Что такое аутизм

Начало проявления заболевания и классификация

Такое заболевание у детей встречается в двух-четырех случаях на сто тысяч человек. Если к этому добавить еще и скрытый атипичный аутизм, когда основное заболевание сопровождается умственной отсталостью, то это число сразу же возрастет до двадцати. При этом аутизм у мальчиков проявляется в четыре раза чаще, чем у девочек.

Аутистическое расстройство может проявиться у любого человека абсолютно в любом возрасте, но клинические признаки заболевания будут значительно разниться у детей, подростков и у взрослых.

Принято различать: ранний детский аутизм (РДА), который можно выявить у малышей в возрасте до трех лет, детский аутизм, проявляющийся от трех до одиннадцати лет, и подростковый аутизм, обычно обнаруживается у людей после одиннадцати лет.

Существует несколько видов такого заболевания. Они имеют различные симптомы и некоторые специфические особенности, характерные для того или иного типа болезни. Согласно данным международной классификации болезней существуют: синдром Каннера или классический аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта и атипичный аутизм.

Проявление первых признаков детского аутизма можно заметить уже у годовалого ребенка. Хотя более ярко выраженные симптомы заболевания проявляются, как правило, в два с половиной – три года. В этот период наиболее заметны замкнутость ребенка, уход в себя и ограниченность его интересов.

Если такой ребенок в семье не первый, то мама видит начальные признаки болезни еще в младенчестве, так как можно провести сравнение между этим малышом и его старшим братом или сестрой. В противном же случае, понять что с ребенком что-то не так, достаточно сложно. Обычно, это проявляется в тот момент, когда малыш аутист идет в детский сад, то есть намного позже.

Бывает, что диагноз аутизм ставится и после пяти лет. Для таких детей характерно:

  • наличие более высокого коэффициента интеллекта, по сравнению с теми больными, у которых заболевание было диагностировано ранее;
  • сохранение коммуникативных навыков;
  • наличие менее выраженных когнитивных расстройств;
  • искаженное восприятие окружающего мира;
  • поведение, при котором ощущается изолированность от общества.

Практически всегда между первыми признаками проявления аутизма и непосредственной постановкой диагноза существует определенный промежуток времени. Ведь позже, когда у ребенка появляется необходимость в общении не только с родными и близкими людьми, возникают и другие черты характера, которым родители раньше вообще не придавали значения. Другими словами, заболевание не наступает внезапно, просто на начальном этапе распознать его довольно сложно.

Причины

Работа с детьми-аутистами ведётся повсеместно, начиная с яслей. На этом этапе нужно разъяснить и оставить в прошлом все вопросы о причинах появления отклонения. Часто родители ищут ответы в своём прошлом, обвиняют себя в злоупотреблении алкоголем и приходят к запоздалому раскаянию. Что же, эти факторы могли повлиять на диагноз ребёнка, но это не аксиома.

Порой абсолютно здоровые люди – родители аутистов. Учёные не могут определить причины появления такого явления, хотя уже много лет пытаются постичь эту тайну. По правде говоря, до недавнего времени природа аутизма толком и не исследовалась, так что будет не совсем правильно говорить о большом сроке наблюдений. Вообще, само явление обозначили для изучения только в 20-м веке. Был даже определён круг факторов риска, провоцирующих аутизм. В частности, это нарушения на генетическом уровне, гормональные отклонения, осложнения при беременности и родах, отравления, сбои в химическо-биологических процессах, раковые опухоли.

Известные личности аутисты

Среди этих загадочных людей есть сверходаренные или их еще называют савантами. Мировые списки постоянно пополняются новыми именами. Особенное видение предметов, вещей и явлений позволяет создавать аутистам шедевры искусства, разрабатывать новые устройства, лекарства

Аутисты все больше привлекают к себе внимание общественности. Знаменитые аутисты мира:

  1. Бэррон Трамп – аутист. Предположение о том, что сын Дональда Трампа аутист высказал блоггер «Джеймс Хантер», после публикации видеозаписи, где у Бэррона видны странности в поведении.

Льюис Кэррол – аутист. Знаменитый автор «Алисы в стране чудес» проявлял неординарные способности в математике, отличался странностями в поведении, заикался. Предпочитал взрослым – общение с детьми.

Билл Гейтс – аутист. Общественный деятель, один из основателей компании «Microsoft».

Альберт Эйнштейн – аутист. Многие привычки ученого окружающим казались чудачеством. По слухам, в его гардеробной висело 7 одинаковых костюмов на каждый день недели, что может указывать на стереотипию в поведении.

Откуда, кто виноват?

Современная наука не может однозначно ответить на этот вопрос. Существуют предположения, что аутизм может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте и т.д.

Мы имеем сотни тысяч примеров, когда в семьях с обыкновенными детьми рождаются дети с аутизмом. Бывает и наоборот: второй ребенок в семье оказывается обыкновенным, в то время как у первого — РАС. Если в семье первый ребенок с аутизмом, то родителям рекомендуют пройти генетическое обследование и определить наличие фрагильной (ломкой) Х-хромосомы. Ее наличие многократно увеличивает вероятность появления детей с аутизмом в данной конкретной семье.

Причины аутизма

Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования,  социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Аутизм – это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов. Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм.

Некоторые из генетических факторов, вызывающих аутизм, известны и могут быть выявлены с помощью анализов, в первую очередь, это спонтанные изменения генетического материала, мутации. Эти изменения могут быть достаточными для того чтобы сами по себе вызвать аутизм. Но чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок.

Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции и некоторые лекарственные средства, принимаемые матерью во время беременности (например, вальпроевая кислота, используемая для лечения эпилепсии).

Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка. Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку.

Более поздние симптомы

Как правило, подобное расстройство диагностируют в возрасте около трех лет. Данный период связан с началом посещения яслей и детских садов, где на фоне ровесников отклонения в поведении и развитии малыша становятся наиболее заметными. Одной из характеристик аутиста является своеобразная речь. Такие дети не используют личное местоимение «я» и не понимают его смысла. Они разговаривают сложными фразами. Часто маленькие пациенты воспроизводят даже длинные отрывки из речи взрослых, стихи. При этом у них отсутствуют навыки построения диалога. Еще одним признаком расстройства являются неконтролируемые эмоциональные реакции. У таких детей наблюдаются приступы бесконтрольного и беспричинного смеха, страх, импульсивность.

Как правило, их пугают обычные предметы. Напротив, потенциально опасные явления не вызывают опасения. Движения пациентов обычно неловкие, они нередко выполняют нелепые действия (раскачиваются, кружатся, прыгают на месте). Интеллектуальное развитие происходит неравномерно. Нередко малыш обладает выраженными способностями в одной сфере (математике, музыке), но не может овладеть навыками письма, чтения.

Отчего возникает аутизм

Исследователи до сих пор не имеют четкого ответа на вопрос о том, какие именно предпосылки могут стать причиной развития аутизма у ребенка.

В попытке понять, кто такой аутист, на сегодняшний день твердо выяснено лишь то, что данное заболевание носит наследственный характер. Но его могут спровоцировать и перенесенные матерью во время беременности корь, краснуха или ветрянка. Опасными также могут оказаться и вирусные инфекции, подхваченные уже во время родов.

Все перечисленные проблемы приводят к тому, что у ребенка нарушается функционирование лобных отделов головного мозга – а именно они и отвечают за познавательный процесс. Поэтому одной из основных отличительных особенностей аутизма и является утрата интереса к окружению и людям, что, кстати, влечет за собой и другой признак – страх перед любыми переменами и невозможность понять чужие эмоции.

Миф 5. Вакцинация вызывает аутизм

Исследования ВОЗ Вопросы и ответы об иммунизации и безопасности вакцин , Министерства здравоохранения и социальных служб США, Американской академии Vaccines are not associated with autism: an evidence-based meta-analysis of case-control and cohort studies семейной медицины и Американской академии педиатрии доказывают, что ни одна вакцина не приводит к увеличению количества случаев аутизма. Даже в семьях, в которых есть привитые и непривитые дети, аутизм встречается с одинаковой частотой.

Доказано также, что вакцины не влияют на степень тяжести аутизма или траекторию его развития, не имеют влияния на время проявления симптомов аутизма. Количество применяемых вакцин не увеличивает частоту встречаемости аутизма, как и консерванты, используемые в вакцинах. Последнее крупное исследование проходило в 2014 году, в нём было задействовано 1,3 миллиона детей с РАС. Его данные говорят, что среди детей, получивших вакцину от кори, краснухи и свинки, риск аутизма меньше, чем среди невакцинированных детей.

Обучение

Стоит сказать о том, что нужно как можно раньше постараться диагностировать данное заболевание. Ведь в таком случае, работая с малышом, можно постараться его по максимуму социализировать. Так, существуют разные степени аутизма. На начальных этапах болезни ребенок может посещать детский садик или школу. Однако при этом с ним должны работать и иные специалисты. К примеру, детский психолог. Если же ребенок совершенно не желает общаться с иными людьми, его можно определить в специальную школу. Там по особым программам проводится обучение аутистов. К тому же, в таких заведениях работают высококвалифицированные специалисты (в том числе и медики), которые достигают порой невиданных успехов. Но тут есть одно «но». В основном такие школы создаются на платной основе, родителям приходится оплачивать образование таких деток с самого раннего возраста.

Что представляет собой аутизм?

Аутизм – это специфическое состояние человека, проявляющееся в отсутствии желания общаться с другими людьми.

Дети и взрослые люди, страдающие аутизмом, зачастую не обращают никакого внимания на мнение окружения, отказываются жить по общественным правилам. Но это не их причуда, это лишь следствие изменений в структуре мозга.

Признаки аутизма у взрослых

Среди признаков аутизма можно выделить следующие:

  • реакция на эмоции и поведение окружающих людей частично или полностью отсутствует;
  • стремление уйти от любого контакта – эмоционального, психологического или физического;
  • постоянное выполнение одних и тех же действий, например, зацикленность на датах, вопросах, маршрутах;
  • жесткий распорядок повседневных дел;
  • аутист старается не смотреть в глаза собеседнику, пользуется только периферическим зрением;
  • ограниченный словарный запас, нарушение интонационного ударения слов;
  • минимальная жестикуляция при разговоре;
  • неконтролируемые вспышки гнева, агрессии, отрицания.

Светила медицины пока не могут объяснить причин возникновения данного состояния. Многие соглашаются с утверждением, что аутизм – это психологическое состояние человека, при котором он полностью замыкается в своем мире. Однако эти изменения психики невозможно изменить, как и невозможно заставить человека, больного аутизмом, против воли вступать в эмоциональные связи с другими людьми.

Предупреждения об опасности

Аутизм, как известно, заболевание не приобретенное, а врожденное. При возникновении первых опасных признаков родителям следует обращаться за соответствующей медицинской помощью. От этого в дальнейшем зависит успех адаптации ребенка к окружающей среде.

Официально аутизм считается болезнью. Но родители, которые воспитывают таких уникальных детей, предпочитают считать его специфическим состоянием, а не диагнозом.

Аутизм заметен почти с самого рождения, но официально диагноз могут поставить после 2-3 лет.

Самым легко заметный признак аутизма: ребенок не может выполнять несколько дел сразу, а фокусируется лишь на чем-то определенном. Его могут не заинтересовать любимые многими детьми вещи. Например, аутист не захочет смотреть мультфильмы или кушать сладости.

Как определить аутизм у маленького ребенка

  • младенец плохо реагирует на звуки, при этом слышит их;
  • отсутствие улыбки, да и улыбка на других лицах не вызывает у ребенка должной реакции;
  • отводит взгляд, и смотрит «сквозь» говорящего;
  • Не отзывается на свое имя;
  • Любит играть с определенными вещами, а не с живыми людьми;
  • часто повторяет одно действие или фразу;
  • смена обстановки или покупка новых игрушек вызывает массу негативных эмоций;
  • резкие и внезапные действия – крик, плач или смех;

Аутист всегда предпочитает быть сам, сторонится не только взрослых, но и сверстников.

Если вы – молодой родитель, проанализируйте поведение своего малыша. Наличия хотя бы трех признаков из приведенного списка просто обязывает вас обратиться к врачу за консультацией. Ведь чем раньше получится выявить проблему, тем легче будет потом помочь не только ребенку, но и родителям справится с таким непростым состоянием.

Такие дети с особым развитием совершенно не скучают по родителям при расставании, если остаются в привычной для себя обстановке. Ведь для них на первом месте именно вещи и окружающие предметы, а не люди.

Часто аутистов при контакте выдает неправильная речь – односложная и сухая, лишенная эмоциональной окраски. Они не говорят о себе в первом лице, а выбирают второе или третье, или называют себя по имени.

Счастье детей с особенностями развития заключается в пребывании в своем мире с четким правилами и распорядком. Они ходят в одной и той же одежде, каждый день могут есть однотипную пищу, и играть с одной куклой часами. Однотипность и монотонность – вот их идеальный мир.

Встречаются случаи гиперактивности среди аутистов, но чаще это замкнутые и медлительные дети. Иногда они пытаются причинить себе вред – кусаются или царапаются, бьются головой – но эти признаки проявляются не у всех детей.

Люди непосвященные считают детей-аутистов балованными, неконтролируемыми и капризными сорванцами, плохо воспитанными родителями. На самом деле, все обстоит совсем по-другому. Такие дети пытаются при помощи своего поведения ограничить свое общение с внешним миром и людьми, а быть лишь наедине со своим сознанием. Это и есть для них счастье.

Именно поэтому так мало взрослых людей-аутистов создают семьи и заводят детей – это им просто-напросто неинтересно. Ведь у них есть свой особенный мир, в котором им так комфортно оставаться.

Особенности протекания патологии у взрослых

Ответ на вопрос о том, кто такой аутист, в отношении совершеннолетних лиц является неоднозначным. Дело в том, что признаки расстройства у каждого больного имеют индивидуальный характер и разную степень выраженности. Все зависит от типа недуга. Легкая разновидность предполагает нормальные интеллектуальные способности и неплохие социальные навыки. В данном случае люди, достигшие 20-25 лет, могут обеспечивать себя сами. Они не слишком зависят от родственников и даже живут отдельно.

При более тяжелой степени, пациенту необходим постоянный контроль со стороны близких. Какими особенностями обладают лица с таким диагнозом во взрослом возрасте? Если человек аутичный, это означает, что он полностью погружен в мир собственных переживаний. Эмоции окружающих пациент или не воспринимает совсем, или понимает неправильно. Взрослые больные имеют бедную мимику. Они не способны освоить элементарные законы коммуникации, не уважают личное пространство других. Например, аутист может вплотную подойти к малознакомому собеседнику, пристально смотреть на него.

Некоторые больные, напротив, при разговоре отводят глаза, отдаляются. Речь пациентов слишком громкая или очень тихая, монотонная. В процессе общения они не распознают намеков и намерений других, не способны воспринимать жесты, изменения мимики. Часто лица с этим диагнозом не осознают, что своими высказываниями оскорбляют окружающих.

Дети-аутисты

Все будущие родители в период беременности верят, что их дитя будет самым умным, сильным и красивым. Задолго до рождения они начинают строить планы, но никто не может предугадать такой диагноз для своего ребёнка.

Аутизм – заболевание врождённое, а не приобретённое. На его появление влияет множество факторов как на стадии развития плода, так и в процессе его формирования. Затрагиваются все функциональные системы мозга, потому абсолютно искоренить аутизм невозможно. Можно только вносить некоторые коррективы в поведение индивида и приспосабливать его к социуму. Аутист – это не изгой общества, а его жертва. Страх общения не позволяет ему постичь многое, но пробиться сквозь его непонимание может лишь человек упорный и понимающий.

Почему так случается?

Конечно, это не норма, а отклонение, правда, не сильно распространённое. Хотя говорят, что у девочек и женщин аутизм может протекать без внешних проявлений, так как представительницы слабого пола прячут в себе агрессию и эмоции. При помощи усиленного внимания и специальных занятий можно добиться в развитии человека некоторых сдвигов, но полностью его не исправить.

Стоит отметить, что аутист – это не человек с умственными отклонениями. Напротив, такие дети могут иметь зачатки гениальности, так как развиваются внутренне быстрее, нежели внешне. Они могут чураться социума в той или иной форме, отказываться говорить, плохо видеть, но при этом в уме решать сложнейшие задачи, виртуозно ориентироваться в пространстве и иметь фотографическую память. При лёгкой степени аутизма человек кажется практически нормальным, разве что немного своеобразным. Он может без причины становиться угрюмым, говорить сам с собой в особо волнительные моменты, часами просиживать в одном месте, смотря в одну точку. Но такие моменты могут происходить в жизни сплошь и рядом.

Вот тяжёлую степень аутизма труднее причислить к норме, ведь это полное разрушение функции мозга. Раньше считали, что ребёнок-аутист – это шизофреник или даже психопат. Со временем учёные разобрались в сути этого отклонения и разграничили их по симптомам. На сегодняшний день поставить диагноз не трудно, так что путаницы на этом этапе можно избежать. Нет ответа на вопрос о конкретных нарушениях в мозговой деятельности человека-аутиста, ведь единого механизма не существует. Даже нельзя с точностью сказать, что именно провоцирует аутизм – группа расстройств с определёнными мутациями либо расстройство конкретной области мозга. Многие учёные сходятся во мнении, что отказ от работы одной доли головного мозга влечёт за собой активную работу противоположной, из-за чего такие дети и проявляют недюжинные математические или творческие способности.

Симптоматика: нарушение воображения

Итак, аутист. Кто это такой, мы разобрались, а также рассмотрели некоторые признаки, характерные для человека с данным заболеванием. Обязательно хочется рассказать еще об одном блоке показателей, которыми можно охарактеризовать людей с этим диагнозом. У таких пациентов практически не развито воображение, что приводит к ограниченности круга интересов:

  1. Поведение таких детей отчужденное, неестественное.
  2. Ребенок негативно реагирует на смену обстановки. Чаще всего это истерики.
  3. Такие дети играют сами с собой, полностью уединяясь.
  4. У таких малышей отсутствует воображение.
  5. Дети с данным диагнозом часто тяготеют к одному единственному предмету. Они стараются его всегда держать в руках.
  6. Дети-аутисты много раз повторяют одно и то же действие.
  7. Такие люди концентрируются преимущественно на чем-то одном.

Рассмотрев все вышеописанные симптомы, нужно сказать о том, что такие дети развиваются неравномерно. Они могут быть талантливы в одной области знаний или творчества, совершенно не интересуясь чем-то другим.

Попробуйте протестировать своего ребенка

Но, как уже было сказано выше, нельзя до конца быть уверенным, что перед нами дети-аутисты. Признаки этого заболевания в каждом отдельном случае варьируются. В медицине до сих пор нет понятия «типичный аутист», так как существует слишком много вариантов данной патологии.

Помочь в такой ситуации в некоторой мере может тест, разработанный для детей 1,5 лет в США. В нем предлагается ответить на вопросы, касающиеся поведения ребенка. Если большее число утверждений относится к нему, то у малыша высок риск оказаться аутистом.

  • Ребенку не нравится, если его берут на руки или укачивают.
  • Ему не интересны другие дети.
  • Он не любит играть с родителями.
  • Ребенок не имитирует в игре действия взрослых.
  • Не пользуется указательным пальцем, чтобы указать на что-то.
  • Не приносит родителям заинтересовавший его предмет.
  • Ребенок не смотрит в глаза незнакомым.
  • Если вы предлагаете ребенку посмотреть куда-то, он не поворачивает голову.
  • Не может ответить (жестом) на просьбу показать какой-то предмет.
  • Не может построить башенку из кубиков.

Генетика?

Большой процент людей с таким отклонением характеризуется наличием определённого гена. Учёные считают, что в таких случаях весомую роль играет ген неурексин-1. Также подозрительным остаётся наличия гена в 11-й хромосоме. Конфликт родительских генов также может в результате дать отклонение. После зачатия гены блокируются в яйцеклетке и могут негативно повлиять на здоровье женщины. В мужской клетке – сперматозоиде – потенциально опасные гены для ребёнка отключаются, что в итоге может спровоцировать генные изменения при смещении в мужскую сторону. Учёные зафиксировали связь аутизма и синдрома икс-хромосомы. Исследования проводились обширные, но в целом область знаний остаётся непаханной целиной. Родители детей-аутистов переживают за будущее своих чад, заговаривают о роли наследственности в появлении данного расстройства. В поддержку такой гипотезы приводятся различные слухи и истории. Говорят, что вероятность развития аутизма увеличивается при наличии в семье одного такого ребёнка. Есть и специалисты с резко противоположным мнением, утверждающие, что не бывает семей с несколькими аутистами.

Каковы перспективы?

На самом деле все зависит от родителей. От их внимания к ребенку, от грамотности и личной позиции.

Если диагноз был поставлен до 1,5 лет, и своевременно проведены комплексные коррекционные мероприятия, то к 7 годам, скорее всего, уже никто даже и не подумает, что мальчику или девочке когда-то ставили диагноз “аутизм”. Учеба в условиях обыкновенной школы, класса не доставит особых хлопот ни семье, ни ребенку. Среднее профессиональное или высшее образование для таких людей — не проблема.

Несмотря на то, что до 80% детей с аутизмом — инвалиды, инвалидность, как таковая, может быть снята.

Если диагноз был поставлен позже 5 лет, то с большой вероятностью можно утверждать, что ребенок будет учиться по школьной программе индивидуально. Так как коррекционная работа в этот период уже осложнена необходимостью преодоления существующего жизненного опыта ребенка, закрепленных неадекватных моделей поведения и стереотипов. А дальнейшая учеба и профессиональная деятельность будут полностью зависеть от той среды — специльно созданных условий, в которых будет находиться подросток.

Несмотря на то, что до 80% детей с аутизмом — инвалиды, инвалидность, как таковая, может быть снята. Это происходит благодаря правильно организованной системе коррекционной помощи. Необходимость оформления инвалидности продиктована, как правило, прагматичной позицией родителей, стремящихся обеспечить ребенка дорогостоящей квалифицированной помощью. Ведь для организации эффективного коррекционного воздействия, на одного ребенка с РАС требуется от 30 до 70 тысяч рублей в месяц. Согласитесь, далеко не каждая семья в состоянии оплачивать такие счета. Однако результат стоит вложенных усилий и средств.

Одной из основных задач родителей и специалистов, является развитие самостоятельности у детей с РАС. И это возможно, ведь среди аутистов есть программисты, конструкторы, музыканты — в общем, успешные состоявшиеся в жизни люди.

Симптоматика: показатели общения

Итак, аутист – кто это такой? Можно сделать простой вывод о том, что это человек, который болен аутизмом. Признаки данного заболевания можно рассмотреть еще в раннем младенчестве крохи

Особое внимание нужно уделить речевому и неречевому общению младенца. Характерные признаки аутизма:

  1. У таких пациентов практически полностью отсутствуют жесты и мимика. Иногда может отсутствовать даже речь.
  2. Малыш не смотрит в глаза, совершенно не улыбается собеседнику.
  3. Если у такого пациента речь нормальная, он все же не может нормально общаться с другими собеседниками.
  4. Речь нередко бывает фонетически ненормальной. Есть проблемы с ритмом, интонацией.

Возможно ли излечение?

Сегодня многие знают ответ на вопрос о том, кто такой аутист. Особенностям протекания данной патологии посвящено немало исследований. Ученые также занимаются разработкой методов терапии недуга. К сожалению, полностью избавиться от его симптомов невозможно. Однако существует немало способов улучшения состояния больных, например:

  1. Физиопроцедуры.
  2. Трудотерапия.
  3. Лечебная гимнастика.
  4. Употребление медикаментов.

К каждому пациенту с подобным диагнозом специалист должен найти индивидуальный подход.

Кроме того, следует помнить, что универсального метода терапии не существует. Задача доктора – найти тот способ, который поможет конкретному больному.

Еще несколько десятилетий назад бывшие аутисты часто оказывались обитателями интернатов для людей с психическими отклонениями. Сегодня существуют методы, позволяющие таким людям адаптироваться в социуме.

Что такое аутизм и почему неправильно говорить “болезнь”?

Аутизм – первазивное (то есть общее, обширное) название для состояния психики со сниженной или искажённой способностью взаимодействовать с социальной средой

Человек с таким типом психики (чаще всего это называется расстройством или отклонением от нормы) не может учиться через социальную среду и получать из неё много важной для “нормального” развития информации

Детей с расстройством аутистического спектра (РАС) врачи чаще всего признают отстающими в развитии – такие дети поздно начинают говорить, не смотрят в глаза, замыкаются в себе

Воспитатели в детских садах и учителя в школах не могут себе позволить уделять им особое внимание и заниматься с ними индивидуально, поэтому родители получают рекомендацию отправить их в коррекционный детский сад или специальную школу

Неясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов либо редко возникающие мутации. К симптомам РАС можно отнести:

Стереотипичность в поведении. Человек поглощен однообразными действиями, так как всеми силами пытается избежать каких-то изменений в укладе жизни;

Недостаточная обучаемость. Почти у 100% детей с синдромом Каннера (ядерная форма детского аутизма) уровень IQ ниже 100. При этом проблемы обучаемости есть не только при тяжелой форме РАС: интеллект у людей с синдромом Аспергера обычно средний или даже выше среднего, однако проблема с обучаемостью не исчезает;

Припадки. Четверть людей с тяжелыми формами РАС и около 5% аутичных людей с лёгким расстройством и нормальным уровнем развития интеллекта страдают припадочными состояниями;

Повышенная возбудимость и двигательная активность, расстройство концентрации внимания

Чаще всего гиперактивность проявляется при навязанных извне задачах и действиях, на самостоятельно выбранных задачах человеку сконцентрироваться проще;

Вспышки гнева, вызванные тем, что человек не может объяснить свои нужды или тем, что кто-то вмешивается в его ритуалы и распорядок;

Повышенная способность к сенсорному восприятию и усиленное внимание. Твердых доказательств того, что сенсорные симптомы могут быть чертой, отличающей аутизм от других расстройств развития – нет.

Конечно, есть ряд черт, благодаря которым у человека можно диагностировать аутизм (например, какое-либо искажение речевой коммуникации), но если разбираться в деталях, то двух одинаковых людей с расстройством аутистического спектра не бывает. Разные привычки, разные страхи и манеры, разные принципы и методы взаимодействия с окружающей действительностью. Другие методы. Не такие, к каким привыкли люди, чьё состояние ближе к принятой в обществе норме. Отсюда главный маркер, по которому этих людей можно “опознать”– стигматизация. Детей и взрослых с расстройством аутистического спектра немедленно признают психически нездоровыми, а некоторые родственники, родители или даже врачи пытаются аутизм лечить. Иногда довольно странными методами.

Так, на одном из информационных сайтов под статьёй про расстройства аутистического спектра женщина всерьёз пишет, что формулировку “другой тип психики” придумали американцы, цель которых, естественно – погубить наш народ (сайт российский, и народ имеется в виду российский), и, чтобы противостоять, этому нужно “заразу выкорчёвывать”. К примеру, исключив из рациона ребенка молочные продукты. Как и чем это поможет – комментатор не уточняет.

Признаки и симптомы аутизма у детей

Симптомы аутизма можно поделить на две группы:

Первая группа включает симптомы, связанные с нарушениями социальных навыков. Такие дети с трудом могут поддерживать беседу, идти на контакт с людьми, разделять чужие интересы, подстраиваться под собеседника, у них позднее развивается речь. Им сложно считывать жесты и эмоции, удерживать зрительный контакт – зачастую у них вообще отсутствует лицевая мимика. Дети с РАС не могут менять свое поведение в зависимости от социальных требований, испытывают сложности с воображением, не могут заводить друзей.

Ученик центра социальной реабилитации “Турмалин” со своим педагогом-куратором перед началом занятия. РИА Новости / Мария Алексеева

Вторая группа – это повторяющиеся особенности поведения – регулярные, ограниченные действия и привычки. Например, ребенок стремится снова и снова раскладывать предметы, раскачивается из стороны в сторону, определенным образом принимает пищу

Людям с РАС важно, чтобы повседневные ритуалы повторялись в строгом порядке. Любые перемены в привычных действиях вызывают у них стресс

Соня Шаталова на занятии по вязанию у своего тьютора Людмилы. РИА Новости / Кирилл Каллиников

Люди с расстройствами аутистического спектра проявляют повышенную чувствительность к сенсорным объектам: сильнее чувствуют запахи, любят трогать вещи определенной текстуры, но боятся некоторых звуков или яркого света. Происходит это потому, что сигнал воспринимаемый ребенком, поступает в мозг в искаженном виде: прикосновения и звуки могут причинять физическую боль, а ожоги не восприниматься мозгом вообще.

Важно, чтобы симптомы из обеих групп проявлялись одновременно, иначе диагноз РАС не ставится. Существуют и так называемые «красные флажки» – навыки, отсутствие которых может говорить о наличии аутизма, либо других заболеваниях, считает детский врач-психиатр Елисей Осин

Существуют и так называемые «красные флажки» – навыки, отсутствие которых может говорить о наличии аутизма, либо других заболеваниях, считает детский врач-психиатр Елисей Осин.

  1. К году ребенок плохо отзывается, либо не отзывается на свое имя.

  2. После года ребенок не понимает, когда к нему обращаются и разговаривают лично с ним.

  3. К 11-13 месяцам у ребенка отсутствуют выученные жесты: «отдай», «пока», «покорми», «попить» и так далее.

  4. Если ребенок повторяет свои любимые слова, названия и произносит буквы, но не может использовать речь в разговоре с людьми – это повод обратиться к специалистам.

  5. Дети с расстройствами аутистического спектра мало улыбаются и не отвечают в ответ на улыбку, когда улыбаются им.

Добавить комментарий