с экзаменами, нездоровые взаимоотношения с одноклассниками — все это чрезмерно угнетает психику подростка. Также к факторам, создающим хронический стресс, относятся болезни близких родственников, уход за лежачим больным, напряженная обстановка в семье.
  7. Острая стрессовая ситуация: смерть друзей, близких родственников, домашних животных, попадание в ДТП, разрыв отношений с партнером и многое другое.
  8. Изменения в гормональном фоне, которые естественны для подросткового периода. Они влияют на поведение подростка, делают его слишком чувствительным.
  9. Личностные особенности. Чувствительные, творческие дети и подростки, ведущие себя не так, как все, чаще других детей страдают депрессией.

Также значение имеет отношение ребенка, подростка к самому себе, сформированное под влиянием окружения. К примеру, некоторые дети впадают в депрессию, потому что им не удается достичь того, чего от них ждут родители, они чувствуют себя глупыми.

Причины подростковой депрессии. Как понять происходящее? Комментирует врач-психотерапевт:

Способы лечения депрессии у подростков

Чем раньше произойдет диагностика и начнется лечение депрессии, тем лучше для больного. Несмотря на значительные шансы на полное выздоровление, риск рецидива, однако, остается высоким.

В лечении применяются, прежде всего, антидепрессанты, психотерапия или сочетания этих методов. Вопрос, с чего начать, по-прежнему вызывает много споров среди специалистов. Все больше данных говорит, однако, о большей эффективности комплекса из антидепрессивных препаратов с когнитивно-поведенческой терапией – одна из специфических форм психотерапии.

Антидепрессанты для лечения подростков

Антидепрессанты в лечении подростков являются, как правило, методом первого удара, когда верны утверждения:

  • симптомы депрессии настолько серьезные и тяжелые, что применение психотерапии, кажется, мало эффективным;
  • невозможен быстрый доступ к услугам психотерапевта (например, из-за места жительства или иных обстоятельств);
  • имеют место симптомы психоза или выявлено биполярное расстройство;
  • депрессия имеет хронический характер.

Чтобы предотвратить рецидив депрессии, прием лекарств должен проводиться, по крайней мере, в течение нескольких месяцев после исчезновения симптомов заболевания. Потом их постепенно отменяют в течение нескольких недель или месяцев, конечно, под контролем врача.

В случае появления в это время (или в ближайшее время после отмены препарата) признаков ухудшения настроения, необходимо, как правило, возобновление препарата в полной дозе.

Психотерапия при лечении подростков

В отношении психотерапии исследования подтвердили эффективность некоторых видов кратковременной психотерапии, особенно когнитивно-поведенческой. Молодой человек, страдающий от депрессии, часто мыслит искаженным, негативным образом, что только активизирует болезнь. Когнитивно-поведенческая позволяет молодым пациентам изменить негативные схемы мышления и выработать положительное отношение к себе, миру и жизни.

Как показывают исследования, этот вид психотерапии приносит лучшие результаты, чем групповая или семейная терапия. Также – из всех методов психотерапии – оказывает наиболее быстрый эффект.

Часто врачи рекомендуют продолжать психотерапию еще некоторое время после исчезновения симптомов депрессии с целью закрепления уже выработанных способов борьбы со стрессом. Консультация с врачом также рекомендуется в случае появления первых признаков повторного ухудшения настроения после ранее перенесенного эпизода депрессии.

Добавить комментарий