Как распознать аутизм?

Когда проявляется аутизм у детей

Ранний детский аутизм может диагностироваться на первом году жизни малыша. Однако на практике нарушение обнаруживается после года, когда в норме малыш должен начать активно взаимодействовать с окружающими, своими сверстниками, однако не проявляет интереса к коммуникациям. Первые отклонения в развитии может заметить сама мама по нехарактерным для грудничков поведенческим особенностям.

Малыши с аутизмом редко или совсем не прижимаются к маме, избегают взаимодействия со взрослыми. Дети никогда не просятся на руки, не протягивают своих ручек родителям, практически не смотрят им в глаза, избегают прямого взгляда – преобладает периферическое зрение. Ребенок лучше воспринимает пространство вокруг фиксированной точки, чем саму точку. Дети с аутизмом не реагируют на свое имя, обращение к ним, что заставляет предположить у них нарушение слуха.

Различные формы проявления заболевания

Симптомы аутизма очень разнообразны. Признаки болезни часто зависят от возраста больного, степени умственной отсталости. Варианты поведения больных находятся в диапазоне от постоянно раскачивающихся молчаливых индивидуумов до профессоров университетов, педантичных и многословных.

Психиатры для классификации этого заболевания используют шкалу IQ. По степени интеллектуального развития болезнь делят на низко-, средне — и высокофункциональный аутизм.

Высокофункциональный аутизм (или синдром Аспергера) характеризуется наличием у больного коэффициента интеллектуального развития выше 70%. Такие люди в узкоспециализированной сфере не только талантливы, некоторые больные — гениальны. Учеными были проанализированы биографии величайших исследователей и первооткрывателей. У большинства гениальных людей мира найдены симптомы аутизма разной степени выраженности (например, Ньютон).

Атипичный аутизм проявляется в более позднем возрасте. Проявляться атипичный аутизм может по-разному. У одних людей с этой формой болезни социальные навыки, коммуникации и уровень интеллектуального развития ближе к норме, чем у больных с классической формой аутизма. У других больных выражена умственная отсталость, они часами сидят и смотрят в одну точку, совершая при этом стереотипные движения.

Аутизм – это очень сложное и малоизученное заболевание. Ученым предстоит решить много вопросов о причинах возникновения  и способов лечения аутизма.

Аутизм – это не болезнь!

Несмотря на то, что диагноз «аутизм» официально существует, детей (как и взрослых людей) с таким диагнозом в цивилизованном мире не принято считать больными в традиционном смысле слова.

Правильнее и этичнее считать аутистов – людьми с нарушениями восприятия и коммуникации с внешним миром. Причем, степень этого нарушения имеет с десяток градаций. И у каждой есть свои специфические симптомы.

Точных причин возникновения аутизма у детей до сих пор не знает никто. Хотя в случае с некоторыми конкретными расстройствами аутистического спектра имеет место доказанная наукой генетическая связь.

Что же представляет из себя аутизм как таковой? Все довольно просто: практически круглосуточно человеческий мозг (в том числе и детский) получает и обрабатывает информацию. Мы воспринимаем окружающий мир посредством обработки данных, получаемых нашим мозгом от анализаторов – зрительных, слуховых, осязательных и т.п. А затем, обработав эти данные, мы реагируем на них. Таким образом осуществляется наше восприятие окружающего мира, а также наша коммуникация с ним (реакция на всевозможные раздражители, а также общение с другими людьми).

У аутистов в той или иной степени восприятие окружающего мира нарушено (одни информационные сигналы, которые мы обычно игнорируем, аутисты воспринимают чрезмерно интенсивно; и наоборот – другие, важные для нас посылы извне, они могут вообще не воспринимать как таковые). Соответственно – они иначе, нежели «обычные» люди, реагируют на проявления окружающего мира, а также иначе общаются в рамках социума.

К сожалению, аутизм относится к числу тех заболеваний, которые прогрессирует с каждым годом, о чем красноречиво говорит мировая статистика. Увы, статистических данных отдельно по России не существует, но по оценками практикующих врачей, она мало отличается от общемировой.

Симптомы аутизма

Признаки аутизма меняются с возрастом и самые первые из них выглядят очень безобидно. Это все иногда вводит родителей в заблуждение “и у нас это было с первым ребенком и прошло”. Да, ребенок может балансировать на грани достаточно долго пока последняя капля не упадет в чашу и не произойдет то, что заставит родителей открыть глаза на реальность. Сейчас это происходит очень часто, намного чаще чем даже 5 лет назад. Регресс с потерей навыков – это страшная проблема, ее легче не допустить чем потом с ней справиться.
Ниже приведено несколько попыток систематизировать их. Хотя бы часть этих признаков у вашего ребенка говорит о том, что проблема у него есть и нужно обратиться к специалистам.

Лечится ли аутизм у детей?

Если признаки аутизма у детей, перечисленные выше, вы обнаружили и у своего ребенка, помните, что лечение данного заболевания – это именно ваш труд.

Медикаментозного лечения для данной патологии не существует: невозможно восстановить недоразвитые ткани головного мозга. Лекарственные препараты назначаются лишь для купирования определенных симптомов: например, при проявлении выраженной агрессии по отношению к окружающим или острого депрессивного состояния больного. В таких случаях пациенту назначаются психотропные лекарственные средства: «Сонопакс», «Галоперидол», «Сталопрам» и др. Основным же способом лечения является психотерапия.

Для подобных целей родителям необходим опытный психиатр, который будет заниматься лечением ребенка, помогая ему в выработке приспособленческих реакций.

Прогноз течения болезни находится в прямой зависимости от того, какие признаки аутизма особенно остро проявляются у конкретного пациента. Известны случаи полного восстановления больных.

Лечение ребенка-аутиста не может прекращаться ни на минуту, поэтому, конечно же, родителям придется стать участниками лечебного процесса. Именно от их энтузиазма и старательности будет во многом зависеть его благополучный исход.

Синдром раннего детского аутизма (РДА) или синдром Каннера

  • Эмоциональная холодность
  • Неспособность управлять своими эмоциями (приступы внезапной агрессии)
  • Стремление к одиночеству
  • Безразличие к близким людям
  • Отсутствие зрительного контакта (не смотрит в глаза)
  • Погружение в мир внутренних переживаний
  • Отсутствие стремления к коммуникации с окружающими
  • Страх новизны
  • Испытывает потребность в своего рода ритуалах и проявляет бурную негативную реакцию на любые изменения (в режиме дня, на перестановку мебели, изменение времени прогулок, приемов пищи и тд.)
  • Привязанность к одной игрушке или ее части
  • Отсутствие жестикуляции при разговоре
  • Ребенок не реагирует на свое имя
  • Не просит о помощи
  • Нарушение психоречевого развития
  • Может на протяжении долгого времени ходить по кругу, раскачиваться на месте или выполнять другие однотипные движения.
  • Примерно у 30% детей наблюдаются эпилептические припадки
  • Нарушения сна и работы ЖКТ
  • Низкий уровень умственного развития (умственная отсталость)

Пять особенностей поведения, указывающих на аутизм

Национальный институт здоровья и развития ребенка в США предупреждает о пяти особенностях детского поведения, которые требуют дальнейшей оценки для определения детского аутизма. Эти пять типов поведения включают:

  1. Ребенок не произносит слогов до года
  2. У него отсутствует лепет до 12 месяцев
  3. Ребенок до года не делает никаких жестов (не указывает ни на что пальцем, размахивая руками, не хватает игрушки)
  4. Ребенок не говорит ни единого слова до 16 месяцев
  5. Малыш не говорит ни одной фразы до двух годиков.

Важно помнить, что если ваш ребенок проявляет любой или все из этих признаков, то это не значит, что у него аутизм. Это просто означает, что нужны медицинские исследования, чтобы вовремя определить замедление в развитии ребенка

[], [], []

Ниже приведен список из нескольких примеров ранних признаков аутизма.

  • Языковые и речевые задержки
  • Ребенок не может объяснить, что он хочет
  • Ребенок ничего не берет пальцами
  • Малыш проводит много времени, выстраивая кубики или выкладывая вещи в определенном порядке
  • Ребенку не интересны другие дети
  • Ребенок ведет себя как глухой в компании людей
  • Ребенок не улыбается, когда ему улыбался
  • У малыша плохой контакт глаз или он отказывается от контакта глазами
  • Потеря любого развитого навыка или языка

[], []

Тест для самостоятельного выявления аутизма

Для этого разработан Модифицированный контрольный список для аутизма у детей (M-CHAT-R). Это скрининг, который содержит 20 вопросов касательно поведения ребенка. Его проводят в возрасте от 16 до 30 месяцев. По результатам принимают решение о необходимости консультации специалиста и дальнейшего дообследования.

Родители должны отвечать на вопросы «да» или «нет». Если некоторые особенности встречаются редко (возникали один или два раза), то отвечают отрицательно.

  • Если вы указываете на предмет в другой части комнаты, ваш ребенок смотрит на это, например, на игрушку, животное?
  • Возникали ли подозрения, что у ребенка проблемы со слухом?
  • Играет ли в ролевые игры, например, делает вид, что пьет из пустой чашки, говорит по телефону, кормит куклу или зверей?
  • Нравится ли ему лазить по вещам — мебели, игровом оборудовании или лестнице?
  • Ваш ребенок делает необычные движения пальцами (шевелит) возле глаз?
  • Показывает одним пальцем, чтобы попросить что-то или получить помощь, например, указывая на закуску или игрушку, которая находится вне досягаемости?
  • Указывает пальцем, чтобы показать вам что-то интересное — самолет в небе, большой грузовик на дороге и пр.?
  • Ребенок интересуется другими детьми — наблюдает, улыбается, идет к ним?
  • Показывает что-то, принося предметы (цветок, игрушку), протягивая и показывая их — не для того, чтобы получить помощь, а просто пытается поделиться?
  • Отвечает, когда вы называете его или ее имя — смотрит вверх и отвечает, прекращает играть?
  • Если взрослый улыбается, он или она радуется в ответ?
  • Ваш ребенок расстраивается из-за повседневного шума — кричит, плачет от звука пылесоса или громкой музыки?
  • Любит ли гулять на улице?
  • Смотрит в глаза, когда вы разговариваете с сыном или дочерью, играете или одеваете?
  • Ребенок пытается копировать то, что вы делаете — например, хлопает в ладоши или прыгает?
  • Если вы поворачиваете голову, чтобы посмотреть на что-то, смотрит ли ребенок вокруг, пытаясь увидеть тот же предмет?
  • Есть ли попытки заставить вас наблюдать за ребенком, например, он говорит «смотри» или «смотри на меня» и ждет похвалы?
  • Понимает ли, когда вы говорите ему или ей что-то сделать — «положи книгу на стул» или «принеси мне одеяло»?
  • Если происходит что-то новое, смотрит ли ребенок на ваше лицо, чтобы увидеть реакцию по этому поводу — слышит странный или смешной шум, видит новую игрушку?
  • Нравятся ли ему активные игры?

По результатам может быть определен низкий, средний и высокий риск аутизма. Если есть основания подозревать патологию, то нужно обратиться к врачу для уточнения выявленных расстройств.

Для малышей

Итак, первые признаки аутизма у ребёнка заметны уже на первом году жизни. Стоит насторожиться, если у малыша не развивается мимика, черты лица кажутся словно замороженными. Он не радуется, и на лице не отражается удовольствие. К девяти месяцам здоровый карапуз уже вовсю имитирует звуки, старается произнести отдельные слова, откликается на внешние раздражители, узнаёт родных. Аутисту эти радости неведомы. Годовалый малыш, который не лопочет, не гулит и не издаёт смешные звуки, – согласитесь, это странно. Даже в неблагополучных семьях здоровые дети радуются наступившему дню, они потягиваются на солнышке, улыбаются и смеются, любят вкусности. Аутист равнодушен к окружающим. Первые симптомы и признаки аутизма у ребёнка должны насторожить родителей, но не погрузить в панику. От взрослых многое зависит в это время. Больше гуляйте с чадом, читайте вслух стихи и сказки, пойте песни и играйте с ним. Своеобразная реакция малыша может быть всего лишь плодом вашего воображения, но нельзя списывать все страхи на фантазию. Обратитесь к врачу, если заметили странности. Потом вы сможете поблагодарить себя за бдительность.

Ранний детский аутизм как первазивное нарушение

В российских условиях, где система помощи таким детям развита слабо, ребенок с ранним детским аутизмом обычно состоит на учете у психиатра. Однако большинство западных исследователей (Тео Питерс и многие другие) постепенно выводят ранний детский аутизм из категории психических заболеваний, определяя его как первазивное нарушение развития ребенка. Что это значит?

Термин «первазивный» означает всепроникающий, затрагивающий самые разные области жизни человека. Действительно, особенности детей с ранним детским аутизмом включают в себя искаженное развитие ребенка в самых разных областях. Это коммуникация и развитие речи, навыки общей и тонкой моторики, учебные навыки. Дети с ранним детским аутизмом имеют существенные проблемы в освоении навыков самообслуживания, требуют постоянной помощи в простых бытовых ситуациях.

Симптомы и признаки раннего детского аутизма также отличаются огромной широтой проявлений. При РДА в поведении ребенка могут присутствовать моторные или речевые стереотипии, могут проявляться агрессия и аутоагрессия, заторможенность или, наоборот, гиперактивность, стремление к ритуальности и многие другие признаки. Каковы причины такого «каскадного» искажения в развитии при раннем детском аутизме?

Лечение аутизма

Если диагностировать у ребенка аутизм в раннем возрасте, до трех лет и сразу же начать коррекцию, интенсивное вмешательство, то в этом случае можно надеяться на благоприятный исход и многие дети к школьному возрасту догоняют в развитии, своих сверстников и в принципе могут обучаться в обычной школе.

При комплексном подходе коррекции аутистических расстройств, конечно можно добиться большего эффекта если сочетать поведенческую терапию с микро токовой рефлекса терапией, которая помогает восстанавливать нарушенные связи в головном мозге, то в этом случае эффект лечения достигается быстрее.Самое главное это совместная работа по коррекции аутизма, специалистов и семьи.

Поведенческая и медицинская терапия для детей-аутистов может помочь им расти и учиться.

Хоть и нет никакого лечения от аутизма, существует много поведенческих методов лечения и лекарств, которые могут значительно улучшить состояние аутичного ребенка, способность учиться и общее качество жизни.

В лечении аутизма есть два элемента. Один из них включает принципы поведенческого анализа, в котором используются подсказки и награды, чтобы помочь детям учиться. Другой элемент предполагает использование соответствующей для развития практики. Это означает, что цели вмешательства определяются таким образом, что самый легкий навык или знание — это содержание следующей цели обучения. Таким образом, дети достигают успеха, и обучение происходит быстрее.

Поведенческая терапия для детей-аутистов

Два признака аутизма – трудности в общении и с социализацией — решаются посредством поведенческой и дополнительных терапий. Рекомендуемая терапия для детей-аутистов включает:

  • Прикладной поведенческий анализ. Это структурированный терапевтический подход к обучению детей-аутистов, помогая им остановить нежелательное поведение. Несколько десятилетних исследований, поддерживают использование данного анализа.
  • Вмешательство язык — речь. Коммуникативное расстройство является основной проблемой аутизма. Поэтому все дети должны получить вмешательство, которое предполагает развитие речи и языка. Патологи могут помочь детям с аутизмом более эффективно общаться и понимать тонкие моменты социальных взаимодействий.
  • Трудотерапия. Профессиональные доктора помогают аутичным детям учиться тем вещам, которые им нужно выполнять дома и в школе, например, как одеваться, использовать ножницы и четко писать.
  • Физиотерапия. Физиотерапевты работают с детьми для развития активности, равновесия, осанки и координации.

Используемая литература:

1.Башина В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. – М., 1993.

2.Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: ИСПиП, 1998.

3.Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом // Дефектология, 2003 – №2.

4.Манелис Н.Г. Ранний аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы/ Н.Г. Манелис // Шк. здоровья. -1999. – № 2.

5.Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М., 2000.

6.Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999.

Шипицына Л.М. Детский аутизим http://vk.comdoc233484006_264575220?hash=a20db582aa4d95f1b4&dl=918fe773b43a60d30b

Лечим неизлечимое

В редких случаях у малыша могут быть все вышеперечисленные симптомы, но чаще это лишь наблюдаются лишь некоторые из них: монотонные действия, отказ от общения и т.д. Поставить точный диагноз может только специалист, причём, чем раньше вы к нему обратитесь, тем лучше. Доказано, что если с детками начать заниматься до 5 лет, то результаты будут непременно.

Теперь вам придётся пересмотреть ваш режим дня, уделять своему чаду больше времени. Потребуется немало труда и огромное терпение, чтобы обучить особенного малыша самым обыкновенным бытовым действиям, речи, подготовить его к социализации. Запишитесь на занятия к логопеду, читайте книжки, гуляйте вместе.

Дома чаще рисуйте, лепите из пластилина, собирайте конструкторы: делайте всё, на что только хватит вашей фантазии. Это поспособствует вашему сближению, доверие к вам будет всё расти, проявятся творческие способности, будет понемногу развиваться мелкая моторика. Как говорится, маленькими шажками, постепенно, готовим ребёнка ко взрослой жизни. То, как он сможет к ней адаптироваться, сейчас полностью зависит от вас.

Альтернативные методы

Существует огромное число способов помощи детям с РАС, которые не прошли клинической апробации или находятся в стадии клинических исследований, но накопленный родителями и отдельными специалистами опыт позволяет рассматривать их как альтернативные методы воздействия.

Условно их можно поделить на две большие группы: способы, направленные на сенсорно-моторное развитие и эмоционально-волевую сферы, и заместительная терапия.

К сенсорным методам воздействия относятся канистерапия, иппотерапия, дельфинотерапия. Общение с животными улучшает способность аутичных детей к коммуникации и социализации. Упражнения, развивающие мелкую и крупную моторику и опосредованно влияющие на функции головного мозга, — это методы построения движений по Максимовой и Бернштейну, арт-терпия, музыкальные занятия по методу Орфа, рисование песком, занятия в сенсорных комнатах. Список неполный и не исчерпывающий.

В настоящее время проходят небольшие по числу участников клинические исследования, которые подтверждают, что витамин D и витамин B12 улучшают когнитивные функции и работу головного мозга у детей с РАС. Также был исследован эффект безглютеновой бесказеиновой диеты (БГБК-диета). Отказ от продуктов, содержащих глютен пшеницы и казеин коровьего молока, в течение длительного времени (фактически пожизненная диета) улучшал способности к обучению и коммуникации у детей с РАС, что подтверждает аутоиммунную природу заболевания у некоторой части детей³. Исследовались перекрестные аллергические реакции на белки распространенных пищевых аллергенов (коровье молоко, куриное яйцо, пшеница и соя) и белков головного мозга. Образцы сыворотки от пациентов с РАС и здоровых людей исследовали методом иммуноблоттинга на наличие антител к пищевым аллергенам, включая глиадин, и аутоантител к пептидам головного мозга. У 34–38 % из 50 пациентов с РАС обнаружены IgG, IgM и IgA к пищевым аллергенам и белкам головного мозга, одновремненно данный показатель в контрольной группе составил — 12–16 %4. Эффективность и безопасность БГБК-диеты неоднократно обсуждалась в специальных изданиях, так, Journal of Nutrition Clinical Practice в 2009 году опубликовал обзорное исследование³, суммирующее результаты сразу 134 статей, посвященных этой проблеме. Вывод: БГБК-диета может применяться как вспомогательный метод терапии РАС, педиатр должен проверить ребенка с аутизмом на возможные аллергены и рекомендовать их элиминацию. Диета должна контролироваться врачом, чтобы избежать дефицита кальция и аминокислот в организме ребенка.

Подводя итог нашему краткому обзору, хочется сказать, что, несмотря на неутешительную ситуацию по заболеваемости, достигнут определенный прогресс в коррекции симптомов и улучшение качества жизни пациентов с РАС. Поэтому ранняя диагностика и абилитация создает предпосылки для успешной адаптации детей и их семей в обществе.

Список источников

  1. A Study of the Effectiveness and Safety of Two Doses of Risperidone in the Treatment of Children and Adolescents with Autistic Disorder, https://clinicaltrials.gov/ct2/show/NCT00 576 732
  2. Heyvaert M. et al. Efficacy of behavioral interventions for reducing problem behavior in persons with autism: An updated quantitative synthesis of single-subject research. Research in developmental disabilities 35.10 (2014): 2463–2476.
  3. Elder J. H. The gluten-free, casein-free diet in autism: an overview with clinical implications. Nutrition in Clinical Practice 23.6 (2008): 583–588
  4. Vojdani A. et al. Immune Response to Dietary Proteins, Gliadin and Cerebellar Peptides in Children with Autism. FASEB JOURNAL. 19. 4 (2005).

Симптомы по возрасту

Симптомы, признаки аутизма у детей до года:

  • В младенческом возрасте не наблюдается улыбка и другие яркие проявления эмоций. Взгляд малыша фиксируется на одном неодушевленном предмете. Комплекс оживления не прослеживается, малыш не жестикулирует, не гулит, не лепечет и не отзывается на свое имя.
  • Такие дети способны на протяжении нескольких часов тихо играть. Внешне создается впечатление очень спокойного ребенка.
  • Атипический аутизм, который сопровождается умственной отсталостью, встречается довольно редко, при этом перечисленные признаки могут сопровождаться появлением конвульсий и развитием эпилепсии.

Симптомы аутизма у детей от 1 до 3 лет:

Ребенок замкнут, говорит плохо или вовсе молчит. Иногда он может прекратить разговаривать в возрасте 18 месяцев. Если все же разговаривает, то в разговоре про себя говорит во втором или третьем лице. Расстройство речи проявляется в повторении услышанных обрывков фраз. Стремятся к самообслуживанию и таким образом достигают независимости от близких. Отрешенность проявляется в нежелании встречаться взглядом с собеседником. Дети, страдающие от аутизма, могут быть гиперактивны или же, наоборот, излишне спокойны, но чаще они проявляют повышенную активность. Чаще им свойственна особая походка с передвижением на цыпочках и широкими взмахами руками. Движения механические и однообразные, часто ритмичные (например, раскачивание на стуле). Характерны необычные увлечения. Ребенок может долгое время играть с водой или светом, включая или выключая кран и выключатель

Как правило не требует внимание сверстников, он активно избегает компании детей. В коллективе возможно проявление агрессии, как к самому себе, так и к окружающим. У детей аутизм напоминает избалованность, они привередливы в пище, чувствительны к обычному шуму и не желают уживаться со сверстниками

Тем не менее, они не плаксивы и даже при сильном падении плачут довольно редко

У детей аутизм напоминает избалованность, они привередливы в пище, чувствительны к обычному шуму и не желают уживаться со сверстниками. Тем не менее, они не плаксивы и даже при сильном падении плачут довольно редко.

Аутисты пугливы. Окружающий мир для них опасен своей неизвестностью. Они предпочитают не выходить из своей комнаты и пребывать в одиночестве. При смене обстановки нередки истерики – таким способом ребенок пытается преодолеть свой страх. Среди внешних признаков, по которым можно отличить некоторых детей-аутистов, специалисты выделяют широко расставленные глаза и относительно небольшую нижнюю треть лица.

Симптомы аутизма в дошкольном возрасте:

  • Основным проявлением расстройства является нарушение социальной адаптации ребенка. Он избегает коллектива и всеми способами пытается изолироваться от других детей.
  • Сортирует личные вещи в определенном порядке, он может учитывать форму, цвет предмета или материал, из которого тот изготовлен. В его комнате все расставлено на определенных местах – таким способом малыш создает комфортную обстановку защищенности.
  • При несвоевременной коррекции поведения ребенок становится замкнутым, у него прогрессирует речевая дисфункция. Внести перемены в его жизнь становится все труднее. Страх может перерождаться в поведение, которое сопровождается ритуалами и навязчивыми мыслями.
  • Чаще всего аутисты гиперактивны, им сложно сидеть на месте и контролировать свои движения. В редких случаях при сниженной активности наблюдается нарушение мелкой моторики.

Признаки аутизма у детей школьного возраста:

  • Наблюдается избирательность в предпочтении к любимым предметам. Обычно дети проявляют интерес к математике, музыке или рисованию. Нередки случаи чрезвычайных интеллектуальных способностей в выбранной области знаний.
  • Чаще у таких детей возникают сложности с концентрацией внимания на общих предметах, при этом к любимым занятиям появляется выраженная сосредоточенность.
  • Возможны сложности при чтении книг вслух.
  • Ребенок молчалив и прибегает к речи только в том случае, когда хочет сообщить о какой-либо острой потребности. В целом такие дети самостоятельны и независимы от окружающих.
  • Пищевые предпочтения имеют свои особенности. Аутисты подходят избирательно не к вкусовым качествам блюд, а к цвету и форме посуды, а также ко времени приема пищи.

Поведенческая терапия и образование

Роль в коррекции аутизма играют образование, поведенческая терапия. Проводят их в специализированных центрах. Корректируется поведение и нарушение коммуникаций ребенка при помощи:

  • гидротерапии;
  • занятий с логопедом;
  • музыки;
  • театрального и киноискусства;
  • дельфинотерапии, ипотерапии (прогулки с лошадьми), канистерапии (лечение собаками).

Родителям малышей-аутистов доктора советуют пройти подготовку. Они узнают, как развить способности ребенка и реагировать на его поведение. Дом – это место, где малыш приобретает навыки самостоятельности, спокойствия, общительности.

Врачи советуют начинать коррекцию с обучения ребенка базовым навыкам:

  • самостоятельному одеванию;
  • правильному поведению;
  • технике приема пищи;
  • фиксированию зрительного и слухового контакта.

Малыш должен привыкнуть, что за хорошее поведение хвалят. Можно поощрять его объятиями, поцелуями, сладким десертом, игрушками. Грамотно подобранная тактика откорректирует поведение ребенка.

Признаки аутизма у взрослых

Дети с аутизмом вырастают и становятся взрослыми людьми, страдающими этим заболеванием. Правда, существует и так называемый атипичный аутизм, который появляется лишь в старшем возрасте. Мы сейчас рассмотрим его признаки.

Данная патология развивается быстро, но начало ее, как правило, остается незамеченным. Внешне это проявляется в том, что в какой-то момент взрослый, часто и успешный человек, вдруг начинает избегать любых проявлений коммуникации.

Признаки аутизма у взрослых вначале выглядят как симптомы депрессии или состояния, вызванного проблемами в семье или на работе. На эти же причины, как правило, скидывают и нежелание делиться переживаниями, а также излишнюю раздражительность у данного человека.

Но со временем проявления становятся заметными. У человека появляется безразличие ко всему, он старательно избегает не только компаний, но и обычного разговора. А его мимика и жесты приобретают скудность, скованность, неуверенность. Больному становится трудно задать вопрос в магазине, общаться с соседями, даже с членами своей семьи.

Кроме того, взрослый аутист очень рассеян, забывчив и неисполнителен. Кстати, если его попросить об услуге, он не только проигнорирует просьбу, но и вообще перестанет отвечать на ваши звонки. Что интересно, вины за собой такой человек не чувствует.

Откуда взялась эта проблема?

Впервые о ней заговорили всего 60 лет назад, но тогда это было крайне редкое заболевание. Сейчас вместо нескольких детей на 10000 аутизмом страдает в среднем 1 на 200 детей, а в некоторых странах статистика еще хуже – в Англии это 1 на 80. Рост аутизма в мире уже сопоставляют по масштабам с эпидемией.
Множество исследований сейчас ведется по всему миру по вопросу аутизма. Центр этих исследований в Autism Research Institute. Этот институт занимается проблемой аутизма более 40 лет. Ежегодно там проводятся конференции среди ученых и врачей всего мира для обсуждения последних исследований в этой области. На одной из них и был подписан протокол “Остановим аутизм сейчас!” “Defeat Autism Now!”. Врачи, подписавшие его, обязались применять все известные на сегодняшний день методы лечения аутизма, не дожидаясь момента полного окончания исследований. Ведь среди этих методов нет медикаментозных, повредить они все равно не могут, но могут очень помочь улучшить состояние ребенка

Это крайне важно – такие дети не могут ждать, потерянное время только усугубляет проблему и делает ее необратимой.
Еще 10 лет назад аутизм считался неизлечимым заболеванием, сейчас же «истории успеха» уже появляются время от времени. Но до сих пор это каждая такая победа сенсация

И каждый раз эта победа далась очень и очень нелегко. Среди таких историй нет воспоминаний типа «мы ничего не делали, и все само прошло». Чем больше усилий прикладывается родителями и специалистами, чем раньше проблема замечена, тем лучше результат. Об этом говорят все исследователи.

Причины развития аутизма у детей много версий без точного ответа

Диагноз аутизм был поставлен сыну в возрасте трех лет. Поиски причин, по которым у ребенка формируется аутизм, привели меня к следующим основным версиям этой болезни, на тот момент известным науке:

  1. Одной из предположительных причин формирования аутизма у ребенка считались прививки. Приводились доводы, что заболевание аутизмом возникает на почве иммунного дефицита. Пагубное воздействие на ослабленный организм наносят сами вирусы, вызывая заболевание аутизм. Была и другая версия: пагубное воздействие оказывает ртутный консервант, содержащийся в прививке. Отравление мозга солями ртути вызывает нарушения психики, описываемые таким диагнозом, как аутизм. Комплекс мер включал мощное противовирусное лечение, противогрибковые комплексы.

  2. Другой причиной развития аутизма у ребенка считались множественные нарушения обмена веществ. Организм ребенка, имеющего заболевание аутизм, по этой версии не имеет нужных ферментов, расщепляющих определенные продукты. Также утверждалось, что организм детей с диагнозом аутизм не усваивает в достаточной мере необходимые витамины и минералы. Это породило целые схемы изнурительных диет, при которых ребенку мало что можно было есть. В дополнение к такому лечению полагалось давать детям с заболеванием аутизм огромные дозы витаминных комплексов.

  3. Изучались генетические причины развития аутизма у ребенка. Ученые искали ген, ответственный за развитие такого заболевания, как аутизм.

  4. Попадались и другие разномастные попытки объяснить причину, по которой формируется аутизм у ребенка: возраст родителей, общемировые информационные перегрузки, экологический фактор, наличие родственников, больных шизофренией.

Со своим сыном, имеющим диагноз аутизм, мы безрезультатно опробовали диеты и витаминные комплексы, призванные разрешить проблему заболевания аутизмом. Позже, став специальным психологом и посвятив много лет коррекции развития детей, имеющих диагноз ранний детский аутизм или расстройство аутистического спектра, я удостоверилась в том, что ни одна из перечисленных выше гипотез не дает полного объяснения, какие именно дети подвержены риску и как его избежать.

Читателю вовсе не обязательно проходить этот путь разочарований, подобно тысячам родителей, у которых ребенку поставили диагноз аутизм. Просто задайте себе вопрос – хотя бы одна из этих версий способна дать внятное объяснение: «Почему именно такой ребенок? Почему именно у меня?».

Последняя инстанция (психиатры) тоже лишь пожимают плечами по поводу причин возникновения аутизма у ребенка. Здесь помогут оформить инвалидность и пропишут лечение, которое вовсе не устранит болезнь. Максимум – притупит проявления патологических симптомов, характерных для заболевания аутизм.

Вам как родителю этого достаточно? Не думаю.

Добавить комментарий