Еще по теме Нарушения речи при аутизме
Объясните мне не просвещённой. В чём
Это расстройство также называют смешанным расстройством экспрессивной/импрессивной речи. А. Понимание речи, определяемое по стандартизированным тестам Есть и такой подход к проблематике аутизма. Но в контексте именно речевых нарушений такой подход неуместен.
аутизм перерастается?
Из данной ссылки хорошая цитата: – “…..внешне похожие на аутизм самые разные нарушения развития ребенка. «Госпитализм»; многие формы умственной отсталости; определенные виды недоразвития речи, особенно сенсо-моторная алалия…
А у нас совсем не аутизм-))
Обычными являются ког- нитивные нарушения и непропорционально часты специфические Я говорю, что у нас аутизм, человек читает, надеется, а потом у него облом, т.к. у того ребенка Но мне никак не определиться с речью. Насколько у Аспегера не долно быть речевых проблем.
Аутизм и диспраксия
Трудности в обучении детей: аутизм, СДВГ, нарушения речи. Еже прочитайте про аутизм вот здесь там и про сам аутизм и про методы его корректсии: http дыхания 2.заглатывание воздуха 3.скрежетание зубами 4. диспраксия походки 5.деформация…
эхолалии и иже с ними
Как известно, эхолалии – излюбленное нарушение речи аутичных детей
В какой форме они у ваших детей присутствуют? Кроме эхолалий при аутизме будет масса всяких проблем, на которые мама обратит внимание. Ребенок будет сильно отличаться от других детей
Мамы детей-аутистов подскажите, во-сколь
Мамы детей- аутистов подскажите, во-сколь. Аутизм. Другие дети. Может даже оттолкнуть. Короче есть проблема социального общения и речи. Всему приходится учить и повторять тысячу раз, что нельзя толкать никого, как надо взять кого-то за руку, чтобы ему было не больно.
Диагностика аутизма
Чаще всего ненормальное поведение ребенка первыми замечают родители. Быстрее всего это происходит в тех семьях, в которых уже есть дети и имеется возможность сравнения. Чем раньше будут замечены нарушения, тем лучше. Это позволит начать лечение с привлечением профессионалов. В дальнейшем ребенок с аутизмом легче войдет в социум, у него появится больше шансов стать полноценным членом общества.
Существуют специализированные тесты, которые позволяют выявить детей с аутизмом. Их должны пройти родители. Также врач изучает поведение ребенка в привычной для него среде.
Тестирование проводят с использованием следующих методик:
ADI-R – опросник для диагностики аутизма.
ADOS – шкала наблюдения для диагностики аутизма.
CARS – шкала рейтинга детского аутизма.
ABC – поведенческий опросник для диагностики аутизма.
ATEC – контрольный список оценки показателей аутизма.
CHAT – опросник по аутизму у маленьких детей.
Кроме того, существуют инструментальные методики обследования, которые позволяют уточнить диагноз:
Ультразвуковое исследование головного мозга.
Электроэнцефалография, позволяющая исключить очаги эпилептической активности.
Проверка слуха у сурдолога. Это исследование позволит исключить тугоухость, как причину нарушения речи.
Чтобы научиться правильно воспринимать поведение ребенка с аутизмом, родители должны понимать, что с ним происходит. В этом поможет представленная в таблице информация.
Как воспринимает поведение ребенка взрослый
На самом деле это не…
Объяснение поведения ребенка
Рассеянность
Неорганизованность
Проблемы с памятью
Лень
Попытка управлять взрослым человеком
Непослушание
Отказ от выполнения прямых обязанностей
Он не может понять, что хочет от него другой человек
Ребенок пытается отрегулировать сенсорные системы
Ребенок своеобразно реагирует на смену обстановки или другой стрессовый фактор
Ребенок находится в состоянии тревоги
Противность переменам
Приоритет однообразным действиям
Расстройство при любых переменах
Повторение действий
Своеволие
Ригидность
Пассивность
Нежелание идти на контакт
Ребенок не понимает, как ему выполнить указания другого человека
Ребенок пытается не нарушить порядок и сохранить предсказуемость
Ребенок не может оценить ситуацию со стороны
Импульсивность
Неподчинение инструкции
Своим поведением ребенок мешает другим людям
Провоцирование других людей
Непослушание
Эгоистичность
Попытка привлечь к себе внимание
Ребенок не может разграничить общие и абстрактные понятия
Информация до него доходит с трудом
Ребенок избегает определенных звуковых и световых раздражителей
Ребенок не смотрит в глаза
Ребенок трогает другие предметы и крутит их
Ребенок нюхает другие предметы
Погрешности в воспитании, которые отразились на поведении ребенка
Непослушание
Головной мозг воспринимает сигналы извне не так, как у здоровых людей
У ребенка имеются сенсорные нарушения
Звуковая, зрительная и обонятельная чувствительность у малыша повышена
Признаки аутизма у ребенка
Ученые выделили 4 основных признака, которые характеризуют аутизм, как заболевание:
Нарушение социального поведения
Нарушение социального взаимодействия проявляется следующими симптомами:
Ребенок избегает контакта «глаза в глаза». Его взгляд направлен как бы сквозь человека.
Мимика ребенка не выразительная, не соответствует ситуации. Ребенок не смеется, когда его пытаются рассмешить, но может заливаться смехом без причины. Лицо ребенка напоминает маску, время от времени его искажают гримасы.
Ребенок редко пользуется жестами. Он применяет жестикуляцию только для того, чтобы указать на собственные потребности
Здоровые дети пытаются привлечь внимание родителей к интересным объектам, указывая на них. Аутисты этого не делают
Эмоции других людей ребенок понять не может. Здоровые дети умеют определять эмоции человека по его взгляду, выражению лица, глазам. Дети с аутизмом такой способностью не обладают.
Ребенок не проявляет интереса к сверстникам. Он не принимает участие в их играх, он стремиться остаться один, так как погружен в свой мир. Других детей аутисты не воспринимают, приравнивая их к неживым объектам.
Сложности с воображением и распределением социальных ролей. Здоровые дети могут укладывать куклу спать, завозят игрушечную машинку в гараж. Дети с аутизмом не воспринимают игрушку как цельный объект. Они могут в течение нескольких часов просто крутить колесо машины.
Ребенок не отвечает на эмоциональные проявления близких родственников. Долгое время считалось, что аутисты вовсе не испытывают эмоциональной привязанности к матери и отцу. Однако последние исследования позволили установить, что уход мамы все-таки вызывает у них определенное беспокойство. Однако когда она рядом, ребенок не будет проявлять к ней какие-либо эмоции. Он не будет плакать или звать мать после ее ухода, но тревожность у него в такие моменты повышается. Однако каких-либо действий вернуть ее он не предпримет. Определить, что он что-то чувствует не удастся.
Нарушение коммуникативной сферы
Нарушение коммуникативной сферы проявляется следующими симптомами:
Речевое развитие ребенка затруднено, иногда речь отсутствует долгое время. Если заболевание имеет тяжелое течение, то речью дети так и не овладевают. Они используют несколько слов, которые призваны обозначить их нужды. Ребенок может попроситься спать или указать на то, что он голоден. У других детей речевые навыки имеются, но осмысленными такие фразы назвать сложно. В течение долгого времени дети могут повторять один и тот же набор слов, которые лишены смысла. Про себя дети говорят в третьем лице, например, «Маша хочет спать».
Речь аномальная. Она характеризуется эхолалиями и повторами. Например, взрослый спрашивает у него: «Ты будешь спать?». На что ребенок отвечает: «Ты будешь спать?». Речь может быть слишком громкой или слишком тихой. Он не отзывается на свое имя. В жизни каждого здорового ребенка наступает так называемый «период вопросов». Аутисты через этот период либо не проходят вовсе, либо он наступает у них поздно. Они не интересуются у родителей по поводу устройства окружающего мира. Дети могут задавать взрослым вопросы, но они лишены практического смысла, часто повторяются.
Стереотипное поведение
Признаки, характеризующие стереотипное поведение:
Ребенок долгое время может выполнять одно и то же действие, например, раскладывать детали конструктора по цветам, заниматься строительством башни. Перестроить его на другой вид деятельности проблематично.
Строгое выполнение режимных моментов. Ребенок с аутизмом будет чувствовать себя комфортно только в привычной ему обстановке. Изменение распорядка дня, уход с привычного маршрута следования, перестановка мебели или вещей в комнате – все это может стать причиной усиления замкнутости или агрессии.
Повтор движений, которые не имеют смысла. Если ребенок чего-то испугался или попал в непривычную для него ситуацию, он начнет самостоятельно себя стимулировать. Это может выражаться в щелчках пальцами, в хлопанье ладонями и в других однотипных движениях.
Малышей часто преследуют страхи, навязчивые движения. Если ребенок испугался, то он становится агрессивным. Причем это чувство проявляется как в отношении окружающих людей, так и к самому себе.
Ранние симптомы болезни, которые возникают у детей младше 3 лет
Аутизм проявляется в раннем возрасте. Еще до первого дня рождения родители могут заметить, что их ребенок не улыбается, не реагирует на свое имя, ведет себя странно. Дети не такие подвижные, как их сверстники, дают неадекватную реакцию в различных ситуациях.
Перинатальная патология
У некоторых детей вскоре после рождения диагностируются органические поражения отдельных участков головного мозга, которые появились еще во время периода внутриутробного развития. Причины возникновения этих аномальных явлений обусловлены инфекционными заболеваниями матери в период беременности (в частности, краснухой), физическими и психическими травмами, а также риском, связанным с профессиональной деятельностью женщины (отравление организма солями тяжелых металлов, облучение и пр.).
Кроме того, к развитию расстройств головного мозга могут привести и такие осложнения, как родовые травмы, полученные новорожденными в процессе стремительных или тяжелых родов, а также в связи с преждевременным родоразрешением.
Известны случаи, когда сама природа в первые недели беременности «отбраковывает» нездоровое потомство, которое обладает определенными нарушениями на генетическом или органическом уровне. Поэтому существует теория, согласно которой вероятность рождения на свет ребенка, страдающего аутизмом, повышается, если у будущей матери вовремя гестации диагностировалась угроза самопроизвольного выкидыша.
Тесты для диагностики аутизма
Раннее выявление и своевременное начало комплекса коррекционных мероприятий у больного аутизмом позволят снизить выраженность патологической симптоматики и более успешно раскрыть потенциал ребенка. Для выявления данной болезни используется широкий спектр разнообразных методик и тестов, которые далее будут рассмотрены более подробно.
Самопроверка развития ребенка
При появлении у малыша признаков рассматриваемого недуга необходимо незамедлительно обратиться к детскому врачу-психиатру или клиническому психологу. Сигналом к обращению за консультацией является наличие у пациента следующих проявлений. Все эти характерные признаки проявляются в самом начальном этапе развития ребенка – от 0 до 1 года.
- Отсутствие комплекса оживления – ребенок не улыбается, не реагирует на приближение матери, не смотрит людям в глаза. Характерен рассеянный взгляд мимо, обращенный в пустоту или фиксация на ярких предметах.
- Чрезмерная, иногда неадекватная реакция на внешние раздражители – яркие цвета, определенные звуки.
- Малыш избегает тактильного контакта, прикосновений, испытывает дискомфорт на руках у матери.
- Угловатая моторика, проявляются стереотипные навязчивые движение: ребенок может совершать витиеватые движения пальцами, кистями рук, раскачивания в разные стороны.
- Неадекватная реакция на мать – чрезмерная привязанность, нежелание отпускать от себя ни на шаг, либо напротив – эмоциональная холодность.
- Низкий интерес к игрушкам, использование для развлечения неигровых предметов.
- Ребенок не копирует поведение взрослых, не пытается повторить движения и слова.
Тест с использованием электроэнцефалографа
Измерение электрического потенциала активности коры головного мозга с использованием специального медицинского оборудования для выявления РДА было предложено американскими учеными из Бостона. В эксперименте было 1000 участников в возрасте от двух до двенадцати лет.
Были исследованы две категории – контрольная группа здоровых детей и группа детей с аутическими проявлениями различной степени. В результате было обнаружено и изучено тридцать три последовательности, связанные с наличием РДА. По экспериментальным данным было обнаружено, что у детей с аутизмом наблюдаются схожие модели ЭЭГ, демонстрирующие сниженную связь между отделами головного мозга. Надежность исследования при использовании данного вида теста достигает 90 %.
Какие нарушения моторики характерны для детей с аутизмом?
К признакам аутизма у грудничка относятся проблемы с работой телесно-моторной системы. Однако проблемы с моторикой нельзя назвать основными признаками, с помощью которых устанавливается такой диагноз. Специалисты утверждают, что некоторые малыши с аутизмом отлично владеют своим телом.
Внимание родителей должно быть направлено на походку младенца. Часто при ходьбе аутисты балансируют руками и ходят на цыпочках, имитируя полет бабочки
Некоторые перемещаются только вприпрыжку. При этом делают это с некой угловатостью и неловкостью.
Чтобы разобраться, почему малыш передвигается именно так, надо установить точные причины аутизма у новорожденного.
Что такое аутизм?
Само слово «autismus» впервые было употреблено швейцарским психиатром Э. Блейлером еще в 1910 году. Он описывал с его помощью социальные нарушения при шизофрении. Для обозначения отдельного психического расстройства, развивающегося в детском возрасте, этот термин был использован Л. Каннером в 1943 году. Исследователь выделил 11 проявлений раннего детского аутизма.
Заболевание характеризуется устойчивым стабильным течением, сохранением симптомов у взрослых.
В последние десятилетия выявляется все больше детей с расстройствами аутистического спектра. До сих пор неизвестно с чем это связано: с улучшением диагностических методов или появлением внешних факторов, провоцирующих заболевание. В нашей стране статистика не ведется, но, к примеру, в США 1 из 50 детей страдает аутизмом.
Многих родителей интересует вопрос: в каком возрасте проявляется аутизм? Это расстройство может развиться как в первые годы жизни, так и в более поздний период. Наиболее заметны изменения у детей с 1 до 3 лет, так как именно в этот момент идет интенсивное развитие коммуникативных навыков, установление социальных контактов с другими людьми.
Аутизм у детей 2 лет
Около 80% родителей замечают аутизм у детей, тревожные черты поведения, после 2 лет. Об этом пишет Rebecca J Landa для nature.com. В этом возрасте малыш обычно проявляет интерес к различным играм, другим детям, животным. Они начинают подражать взрослым, проявлять свои эмоции: обида, радость, восторг. Предлагают провести время вместе: порисовать, почитать сказку, поиграть. Испытывают потребность в разговоре. Когда этого не происходит, родители начинают переживать и подозревать неладное. Главное не пытаться добиться от ребенка «нормальности».
Аутизм у детей 2 лет проявляется в нарушениях речи, активной, будто неконтролируемой жестикуляции, сложностью общения или его полным отсутствием. Отстраненностью от общества. Некоторые дети с расстройством аутистического спектра не могут играть в привычные игры, как их сверстники. Особенно, если они на воображение. Ребенок имеет узкий круг интересов. Он любит алгоритмы и повторяющуюся схему действий. Например, выкладывать предметы по величине в порядке убывания или возрастания. Родители таких малышей говорят, что они будто знают гораздо больше и умеют, просто это скрывают. Нужно проявить терпение и попытаться помочь найти для ребенка интерес. Например, как это сделала мама юной художницы Айрис Грейс. В статье: Девочка аутист рисует шедевры с 3 лет. Как ей помогла кошка описано, как мама искала и нашла способы помочь дочке. Кстати, девочка даже стала играть на планшете, она смотрит мультфильмы и начала говорить.
Став старше, ребенок с диагнозом «аутизм» может начать с трудом узнавать лица и понимать эмоции.Обращаться за помощью к специалистам нужно незамедлительно. После ряда тестов, наблюдений и бесед, доктор сможет поставить точный диагноз. В некоторых случаях прибегают к инструментальной диагностике. Составить индивидуальную схему лечения. Сложность в том, что аутизм может сочетаться с психическими расстройствами. Затягивать нельзя, иначе это может усугубить положение. При правильном подходе и ориентации на интеллектуальное развитие — поведение ребенка становится более рациональным. Мамам и папам таких деток, нужно понять, что они вас любят, но проявляют привязанность не так открыто, по-своему. Ошибочно считать, что они одиночки. На деле, им просто трудно начать общаться с другими, заводить друзей. Поэтому, так важна ваша поддержка и специалистов. Можно помочь крохе раскрыться и побороть страх перед незнакомыми. Разработано множество видов терапий для детей, которые могут помочь. Рекомендуют проводить сеансы по «совместному вниманию».
Диагностика аутизма
Диагноз аутизм может поставить только психиатр, а заподозрить должен врач первичного звена, тот который видит ребенка с самого рождения и может оценить его развитие, то-есть это семейный врач или педиатр.
На, что следует обратить внимание при диагностике аутизма это, если ребенок к полутора годам не типично развивается. Отсутствие коммуникационных навыков (ребенок не хочет общаться со взрослыми, он не откликается на свое имя, реагирует на обращение близких родственников, но не реагирует на остальных людей)
Также важно как играет ребенок: он не по назначению использует игрушки (например машинки не ездят, а он их изучает, рассматривает под разным углом, крутит колесики, облизывает, нюхает)
Кроме того следует обратить внимание на реакции ребенка, если у ребенка на незначительные раздражители очень бурная реакция и вы долгое время не можете ее остановить
Это могут быть прикосновения, звуки, яркий свет, то-есть в принципе то на, что нормальный ребенок так бы не реагировал.Очень важно, что у детей с аутизмом нарушен сон, они очень тяжело засыпают, очень долго, у них очень поверхностный сон
Обучение ребенка-аутиста
Аутичный ребенок, как правило, в обычной школе учиться не может. Чаще обучением на дому занимаются родители или приходящий специалист. В крупных городах открыты специальные школы. Обучение в них проводится по специальным методикам.
Наиболее распространенные учебные программы:
- «Время на полу»: методика предлагает лечение и обучение навыкам общения проводить в игровой форме (родитель или педагог по несколько часов играют с ребенком на полу).
- «Прикладной поведенческий анализ»: поэтапное обучение под руководством психолога от простых навыков до формирования разговорной речи.
- Методика по программе «Больше, чем слова» обучает родителей пониманию невербального способа общения с ребенком с помощью жестов, мимики, его взгляда и др. Психолог (или родители) помогают ребенку в формировании новых методов для общения с другими людьми, более понятных им.
- Методика обучения с помощью обмена карточками: используется при тяжелой форме аутизма и при отсутствии речи у ребенка. В процессе обучения ребенку помогают запомнить значение различных карточек и использовать их для общения. Это дает возможность ребенку проявлять инициативу и облегчает общение.
- «Социальные истории» – это своеобразные сказки, написанные педагогами или родителями. В них следует описывать ситуации, вызывающие страхи и тревогу ребенка, а мысли и эмоции героев историй подсказывают желаемое поведение ребенка в подобной ситуации.
- Программа ТЕАССН: методика рекомендует индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей, цели обучения. Эта техника может сочетаться с другими технологиями обучения.
Строгий распорядок дня, постоянные и не всегда успешные занятия с ребенком, страдающим аутизмом, накладывают отпечаток на жизнь всей семьи. Такие условия требуют от членов семьи необыкновенного терпения и толерантности. Но только любовь и терпение помогут достичь хоть малейшего прогресса.
Как выражается привязанность у детей-аутистов
Первые признаки аутизма у детей проявляются также и в феномене «привязанности». Иногда она у детей-аутистов выражается в так называемой симбиотической связи. То есть ребенок буквально неотделим от матери. Причем, что интересно, это проявляется именно в момент отсутствия мамы в поле зрения малыша и может вызывать у него катастрофическую реакцию: у крохи поднимается температура, начинается рвота, он отказывается от еды.
В норме у любого ребенка до года также появляются признаки беспокойства при отсутствии мамы, но они никогда не приобретают подобной формы: младенца можно отвлечь, переключить внимание на игру и т. д
А малыш-аутист, который в другое время никак не демонстрирует свою привязанность (не зовет маму поиграть, не делится с ней впечатлениями, не откликается на ее обращение), просто не в состоянии выпустить ее из поля зрения. Мама не может выйти из комнаты и закрыть за собой дверь.
Аутизм у ребенка – что делать?
Лечение аутизма у детей направлено на нормализацию поведенческих реакций и формирование коммуникативных навыков. При этом могут использоваться западные методики: «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (FloorTime), ТЕАССН.
Родители должны придерживаться следующих рекомендаций:
- Прививание необходимых жизненных навыков должно основываться на повторении одинаковых действий.
- Избегать резкой смены обстановки и привычек ребенка.
- Устанавливать контакт путем постоянных повторений, обращений, исключая грубый голос и наказания.
- Исключить переутомления: при длительных занятиях нужны перерывы.
- Не подавлять инициативу, не торопить при выполнении действий.
Патогенез (что происходит?) во время Аутизма у детей:
Многие исследователи считают, что причиной аутизма является первичный дефект в одной неврологической системе или одной психологической функции. Но также есть мнение, что аутизм возникает по причине специфического сочетания структурных или функциональных аномалий.
Нейробиологические исследования не показали очагового дефицита – практические все части мозга были вовлечены, ни одна локализация не была систематически подтверждена.
У части детей с аутизмом аномальная большая окружность головы и большой мозг, потому предполагается, что важны распространенные аномалии неврологического развития – более чем очаговые.
Предполагалось, что причина аутизма у детей кроется в первичном психологическом дефиците, но попытки доказать это оказались мало успешными. Признание получили две теории. Первая считает, что первичный дефицит при аутизме – в «Теории Разума», т.е. в способности приписывать себе и другим независимые психические состояния для того, чтобы предсказывать и объяснять действия. Потому аутистам сложно представлять точку зрения другого человека (со всеми вытекающими моделями поведения и последствиями). Но им легко осваивать умения, для которых требуется механическое или поведенческое понимание предметов и людей.
Другая теория гласит, что первичный дефицит при аутизме – в исполнительной функции и такого рода проблемами с планированием и организационными навыками, которые приводят к низкой результативности в тестах «фронтальной доли».
Другие исследователи, которые разбирались в теме первичного психологического дефицита при аутизме, говорят о врожденном нарушении способности эмоционально подстраиваться к другим и нарушенной способности синтезировать разную информацию, делая из нее выводы и продуцируя свои идеи.
Но ни одна из названных теорий не объясняет повторяющееся и стереотипное поведение детей с аутизмом, а также низкий IQ, который характерен для большинства таких детей.
Добавить комментарий