Аутизм у детей

Введение

Понятие «аутизм» было впервые введено психиатром Э. Блейлером в начале XX века и характеризует состояние психики с выраженным дефицитом социального, личностного, речевого развития, склонностью к самоизоляции, отстранением от внешнего мира и утратой связи с ним. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как самостоятельное психическое расстройство был выделен Л. Каннером в 1943 г., независимо от него Н. Аспергером в 1944 г. и С.С. Мнухиным в 1947 г. Изначально считавшийся одним из симптомов шизофрении, аутизм, в частности РДА, стал рассматриваться как самостоятельное заболевание с характерным рядом синдромов . Однако его клиническая картина довольно обширна и требует в каждом случае строгой дифференциации.

В настоящее время количество детей, имеющих проявление аутизма или расстройств аутистического спектра, непрерывно увеличивается. За последнее десятилетие частота встречаемости этого заболевания увеличилась более чем в 10 раз. Стремительный рост этой частоты в сочетании с разнообразием клинической картины, а также сложностью коррекционной работы, направленной на социализацию пациентов, обучение их навыкам самообслуживания и общения, делает аутизм и, в частности, РДА не только медицинской, но и социальной проблемой.

До сих пор не существует ясного понимания причин данного расстройства, а, следовательно, и универсальных профилактических и абилитационных методик. На сегодняшний день разработано множество методов коррекции аутизма, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Подбор коррекционной методики в каждом случае осуществляется индивидуально, однако даже тщательный выбор терапии соответствующими специалистами зачастую дает незначительный эффект ввиду непонимания причин нарушения в каждом конкретном случае. Хотя многие методики позволяют добиться улучшения качества жизни аутистов, но и их эффективность не имеет систематической повторяемости.

В данной работе освещается новое, системное понимание причин аутизма и особенностей детей, предрасположенных к аутизму, имеющему психогенное происхождение, с использованием современных знаний по системно-векторной психологии , разработанной в сегодняшнем виде Ю. Бурланом . Предметом изучения системно-векторной психологи является индивидуальное и коллективное бессознательное, которое описывается с помощью 8 базовых элементов – векторов. Вектор представляет собой набор врожденных желаний и соответствующих свойств, определяющих в зависимости от их развития жизненный сценарий индивида. Векторы человека не меняются в течение жизни, меняется лишь степень развитости и реализованности свойств векторов, что во многом определяет как состояние человека, так и все его проявления, вплоть до болезней. Понятие вектора тесно связано с введенным З. Фрейдом понятием эрогенной зоны .

Также мы рассмотрим здесь наиболее известные методы абилитации детей-аутистов с точки зрения системно-векторной психологии.

Лечение аутизма

К сожалению, пока ученые не придумали как можно вылечить аутизм полностью. Но разработаны методики и программы коррекции, которые помогут обучить ребенка нужным сценариям поведения, помочь ему освоить жизненно важные навыки, уменьшить проявление признаков аутизма, снизить уровень агрессии и повысить качество жизни как самого малыша, так и его близких.

В процесс лечения обычно включаются и родители, и команда специалистов (психиатр, логопед, педиатр, невролог, преподаватели). Ребенку подбираются подходящие медикаменты, диета и комплекс методик, направленных на борьбу с проблемой.

Цели коррекционной работы

Первостепенной задачей психолога является создание комфортной среды для детей в семье, подбор правильного питания и уменьшение некомфортных условий. Индивидуальная программа занятия с аутичными детьми должна включать следующие основополагающие моменты.

  1. Одно из направлений коррекционной работы позволяет направить поведение ребенка и получить понимание цели своих действий. Сначала достигаются яркие эмоции, когда используются несложные для ребенка занятия. Со временем упрощается достижение этих целей и на основе положительных реакций педагог подталкивает воспитанника к самостоятельному достижению задач.
  2. Второе направление развивает навыки коммуникабельности. При любых особенностях речевых проблем необходимо постоянно общаться с детьми-аутистами, открывать новые слова и объяснять, что происходит вокруг. Далее следует постепенно привлекать ребенка к разговорам о планах на день, участвовать в процессе их осуществления и подводить вместе итоги. На следующем этапе вместе с маленьким напарником можно будет составлять план на более длительный период времени, подталкивая в будущем к самостоятельному планированию.
  3. Третье направления помогает освоить воздействие на бытовом уровне в кругу семьи. Ребенку требуется терпеливо объяснять и помогать выполнять бытовые задачи, такие как, например, мытье посуды, чистка зубов, подготовка к прогулке, сборы перед поездкой.
  4. Последнее направление основывается на принятии ребенком окружающего мира. Аутичных детей необходимо постепенно приучать к общению с взрослыми, расширять его кругозор и учить ориентироваться вокруг, при этом окружающий мир должен восприниматься без негативных реакций.

Особенности функционального подхода коррекции поведения аутиста

Функциональный подход АБА существенно отличается от других видов вмешательств, потому что любое поведение, кроме врожденных рефлексов, расценивает как обученное или обучаемое и, соответственно, подлежащее коррекции.

Одним из наиболее мощных инструментов для этого является поведенческая психология с трехкомпонентной последовательностью анализа поведения: предшествующий фактор-поведение-последствие.

Когда есть четкое понимание, что является проблематичным — поведение или его отсутствие, можно проанализировать ситуацию и сделать вывод, что к нему привело посредством выявления функций нежелательного поведения. Далее работаем с первопричиной.

Методы коррекции аутизма у детей в этом случае могут быть разными, но чаще всего начинают с процедуры подкрепления альтернативного поведения с помощью поощрений. Преимущества коррекции аутизма у детей с помощью функционального подхода:

  • не влияет на характер, а только на поведение;
  • предполагает индивидуальный подход и подбор методик;
  • доступен для освоения специалистам и родителям;
  • имеет высокую научно доказанную эффективность.

План работы с аутистами в начальной школе

Учитель, не успевший пройти специальную подготовку, в начале работы с аутичными учениками обычно сталкивается с различными трудностями. Чтобы профессионально справиться с ситуацией, нужно придерживаться следующего плана действий:

сбор информации о РАС из соответствующих статей и форумов в интернете, бесед с родителями аутичных детей, специальной литературы. Чем больше учитель будет знать об аутистах – тем проще ему будет даваться работа с ними. Помните, что необычный ученик – это человек, очень нуждающийся в вашей помощи, поэтому вы должны стать сильным и терпеливым помощником, а не «жертвой обстоятельств»;

наблюдение за учеником. Для успешной работы вы должны выяснить нюансы поведения ребенка в различных ситуациях, а также факторы, пугающие его, раздражающие, успокаивающие и т. д. Обязательно поддерживайте диалог с родителями – лучшими «знатоками» вашего необычного ученика;

преобразование учебного пространства, особое структурирование среды, в которой находится ученик

Если нейротипичному ребенку достаточно расписания, просто записанного в дневник, его аутичному соученику жизненно важно постоянно видеть это расписание. Дети с РАС хотят всегда знать последовательность дальнейших действий – это успокаивает их и создает внутренний комфорт

Пусть расписание висит на видном месте на стене или классной доске, к парте будет приклеен листок с подсказками, основные направления будут указаны стрелками и т. д. Предсказуемость и безопасность образовательной среды – одно из главных условий успешной учебы ребенка-аутиста;

проявление интереса, внимания, увлеченности. Самый адекватный способ взаимодействия с аутичным ребенком – искренняя заинтересованность. Конечно, такой ученик – не самое легкое испытание на вашем педагогическом пути, но в какой-то мере его появление в классе является для вас «проверкой на профпригодность»: действительно ли вы любите детей и можете блестяще продолжать свою работу даже в непростой ситуации?

ВАЖНО! При необходимости для ребенка-аутиста можно составить индивидуальный учебный план. Детали индивидуального подхода к обучению зависят от того, что именно будет наиболее полезным для ребенка из программы обычного класса

К примеру, если ученик категорически не воспринимает и не понимает математику – он может во время уроков математики посещать школьного психолога или логопеда. Если основные дисциплины (ту же математику, литературу, иностранный язык и т. д.) ребенок изучает по специальной программе на дому – он может приходить в обычную школу на уроки для физического и общего развития (музыка, труд, физкультура).

В разработке индивидуальных учебных планов для аутичных школьников должны участвовать не только учителя, но и психолог, логопед, АВА-терапист.

Клинико-психолого-педагогическая картина

Аутизм проявляется наиболее ярко в возрасте 3−5 лет. Наиболее характерные проявления в раннем возрасте:

— аутичный ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза».

— первая улыбка не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью, другими реакциями других людей.

— на руки ребенок не просится, на руках остается напряженным.

— своих близких ребенок узнает, но не проявляет яркой эмоциональной реакции.

— к ласке иногда относится равнодушно или неприязненно.

— к дискомфорту (например нарушение режима питания) относится либо совершенно безразлично, либо вообще не переносит.

— потребности в контактах с другими людьми либо не испытывает или быстро пресыщается, либо стремится избегать, либо относится безразлично, вяло.

3 стр., 1192 слов

Галина Александровна Брилькова заместитель директора по УВР ГУО «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Современный этап развития общества характеризуется тем, что в мире происходят изменения приоритетов в различных сферах жизни, и на первый план выходит самоценность индивидуумов, вне зависимости от национальности, вероисповедания, цвета кожи и …

— в поведении характерен феномен тождества, т. е.:

1. Стремление к сохранению постоянства. Внешние реакции на изменении проявляются в беспокойстве, страхе, агрессии;

2. Многократное повторение одних и тех же движений и действий; звуков и слов; ритмичное постукивание по окружающим предметам; постоянство в бытовых привычках (пища, посуда, одежда и т. д.);

3. В игре — бессмысленное повторение одних и тех же действий, любят переливать воду, играть с сыпучими материалами (но только пересыпать).

— Особенности моторики. Движения угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде. Иногда мелкая моторика развивается раньше, чем общая.

— Страхи проявляются очень рано, стойкие и труднопреодолимые (если испугался укола, то почти всю жизнь будет бояться белых халатов).

— Особенности речевого развития:

1. Отсутствие речи;

2. Повторение слов, фраз, сказанных другими, через некоторое время;

3. Большое количество слов-штампов;

4. Позднее появление в речи местоимений и другие отклонения.

Дети с РДА в той или иной степени страдают интеллектуальной недостаточностью, но примеры того, что некоторые люди с диагнозом РДА поднимаются на высокие ступени социальной иерархии говорят о том, что правильная и своевременная коррекция аутизма становится условием интеллектуального прогресса. Но такие случаи нечасты.

Встречаются дети, у которых помимо аутических нарушений есть органические поражения мозга. Это уже сложное нарушение, которое затрудняет коррекционное вмешательство.

К оценке интеллектуальных возможностей аутического ребенка следует относиться осторожно. Например, отличные вычислительные способности (складывает, умножает, делит) сочетается с неспособностью понять смысл простой задачи

(У тебя 2 яблока, мама дала 3. Сколько стало?)

17 стр., 8390 слов

Причины аутизма

Точной причины развития заболевания не установлено. Существует несколько гипотез возникновения аутизма. Основной из причин считается влияние на организм ребенка генномодифицированных продуктов. Кроме того, возможными провоцирующими факторами являются:

  • тератогенное воздействие на плод в период беременности (консерванты, алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, стресс и т. д.);
  • органические поражения ЦНС;
  • гормональные нарушения;
  • вирусные и бактериальные инфекции;
  • воздействие внешних факторов окружающей среды (радиация, отравление тяжелыми металлами и др.).

Цели занятий с детьми-аутистами

Хотя каждый маленький аутист по-своему уникален, стереотипное поведение и основные нюансы, затрудняющие социальную коммуникацию, являются типичными для всех детей с РАС. Соответственно, параллельно обычным общеобразовательным занятиям с такими учениками необходимы и такие шаги, как:

    • поощрение к социально приемлемому взаимодействию и контакту с другими учениками;
    • посильное смягчение различных патологических симптомов в поведении и мировосприятии ученика.

Итак, обучение аутичного ребенка среди обычных детей должно помочь ему адаптироваться в коллективе и наработать навыки социализации. Людям с РАС, посещавшим детсад и школу с нейротипичными детьми, в дальнейшем гораздо легче ощутить себя полноценными членами общества, чем бывшим ученикам коррекционной школы. Отметим, что процесс социализации протекает значительно проще и быстрее, если параллельно ребенок занимается по методике АВА (прикладной поведенческий анализ) – не только с профильным специалистом, но и в домашних условиях с родителями. Также эффективными оказываются и прикладные обучающие материалы — визуальное расписание занятий для аутиста, игры, карточки. 

Ранний детский аутизм и его преодоление в Центре «Доброе слово»

Почему нашим специалистам удается оказывать результативную помощь детям с аутистическим расстройством? Дело в том, что мы умело используем как традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя, так и новые методы лечения аутизма. При этом наши специалисты понимают: одни и те же способы обладают различной актуальностью в разные возрастные периоды и могут быть более или менее эффективными для разных детей. Поэтому мы постоянно находимся в поиске наиболее результативных приемов и направлений, нацеленных на решение проблемы.
Все методы, которые мы применяем, хорошо изучены и используются только после тщательного обдумывания и подтверждения коллегиальным опытом. Педагоги находятся в постоянном контакте, сотрудничают друг с другом и обмениваются опытом. В Центре «Доброе слово» созданы условия для обучения родителей и молодых коллег, постоянно проводятся мастер-классы, педсоветы, коллегиальные обсуждения, родительские собрания. Такая обратная связь дает возможность каждому методу, использующемся, чтобы корректировать ранний детский аутизм, оказать наиболее эффективное воздействие.
Если у вас есть вопросы – обращайтесь! Наши специалисты готовы оперативно дать исчерпывающие ответы и предоставить консультации в режиме онлайн.

Что такое аутизм

Точную причину аутизма ученые пока еще не определили. Но медики уверены, что к появлению аутических расстройств приводит комплекс факторов. Среди предполагаемых триггеров, из-за которых возникает аутизм, врачи называют:

  • генетические факторы (как взаимодействие разных генов, так и мутации);
  • воздействие химических веществ (в том числе медикаментов) на мать во время беременности или на новорожденного;
  • нарушения метаболизма;
  • нарушения гормонального фона;
  • вирусные и бактериальные инфекции.

Чаще аутизм встречается у мальчиков, а также если в семье есть ребенок с аутизмом, риск того, что еще один малыш родится с этим расстройством составляет 20%.

Лечится ли аутизм?

Аутизм – явление очень сложное, многогранное и противоречивое. Как и в случаях с любыми другими хроническими состояниями, не имеющими определенной природы и причины, от аутизма не существует одной-единственной таблетки или методики, способной гарантировать полное излечение в оговоренные сроки.

Все существующие на сегодняшний день профильные терапевтические методы направлены на повышение коммуникативных возможностей аутичных детей и взрослых, развитие у них необходимых навыков общения, поведения, самообслуживания и т. д. К таким методам относится и сенсорно интегративная терапия, которая помогает развивать когнитивные навыки.

Успех в борьбе с аутизмом во многом зависит от степени тяжести проявлений этого состояния. Так, ранний детский аутизм (РДА) по интенсивности симптоматики разделяется на четыре большие группы:

  • 4 группа – самая легкая степень, характеризующаяся излишней чувствительностью к чужому мнению, психологической уязвимостью и ранимостью;
  • 3 группа – повышенная увлеченность стереотипными аутистическими занятиями и интересами (например, рисовать картинки с одним определенным сюжетом ежедневно в течение нескольких лет), стремление абстрагироваться от внешнего мира в своей «раковине», однообразные не познавательные увлечения;
  • 2 группа – аутичный ребенок активно отвергает окружающую среду, проявляя тщательную избирательность в контакте с ней. Общение с ограниченным числом людей, привередливость в еде и одежде, речевые и двигательные стереотипии, протест против перемен, агрессия, аутоагрессия и т. д.;
  • 1 группа – аутист полностью отрешен от окружающей действительности, отсутствует какая бы то ни была социальная активность.

Разумеется, сравнительно быстро добиться высоких результатов у малыша с легкой формой РАС будет проще, чем у подопечного из первой или второй группы. Но даже вне зависимости от степени аутизма, вероятность полного излечения в наиболее краткие сроки значительно повышается при ранней постановке диагноза.

Существует множество примеров, когда двухлетних детей «выводили» из аутистического спектра за 1–1,5 года, тогда как четырехлетних – уже примерно за 5 лет и т. д. Согласно данным современной статистики, после прохождения специальной поведенческой терапии в общеобразовательные школы успешно интегрируются свыше 60% детей с аутизмом, диагностированным в возрасте до 3 лет

Потому особенно важно своевременно обнаружить аутизм у детей и купировать его в раннем возрасте. 

Система помощи аутичным детям

В США распространено оперантное обучение (поведенческая терапия).

Метод предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение. Проще говоря, механическое заучивание навыков, умений. Эффективность высокая, 50−60% способны овладеть программой массовой школы, но проблема в том, что полученные навыки с трудом переносятся в другие условия, а поэтому гибкости, адаптации к жизни в обществе, как правило, не происходит.

ТЕАССН — программараспространена в Европе, Азии, Африке. Усилия направляются на развитие невербальных форм общения, на формирование простых бытовых навыков. Эта программа не обеспечивает высокого уровня адаптации к жизни, но позволяет добиться возможности жить «независимо и самостоятельно» в особых, искусственно созданных условиях (домашние условия).

В России разработана методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции (Лебединская, Никольская).

Усилия направляются на коррекцию эмоциональной сферы. Но метод эффективен только при легких формах РДА.

Тем не менее государственной системы помощи детям, страдающим РДА в России не создано.

Специализированных коррекционно-образовательных государственных учреждений 2 в Москве и Санкт-Петербурге. В основном дети с РДА находятся в других видах специальных школ. С легкими формами РДА обучаются в массовой школе. Но таким детям необходима специальная психолого-педагогическая поддержка, которую чаще всего оказать не могут.

4 стр., 1873 слов

Нарушение сознания

Для определения состояний расстроенного созна­ния чаще всего используют набор критериев, предложенных немецким психиатром К.Ясперсом: отрешенность от реаль­ного внешнего мира, выражающаяся в том, что больные отры­вочно, фрагментарно, неотчетливо воспринимают действитель­ность; нарушение ориентировки во времени, месте, ситуации, реже в собственной личности; нарушение стройности мышления, вплоть до …

Существует и негосударственное образовательное учреждение — общественная организация «Добро» под рук. С.А. Морозова. Специфика организации социально-педагогической помощи аутичным детям состоит в том, что она направлена на развитие коммуникативной деятельности. Развитие умения общаться с разными людьми в разных ситуациях помогает аутичному ребенку научиться контролировать свое поведение.

Важным в работе педагога является умение преодолеть неконтактность ребенка. Поэтому прежде чем идти на контакт, педагог должен выяснить пристрастия ребенка, его особенности, игровые возможности, уровень развития навыков самообслуживания и социальных навыков, какие обстоятельства могут вызвать дискомфорт у ребенка, а какие удовольствие. Важным является общение с родителями.

При установлении первого контакта избегать любых ситуаций, предполагающих давление на ребенка, атмосфера общения должна вызвать у ребенка интерес, чувство защищенности и положительные эмоции. В окружающей обстановке не должно быть факторов, раздражающе действующих на ребенка (яркий свет, резкий звук).

Признаки аутистического расстройства

Существует ряд клинических показателей, свидетельствующих о наличии аутического синдрома:

Неспособность к установлению социальных взаимосвязей, осознанию роли окружающих людей, а также рефлексии собственного поведения. Уровень аффективной (эмоциональной) реакции даже при взаимодействии с самыми близкими людьми ослаблен, создается ощущение, что достучаться до человека невозможно.
Страх перед любыми изменениями – маршрутов, обстановки, места жительства, круга общения. Уровень страха быстро поднимается до панических реакций и последующему психомоторному возбуждению.
Однообразный тип поведения, отсутствие выраженных реакций на комфортные или дискомфортные условия, неспособность к подражанию. Определяющим в выборе линии поведения является непосредственное влечение без оценки общей логики ситуации и жизни в целом.
Сфера интересов ограничена неодушевленными предметами, а характер взаимодействия с ними определяется выполнением стереотипных манипуляций (включение-выключение, кручение, сортировка по размеру или цвету и др.).
Нарушение сенсомоторного развития и интеграции сенсорных стимулов. Характерна повышенная чувствительность к тактильным, зрительным или аудиальным стимулам вплоть до истерик и сенсорной перегрузки

Иногда отсутствует чувствительность – ребенок не чувствует голода, не реагирует на раздражители, поскольку его внимание сосредоточено на собственном внутреннем мире. Такая дезинтеграция стимулов приводит к проблемам с координацией в пространстве (движения могут быть угловаты, стереотипны, возможна ходьба на цыпочках), а также к речевым нарушениям (эхолалия, недостаточность экспрессии, нарушение произношения)

Со временем данные нарушения могут приводить к снижению интеллектуальных показателей, хотя изначально их там нет. При различных синдромах интеллект может снижаться или же иметь показатели высокого уровня, как в раннем периоде, так и в качестве последствий нарушения.

Как помочь адаптироваться аутисту в детском саду, школе

Рассуждая, как работать с ребенком аутистом «простому» педагогу, необходимо изначально понимать, что привыкание такого ребенка к коллективу – достаточно кропотливый процесс, требующий совместных усилий не только работников детсада или школы, но и родителей ученика, поскольку он постоянно нуждается в дополнительном внимании. Соответственно, правильный подход к тому, как работать с аутистом учителю или воспитателю, должен базироваться на различных специальных приемах и способах, направленных на ускорение адаптации аутичного ученика в коллективе.

Визуальные коммуникации

Поскольку дети с аутизмом в большинстве своем имеют склонность к визуальному мышлению, им гораздо легче воспринимать информацию а) раздробленную на небольшие «порции», б) в наглядной форме. Так, очень действенным методом станет визуальное (иллюстрированное) расписание, позволяющее ученику всегда понимать, что произойдет дальше. Этот способ можно использовать как в школе или детсаду, так и в кружке или секции.

Поддержка

Работа с детьми аутистами в детском саду или школе обязательно должна включать в себя помощь аутичному ученику в понимании им смысла всего происходящего в течение детсадовского дня. Для этого нужно отдельно проговаривать ему все действия и события, которые происходят в данный момент или планируются. Например, в детсаду: «Сейчас все детки начнут обедать, и ты тоже будешь обедать. Потом будет тихий час, мы будем отдыхать, а когда отдохнем – будем играть, рисовать, пойдем на прогулку и т. д.»

Для любого аутиста очень важно знать, что его ожидает, поскольку такая информация успокаивает его и он чувствует себя в безопасности, тогда как неизвестность – сильно пугает и буквально «выбивает почву из-под ног»

Сенсорные игры

Выявление некоторых индивидуальных особенностей малыша может значительно упростить понимание, как работать с детьми аутистами воспитателю в детском саду. Например, если воспитатель замечает, что аутенок любит проводить время в одиночестве, пересыпая песок, переливая воду и т. д. – можно использовать эти особенности, чтобы установить взаимодействие с малышом. Например, вместе играть с песком или крупой, «прятать» в них мелкие игрушки, чтобы ребенок их находил, окрашивать воду в разные цвета.

Подобное взаимодействие является «разделенным переживанием», которое помогает не только установить контакт, но и создать базу для «разделенного внимания» – а на его основе затем будет построена совместная деятельность с остальными ребятами.

Стереотипные игры

Аутенка не интересуют сенсорные игры, но при этом он любит возиться с предметами, обладающими сходными признаками. Такое занятие тоже можно сделать развивающим, придав ему некий смысл и расширив его границы. Например, если малыш складывает рядком колечки от пирамидки – сядьте рядом и начните составлять ряды из одинаковых предметов, не похожих на колечки (кубиков, картинок, кукол и т. д.). Постепенно нужно добавлять к своим рядам какие-то несложные, но осмысленные сюжеты: к примеру, поставив машинки друг за другом, изобразить едущий поезд.

В итоге, чем больше смысла удастся «нарастить» на стереотипной игре, тем быстрее смягчатся симптомы стереотипии, поскольку ребенок будет уже не просто бездумно складывать предметы в ряд, а постарается достичь определенного результата – сделать поезд и т. д.

Контакт с другими детьми

Корректная работа с детьми аутистами в школе или детсаду невозможна без помощи со стороны педагога в налаживании контакта с остальными учениками. Необходимо стараться очень деликатно и дружелюбно привлекать ребенка с РАС к общим занятиям или играм, предупреждая возможные эпизоды агрессии или неадекватности.

При этом просто пересекать нежелательное поведение недостаточно: нужно доброжелательно и ненавязчиво обучать аутиста взаимодействовать с детьми более «правильно» и социально приемлемо. Например: «Нельзя отнимать мячик (карандаш, книгу) без спроса. Нужно попросить: “дай мне поиграть мячиком”» и т. п

При этом важно, чтобы словесные формулировки соответствовали уровню возможности понимания их ребенком

Analysis of the causes of autism and methods of habilitation of autistic children viewed from the perspective of Yuri Burlan’s System Vector Psychology

Abstract. The paper analyzes the causes of autism which has a psychogenic origin, as viewed in Yuri Burlan’s System Vector Psychology. It shows the connection between autistic children’s characteristics and presence of the audial vector in their psyche. It also provides a system analysis of the main methods used for habilitation of children with autism. System vector approach to the correction of infantile autism allows to differentiate the various aspects of the existing methods, when using them for habilitation of a particular child, and to develop a habilitation program based on the child’s individual characteristics.

Key words: autism, disorders of autistic spectrum, Yuri Burlan’s system-vector psychology, sound vector, psychoanalysis.

Диагностика

Установление диагноза «аутизм» — непростая задача. Для этого врач беседует не только с ребенком, но и с его родителями. Последние должны рассказать все, что кажется странным в поведении малыша. Мама и папа также отвечают на вопросы из специального опросника. Очень часто родители не придают особого значения некоторым особенностям ребенка, в результате чего лечение аутизма у детей откладывается. И именно это является серьезной проблемой, а не сам диагноз.

Кроме того, сложность диагностики заключается в схожести симптоматики с другими заболеваниями. Аутизм необходимо дифференцировать с СДВГ, гиперактивностью, ЗПР, ЗПРР, алалией и некоторыми другими патологиями. Часто родители, пользуясь схожестью симптоматики с другими заболеваниями, прячутся за более, как им кажется, «легкими» диагнозами. Вот это настоящая беда, потому что потерянное время для начала лечения и коррекции – это вероятность серьезных негативных последствий и необратимых процессов.

Стереотипные игры

Важно понять, что стереотипные игры в коррекционной работе с детьми-аутистами будут являться основной всего взаимодействия в дальнейшем, причем это будет единственный способ в своем роде. У каждого ребенка существует свой набор любимых стереотипных игр

Он может играть в них несколько часов, месяцев или лет, совершая действия понятные только ему.

Основные характеристики стереотипных игр для детей с нарушениями:

  1. Цели и причины каждого действия должны быть понятны ребенку, но не всегда могут быть понятны для окружающих.
  2. В стереотипных играх участвует только пациент.
  3. Порядок действий постоянно повторяется.

Советы по проведению стереотипных игр для аутичных детей:

  1. Наиболее существенным достоинством является расслабляющий эффект, в это время ребенок чувствует себя «в своей тарелке».
  2. Если произошла негативная эмоциональная вспышка, необходимо вовлечь ребенка в любимую стереотипную игру. Чтобы ребенок доверял взрослому во время коррекционных занятий, он должен понимать, что в любой момент может вернуться в свою стереотипную игру и почувствовать себя комфортно.
  3. Очень медленно со временем можно добавлять новые сюжеты в старую стереотипную игру при условии, что малыш уже принял взрослого и допускает его в свою особенную деятельность.

Как помочь адаптироваться ребенку аутисту в школе

Работа с аутистами в школе с массовой программой подразумевает создание для таких детей безопасной и комфортной обстановки, в которой учебный процесс не омрачается никакими раздражающими факторами. Чтобы правильно адаптировать аутичного ученика к школьной жизни и свести к минимуму дискомфорт, педагог может:

  • заранее напоминать всему классу, что «через столько-то минут мы займемся тем-то» – смена деятельности не должна быть неожиданностью для ребенка с РАС;
  • разрешить особому ученику носить с собой определенную игрушку или другую вещь, чтобы ему было проще переходить из одного помещения в другое (классы, столовая, спортзал);
  • разрешить рисовать или теребить в руках какой-то предмет, слушая учителя – так многим аутичным детям легче сосредоточиться на получаемой информации;
  • поручить ученику с аутизмом какую-либо рутинную предсказуемую работу – разбирать и сортировать книги, лабораторное оборудование, спортивные принадлежности и т. д.;
  • позволить делать небольшие перерывы, во время которых ребенок может встать и пройтись по классу. Такой регулярный «отдых» необходим аутистам из-за их повышенной утомляемости и пресыщенности учебной информацией.

Отличные результаты может принести предварительная работа с классом, когда педагог собирает всех или только самых инициативных учеников и проводит с ними «спецподготовку», рассказывая об особенностях аутичных детей и объясняя, как правильно взаимодействовать с таким учеником. Можно обучить нескольких добровольцев, которые будут помогать необычному ребенку в разных непростых для него ситуациях – например, успокаивать его, если он будет напуган громким звуком школьного звонка

Такая вовлеченность будет способствовать поддержанию здоровой атмосферы в коллективе, что крайне важно, поскольку если аутичного ученика начнут «травить» – он вряд ли пожалуется на это, а будет молча страдать

Также работа с детьми аутистами в школе обязательно должна включать в себя и помощь психолога – его поддержка поможет ребенку переносить знания и навыки из ситуаций терапевтических занятий в естественную социальную среду.

Развитие эмоциональной сферы

Большое число коррекционных методик основано на том, что ребенок-аутист зачастую имеет существенные нарушения в развитии эмоциональной сферы. Причина такого нарушения вполне понятна и объяснима через призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Человек является чувственной и сознательной формой жизни. Когда в результате звуковой травмы ребенок отгораживается от мира, он утрачивает не только способность к сознательному восприятию смыслов речи. Он также существенно утрачивает и чувственную, эмоциональную связь с внешним миром.

Поэтому успешная коррекция аутизма предполагает восстановление не только способности к обучению, но обязательно и восстановление способности ребенка к эмпатийным связям, к сопереживанию и чувственному контакту с другими людьми. Как этого достичь? Обычно применяются:

  • анималотерапия (эмоциональный контакт с животными),

  • игры на эмоциональное заражение и подражание взрослому,

  • специальные программы по восстановлению эмпатийной способности ребенка (описаны выше).

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что наиболее существенной причиной проблем в эмоциональной сфере у ребенка-аутиста является утрата эмоциональной связи с матерью. Дело в том, что в раннем возрасте психический комфорт и развитие ребенка полностью зависят от матери. И именно мать является ключевой фигурой, через которую становится возможной реабилитация аутичного ребенка. Свои результаты о снятии с ребенка диагноза аутизм подтверждают мамы, прошедшие тренинг:

Это становится возможным благодаря тому, что мать ребенка:

  • точно понимает устройство психики своего ребенка, применяет максимально эффективные именно для него подходы в воспитании и обучении,

  • полностью избавляется от собственных психологических травм, обретает равновесие и способна обеспечить своему ребенку ощущение защищенности и безопасности.

Более развернутая информация ждет родителей и специалистов на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Добавить комментарий