Как помочь ребенку с высокофункциональным аутизмом?
Аутизм – неизлечимое заболевание. Он сопровождает человека всю жизнь. Ребенок вырастает, и качество его взрослой жизни зависит настойчивости его окружения. Если взрослые не занимались коррекционной терапией и не учили ребенка взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, то он никогда не станет самостоятельным.
Существует ряд рекомендаций, как организовать жизнь аутиста с высокофункциональной формой заболевания. Их выполнение облегчает аутисту взаимодействие с окружающим миром:
- Составляйте расписание, придерживайтесь четкого режима дня, предупреждайте о любых изменениях заблаговременно, чтобы аутист привык к мысли об изменении привычного режима.
- Определите внешние раздражители. И ребенок, и взрослый с высокофункциональным аутизмом может впадать в агрессию от самых незначительных деталей. Этот может быть определенный цвет, звук или действие. Оградите аутиста от раздражающих факторов.
- Научитесь успокаивать истерики, которые бывают у пациентов с ВФА довольно часто. Не давайте аутисту сильно перенапрягаться и уставать.
- Заботьтесь о безопасности во время истерики. Убирайте все опасные предметы из зоны доступа.
- Не кричите и не пугайте аутиста, не критикуйте его действия. Такое поведение усилит стресс, и больной дольше не сможет успокоиться.
Не отказывайтесь от помощи психологов, логопедов и коррекционных программ. Это поможет ребенку с высокофункциональным аутизмом немного адаптироваться в сложном и враждебном для него мире.
Реабилитация
Обычно аутические расстройства диагностируются еще в детстве, но бывает и иначе, когда клиническая картина стертая, пациент может жить до взрослого и даже зрелого возраста, не зная о своей психопатологической особенности. По статистике примерно трети аутистов с болезнью Аспергера никогда не ставился подобный диагноз.
Незнание болезни способствует серьезным проблемам во всех сферах жизни пациента от семьи и до профессиональной деятельности. К ним зачастую относятся как к странным, психически нездоровым людям или вовсе подвергают дискриминации. Поэтому такие больные стараются избегать общества, выбирая одинокую жизнь.
В специализированных учреждениях аутисты могут пройти реабилитацию, которая поможет сократить проявления тревожности, повысить внимание и концентрацию, нормализовать психофизическую форму и пр. Сюда можно отнести музыкальную терапию, гидротерапию, занятия с логопедом или театральный кружок
Чем раньше приступить к коррекции, тем выше будет социализация больного во взрослом возрасте. В спецшколах подростков совершенствуют в самообслуживании и самостоятельности действий, планировании своей деятельности, социальных умениях. Они занимаются по специальным программам вроде АВА, FLOOR TIME, RDI, система TEACH и пр.
В некоторых государствах даже практикуется создание специальных квартир, где больным будут помогать опекуны, но и самостоятельности при этом пациенты лишаться не будут. Если же недуг развился в полную силу, то за таким пациентом понадобится постоянный уход родственников, поскольку на самостоятельную жизнь они не способны.
Неуточнённое глубокое нарушение развития или атипичный аутизм (PDD-NOS)
Диагноз «атипичный аутизм» применяется для детей, которые находятся в аутическом спектре, но не в полной мере отвечают критериям, которые подходят под классический аутизм или синдромом Аспергера.
Как и другие формы аутизма атипичный аутизм может сочетаться с широким спектром интеллектуальных способностей. Его определяющие черты — значительные проблемы в социальной сфере и развитии речи.
Это диагноз врачи используют для тех, кто имеет частичные характеристики аутизма или у кого очень умеренные симптомы. Например, человек может иметь значительные признаки аутизма в социальной сфере, но не иметь стереотипных повторяющихся движений.
Атипичный аутизм можно условно поделить на три подгруппы:
- Высокофункциональная группа (около 25 %), симптомы этой группы часто схожи с синдромом Аспергера, но в отличие от синдрома Аспергера у детей этой группы отсутствуют или медленно развиваются речевые навыки и присутствуют умеренные когнитивные нарушения.
- Вторая группа (около 25 %), чьи симптомы больше напоминают классический аутизм, но не в полной мере удовлетворяют диагностические признаки и симптомы.
- Третья группа (около 50 %), отвечает всем диагностическим критериям аутизма, но стереотипное и повторяющееся поведение заметно мягче.
Причины[ | ]
Хотя в настоящий момент довольно мало известно о причинах аутизма, недавние исследования выявили структурные аномалии в определенных областях головного мозга. Части мозга, которые задействуются при социальном взаимодействии, включают миндалевидное тело, верхнюю височную борозду и орбитофронтальную кору. Другие аномалии наблюдались в хвостатом ядре, а также в значительном увеличении количества коркового серого вещества и атипичных связях между различными частями мозга.
Существует ошибочное мнение, что некоторые вакцины, например, против кори и паротита, могут вызвать аутизм. Это предубеждение было основано на исследовании, опубликованном , результаты которого были позднее признаны ошибочными, однако некоторые родители все же отказались от вакцинации детей.
УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ АУТИЗМЕ
У 75% аутистов наблюдаются расстройства умственной деятельности. Диапазон подобных отклонений варьируется в широких пределах.
Особенности интеллекта при аутизме:
- сложности в сосредоточенности и целенаправленности своих действий;
- быстрая утрата интереса;
- отсутствие внимания;
- проблемы с обобщением информации, ассоциативным мышлением и заданиями на логику.
Наличие подобных признаков у детей не является обязательным критерием отклонения. У некоторых из них отмечаются способности к дисциплинам определенной направленности или глубокие познания в области одной науки. Тем не менее, у 50% детей диагностируют легкую или среднюю умственную отсталость, тяжелая фиксируется в крайне редких случаях.
Специалисты отмечают зависимость между уровнем интеллекта и способностью к адаптации ребенка. Но дети с высоким уровнем IQ также ограничены в социальном общении из-за нестандартности своего мышления.
Несмотря на общее снижение умственных возможностей, дети с аутизмом способны к обучению, нередко они самостоятельно осваивают школьные предметы, обучаются письму и математике. После проявления признаков аутизма на фоне стрессовых ситуаций и заболеваний у них может наблюдаться регресс в интеллектуальной деятельности.
Причины
Хотя в настоящий момент довольно мало известно о причинах аутизма, недавние исследования выявили структурные аномалии в определенных областях головного мозга. Части мозга, которые задействуются при социальном взаимодействии, включают миндалевидное тело, верхнюю височную борозду и орбитофронтальную кору. Другие аномалии наблюдались в хвостатом ядре, а также в значительном увеличении количества коркового серого вещества и атипичных связях между различными частями мозга.
Существует ошибочное мнение, что некоторые вакцины, например, против кори и паротита, могут вызвать аутизм. Это предубеждение было основано на исследовании, опубликованном , результаты которого были позднее признаны ошибочными, однако некоторые родители все же отказались от вакцинации детей.
Диагностика
Диагноз высокофункционального аутизма обычно ставится детям в возрасте до трёх лет, то есть раньше, чем синдром Аспергера. В то время как не существует единого общепринятого стандарта диагностики мера для высокофункционального аутизма, одной из наиболее часто используемых методик для раннего обнаружения заболевания является специальный тест на способность к социальной коммуникации. Если результаты теста показывают, что у человека вероятно наличие расстройства аутистического спектра, дальнейшая комплексная оценка может привести к диагностике высокофункционального аутизма. Некоторые характеристики, например, отсутствие зрительного контакта, так же используются для выявления аутизма.
Симптоматика
Основными клиническими проявлениями принято считать такие симптомы:
- проблемы с невербальной коммуникацией;
- однотипное поведение и монотонные действия;
- заторможенная моторика;
- стереотипизированная речь;
- узконаправленные, но глубокие интересы.
У пациентов с подобным диагнозом нередко развиваются социальные трудности, но уровень интеллекта средний или выше среднего.
Чаще проявления отклонения становятся заметными, начиная со 2–3 года жизни ребенка. Признаки:
- повышенное спокойствие или, наоборот, чрезмерная раздражительность, подвижность;
- проблемы с засыпанием;
- частые ночные пробуждения;
- чувствительность сна;
- избирательность в питании;
- задержка речевой активности — часто такие дети начинают разговаривать не раньше 4 лет;
- плохая адаптация к новым условиям, например, посещение детского сада;
- отказ от контакта со сверстниками;
- частая подверженность инфекционным и воспалительным болезням;
- неспособность выражать собственное эмоциональное состояние;
- предпочтение общества взрослых или лиц младшего возраста;
- непрогнозируемость поведения;
- бестактность.
У подростков отмечают развитие депрессивного состояния, мысли о суициде, наркотическую или алкогольную зависимость.
Среди особенностей интеллекта и вербального общения у детей с подобным расстройством стоит выделить такие состояния:
- недостаточное развитие абстрактного мышления;
- невозможность самостоятельно решать даже самые легкие задачи;
- проблемы с применением своих знаний на практике;
- постоянное пребывание в мире своих мыслей и фантазий;
- опережение речевого развития;
- медленная или, наоборот, ускоренная речь;
- присутствие речевых шаблонов;
- неспособность первому начать разговор или поддержать беседу;
- повышенная способность к изложению мыслей в письменном виде;
- семантическая дислексия.
Сенсорные и моторные особенности:
- повышенная восприимчивость к внешним раздражителям;
- стереотипность поведения;
- чрезмерная педантичность;
- строго определенные гастрономические пристрастия;
- присутствие необычных навязчивых страхов, например, боязнь дождя;
- нарушение моторных навыков и координации движений;
- неуклюжесть действий;
- нарушение осанки или походки.
При протекании подобного синдрома отмечается:
- невозможность понять действия, слова и поведение окружающих людей;
- необычная манера речи;
- непонимание невербальных знаков;
- чрезмерная увлеченность какой-либо темой.
Стоит отметить, что степень выраженности и присутствие тех или иных симптомов будет сугубо индивидуальным.
Сильные стороны людей, страдающих от синдрома Аспергера:
внимание к деталям; логические рассуждения; одаренность в одной области; игнорирование мнения окружающих людей; ярко развитое визуальное восприятие; прямолинейность и честность; верность и отсутствие осуждения
Проблемными областями принято считать:
непонимание общей картины происходящего; невосприятие чужих эмоций; отсутствие мотивации к занятиям, которые не относятся к сфере интересов; трудности с выделением важной информации в разговоре; невозможность планирования долгосрочных задач. Высокофункциональный аутизм у взрослых обладает аналогичными симптомами, а при отсутствии лечения признаки будут более ярко выраженными
Высокофункциональный аутизм у взрослых обладает аналогичными симптомами, а при отсутствии лечения признаки будут более ярко выраженными.
Миф о поствакцинации
Бытует мнение, что аутизм у ребенка развивается после вакцинации детей раннего возраста. Однако такая теория не имеет абсолютно никакой доказательной базы. Было проведено множество научных исследований, и ни одно из них не выявило связи между вакцинацией и возникновением заболевания.
Может случиться так, что время, когда проводилась вакцинация ребенка, просто совпало с тем моментом, когда родители заметили первые признаки аутизма. Но не более. Заблуждение в этом вопросе привела к резкому снижению уровня вакцинации населения, и как следствие к вспышкам инфекционных заболеваний, в частности, кори.
Особенности людей с аутизмом
Для того чтобы обеспечить эффективную работу людей с расстройствами аутистического спектра, необходимо знание их особенностей мышления, восприятия и эмоциональной сферы. Следует помнить, что в отличие от физической инвалидности — вроде глухоты или невозможности ходить — характер проблем зачастую не очевиден (расстройства аутистического спектра нередко называют “невидимой инвалидностью”), и для предоставления адаптированной среды специальные знания становятся особенно важными.
Также следует помнить, что многие особенности, связанные с аутизмом, ближе по своей сути к специфическому стилю мышления со своими преимуществами и недостатками, чем к “нарушениям” или “дефектам”.
Одной из лучших книг, посвящённых описанию особенностей мышления, восприятия и эмоциональной сферы людей с синдромом Аспергера, является англоязычная монография Tony Attwood “The Complete Guide to Asperger’s Syndrome”. В ней также есть глава, посвящённая вопросам трудоустройства.
Ценные качества работника с синдромом Аспергера или аутизмом
Настойчивость, постоянство.
Способность легко находить ошибки.
Стремление к справедливости и честность.
Способность давать чёткие ответы на стандартные вопросы.
Аккуратность.
Внимание к деталям.
Логичность.
Добросовестность.
Способность к приобретению знаний.
Честность.
Когнитивные и сенсорные особенности людей с высокофункциональными формами аутизма
- Однозадачность.
- Буквальное понимание.
- Потребность в планировании.
- Сложности с пониманием этикета и неочевидных взаимоотношений.
- Непонимание намёков и подтекста.
- Перфекционизм.
- Обработка сенсорной информации.
Возможные конфликтные зоны
- Непонимание иерархии: трудности с сознанием авторитета, соблюдением субординации.
- Сложности со считыванием невербальной компоненты коммуникации: отсутствие зрительного контакта, невосприятие интонации и жестикуляции.
- Потребность делать вещи привычным способом: трудно переучиваться, импровизировать.
- Сенсорная чувствительность к шумам, запахам, освещению.
Инфантильный аутизм
Признаки инфантильного аутизма просматриваются обычно в раннем детском возрасте (до 3 лет).
Основные признаки:
- нет стремления к тому, чтобы его взяли на руки;
- нарушены: сон, терморегуляция, соматические функции, пищеварение, иными словами наблюдается целый спектр невропатических нарушений;
- не проявляется интерес к внешним стимулам;
- поздняя реакция на боль;
- нет потребности к контакту с окружающими;
- не улыбки;
- отсутствие понимания разницы между неодушевленными и одушевленными предметами;
- проблемы с речевыми навыками;
- страх перед новым;
- циклическое поведение;
- наличие идеальной механической памяти;
- однообразные игры, лишенные смысла;
- монотонная, маскообразная мимика;
- проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
- нет контакта глаза в глаза.
Признаки
При подозрении на аутизм нужно обратить особое внимание на одиночество пациента. Обычно аутисты предпочитают изолированное существование, поскольку в обществе отсутствует понимание
У деток патология характеризуется психоэмоциональными расстройствами, а проявление аутизма у взрослых связано с закрытым, обособленным образом жизни.
Еще одним характерным признаком аутического расстройства у взрослого считаются коммуникативные проблемы. Наиболее резко они проявляются во время разговора на резких или повышенных нотах. В подобной ситуации у пациента возникают проявления агрессивности, а в животе концентрируются выраженные боли.
Внешние признаки аутизма у взрослых могут проявляться в таких формах:
- Легкий аутизм у взрослых сочетается с беспорядочными и непроизвольными движениями: тереблением деталей одежды или почесываниями во время разговора;
- Трудное освоение новых умений, минимальное количество каких-то интересов или увлечений;
- Обычно знакомства аутистов сохраняются ненадолго, потому как пациент не понимает правил и принципов общения оппонента;
- Присутствуют речевые отклонения, которые проявляются шепелявостью или неспособностью произносить какие-то звуки, заторможенностью, речь больного несвязная, а словарный запас скуден;
- Зачастую взрослые аутисты разговаривают монотонно и однообразно, не проявляя в разговоре никаких эмоций;
- При резких звуках либо чересчур ярком свете у аутиста зачастую начинаются панические атаки;
- Деятельность аутиста постоянно имеет цикличный характер, напоминающий ритуальное действо;
- Аутизм во взрослом возрасте нередко характеризуется отсутствием тактичности, что заметно по громкой речи и манере нарушать пространство интимной зоны;
- Иногда патология осложняется слабым слухом, немотой, что только усиливает изоляцию пациента;
- К происходящему такие пациенты обычно равнодушны, они не проявляют эмоций даже когда у близких случается какое-то горе или радостное событие;
- Аутисты часто проявляют выраженное нежелание к тому, чтобы до них или их вещей кто-то дотрагивался;
- Аутисты часто проявляют агрессию к окружающим, могут бояться их.
У аутистов практически отсутствует чувство опасности, они способны неуместно засмеяться, у них пониженная болевая чувствительность. Порой агрессия возникает просто из-за нового предмета в гардеробе. В подобной клинической ситуации рекомендуется обеспечить привычную среду для аутиста, где другие домочадцы не должны ничего трогать.
Аутизм у взрослых мужчин характеризуется постоянством, напоминающим цикличную деятельность, будто паранойя
Важной ценностью становится систематизация предметов, окружающих больного. Такими манипуляциями мужчины предупреждают панические атаки и агрессивные приступы
Хоть признаки аутизма у взрослых мужчин связаны с узким спектром интересов, для каждого больного типичны свои увлечения к цикличному повторению разных действий.
Хоть патология больше типична для мужского населения, часто встречаются симптомы аутизма у взрослых женщин. Но в большинстве случаев дамы живут с невыявленной патологией до конца жизни. Плохо то, что они не получают должной помощи и лечения, для облегчения существования и ведения нормальной жизни.
Пациентки с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера, как правило, наделены уникальными характеристиками, что серьезно затрудняет диагностику недуга. В результате сильные стороны умело маскируют недостаточность прочих навыков.
Признаки аутизма у взрослых женщин отчасти проявляются некоторой неряшливостью, отсутствием стремления к самосовершенствованию и пр. Распознать аутизм возможно по необычному отношению к деткам
Аутичные мамы не воспринимают родительскую ответственность, безучастны к жизни своего чада, им неважно, голоден ребенок или сыт, как одет и пр
Образовательные возможности
Их виртуальное отсутствие восприимчивых и выразительных языковых навыков, ухудшение памяти, гиперчувствительность к обонянию, осязанию, звуку и зрению, а также предпочтение одиночеству делают образовательные возможности для детей с расстройствами слабой функции довольно трудными. Эти дети не могут учиться в обычных школах
Следовательно, важно, чтобы индивидуальные образовательные программы (IEP) были разработаны для каждого отдельного студента в соответствии с его / ее потребностями. С помощью этих индивидуальных программ детей с низко функционирующим аутизмом обучают приемлемым способам общения, надлежащему социальному поведению, чтобы терпеть или десенсибилизировать свои сенсорные реакции
Эти индивидуальные программы направлены на содействие различным видам деятельности, которые понадобятся ребенку, а затем взрослому человеку для удовлетворения его повседневных потребностей.
Симптомы аутизма
Симптоматика расстройства аутистического спектра представлена тремя основными группами (“триадой нарушений”): нарушениями в сфере социального взаимодействия, в сфере коммуникации и в сфере воображения .
Нарушения в сфере социального взаимодействия: отказ от контакта, пассивное принятие контакта при инициативе со стороны другого человека, либо же контакт носит формальный характер.
Нарушения в сфере общения: представлены в вербальной и невербальной коммуникации. Ребёнок с аутизмом испытывает трудности в привлечении внимания взрослых: не пользуется указательным жестом, вместо этого подводит взрослого к интересующему объекту, манипулирует его рукой для получения желаемого. Большинство детей с РАС развиваются с задержкой в формировании речи. При данном заболевании отсутствует стремление использовать речь в качестве средства общения, нарушено понимание жестов, мимики, интонации голоса. В речи людей с аутизмом встречается отказ от личных местоимений, неологизмы (самостоятельно придуманные слова), также нарушен грамматический и фонетический строй речи.
Нарушения в сфере воображения: проявляются в виде ограниченного набора действий с игрушками или предметами, однообразных игр, фиксации внимания на несущественных, мелких деталях вместо восприятия целого объекта. Стереотипные (однообразные) действия могут носить самый различный характер: постукивание или кручение предметов, потряхивания кистями рук, раскачивания телом, прыжки, повторяющиеся удары, выкрики. Более сложные стереотипные действия могут представлять из себя расстановку предметов в ряды, сортировку предметов по цвету или размеру, коллекционирование большого количества каких-либо предметов. Стереотипное поведение может проявляться и в повседневных действиях: требование идти одним и тем же маршрутом в определённые места, соблюдение определённого ритуала отхода ко сну, стремление задавать по многу раз определённые вопросы и получать на них ответы в одной и той же форме. Нередко встречаются непродуктивные однообразные интересы: чрезмерная увлечённость каким-нибудь мультфильмом, книгами на определённую тему, расписанием транспорта.
Помимо основных симптомов РАС существуют дополнительные, которые могут быть не всегда: отсутствие зрительного контакта, нарушения моторики, нарушения поведения, необычная реакция на внешние раздражители (сенсорные перегрузки от большого количества стимулов, например, в торговых центрах), избирательность в еде . Реже встречаются аффективные нарушения (маниакальные и депрессивные состояния, приступы возбуждения с агрессией и аутоагрессией), невротические реакции и неврозоподобные состояния.
Диагностика
Диагноз высокофункционального аутизма обычно ставится детям в возрасте до трёх лет, то есть раньше, чем синдром Аспергера. В то время как не существует единого общепринятого стандарта диагностики мера для высокофункционального аутизма, одной из наиболее часто используемых методик для раннего обнаружения заболевания является специальный тест на способность к социальной коммуникации. Если результаты теста показывают, что у человека вероятно наличие расстройства аутистического спектра, дальнейшая комплексная оценка может привести к диагностике высокофункционального аутизма. Некоторые характеристики, например, отсутствие зрительного контакта, так же используются для выявления аутизма.
Причины аутизма, причины высокофункционального аутизма
Несмотря на то что изучением заболевания занимается огромное количество ученых, выяснить общую причину возникновения аутизма пока не удается. По этому поводу ведутся дискуссии. Медики не могут найти общий язык даже в вопросе о том, вызывает ли аутизм единая причина, действующая на генетику, когнитивное развитие и нейронные связи, или это разные причины, действующие на организм одновременно.
Основную ответственность за появление аутизма возлагают на генетику. Но и здесь нет полной ясности. Поскольку присутствует взаимодействие множества генов и частичные генные мутации с сильным эффектом.
Причины высокофункционального аутизма также не установлены точно. Одно из последних исследований в этой области выявило возникновение структурных аномалий в определенных участках головного мозга, которые отвечают за социальное взаимодействие.
Рекомендации членам семьи аутиста
Качество жизни при подобной патологии вполне возможно повысить, если близкие будут активно участвовать в процессах адаптации аутиста к обществу. Основная роль в данных процессах отводится родителям, которые должны хорошо изучить особенности заболевания. Можно посещать центры по аутизму, для детей существуют спецшколы.
Поможет и соответствующая литература, из которой семья больного узнает все тонкости построения отношений и совместного проживания с таким человеком.
Вот еще несколько полезных рекомендаций:
- Если аутист склонен к побегам из дома, а самостоятельно найти обратную дорогу не может, желательно прикрепить к его одежде бирку с телефоном и адресом;
- Если предстоит какая-то длительная поездка, то рекомендуется взять что-то из любимых вещей больного, что помогает ему успокоиться;
- Избегайте длинных очередей, ведь в них у аутистов часто начинается паника;
- Не стоит нарушать личное пространство больного, у него должна быть своя комната, где вещи и предметы он расставит и разложит по своему усмотрению, при этом домочадцам трогать, передвигать, переставлять, перекладывать ничего нельзя.
Семье стоит принять, что их близкий человек особенный, поэтому надо учиться жить с учетом данного обстоятельства.
Можно ли получить инвалидность
Инвалидность взрослому с аутизмом, согласно действующему законодательству, положена. Для этого:
- Надо обратиться по месту прописки в поликлинику, чтобы подтвердить диагноз. Обращаться можно к психиатру или неврологу.
- Доктор после обследования выдаст направление на медэкспертизу, даст рекомендации относительно дополнительных обследований и специалистов, которых нужно будет пройти.
- Когда обследование завершится, все результаты передаются доктору (психологу, психиатру), выдавшему соответствующее направление. Именно он будет заниматься подготовкой документации для комиссии.
- Осталось только прийти на МСЭ с окончательно оформленными документами.
Статья в тему: Как оформлять инвалидность по аутизму
Парааутизм: понятие, симптомы
Парааутизм – это условное обозначение схожих между собой психологических феноменов из группы расстройства развития у детей, которые схожи с симптомами РАС или шизофрении.
Приставка «пара» обозначает наличие некоторых отличий от стандартной симптоматики.
Причины возникновения:
- отсутствие эмоциональной близости между матерью и ребенком (обычно просматривается в неблагополучных семьях);
- сиротство – дети, лишенные родительской любви и полноценных семейных отношений;
- отсутствие общения с окружающими за счет патологии: ДЦП, глухота и т.д.;
- длительный «информационный голод» — удержание насильственно детей в ограниченном пространстве, без доступа к социуму;
- защитная реакция организма на угрозу или стресс – насилие в семье, постоянные скандалы и т.д.
Симптомы проявления парааутизма:
- отсутствие эмоциональности (дети не улыбаются, не оказывают никакой реакции на новые игрушки, звуки и т.д.);
- малыши не проявляют интереса к общению;
- нет отклика на собственное имя;
- отсутствие интереса к детским сказкам, играм, сюжетным картинкам;
- игнорирование домашних питомцев;
- бедные ориентировочные ответы – без двигательных и речевых реакций, могут только глазами проследить;
- позже могут возникать проблемы с речью.
Если игнорировать долгий промежуток времени все эти симптомы, с большой вероятностью наступят осложнения (соматизированные):
- ночные кошмары;
- экземы;
- диатезы;
- энурезы;
- нейродермиты;
- вирусные заболевания с сильными осложнениями.
Часто наблюдается депрессивное состояние, замкнутость, плаксивость. Постепенно искажаются когнитивные, эмоциональные и волевые навыки.
Стадии развития аутизма
Аутизм 1-го уровня
Люди с аутизмом начальной (ранней) стадии имеют заметные проблемы с навыком общения с окружающими. Обычно они могут разговаривать, но им трудно поддерживать диалог.
Другим на этом уровне может быть тяжело искать новых друзей.
Симптомы ранней стадии аутизма:
- снижение интереса к социальным взаимодействиям или деятельности;
- очевидные признаки сложности общения;
- проблема адаптации к изменениям в рутине или поведении;
- в бытовых вопросах делается большой уклон на планирование и организацию.
Прогноз:
Люди с аутизмом начальной стадии часто поддерживают высокое качество жизни с небольшой поведенческой и психоэмоциональной коррекцией. Своевременная коррекция поможет улучшить социальные и коммуникативные навыки.
Аутизм 2-го уровня
Пациенты с легкой стадией аутизма уже нуждаются в серьезной коррекционной поддержке. Симптомы, связанные с этим уровнем, включают более серьезную нехватку словесных и невербальных навыков общения. Это часто затрудняет повседневную деятельность.
Симптомы легкой стадии:
- существенное отсутствие вербальных и невербальных навыков общения;
- поведенческие проблемы;
- необычный или уменьшенный ответ на социальные сигналы, общение или взаимодействие;
- проблема с адаптацией к изменениям;
- общение с использованием чрезмерно простых предложений;
- узкие, конкретные интересы.
Прогноз:
Люди с аутизмом второго уровня обычно нуждаются в большей поддержке, чем люди с аутизмом уровня 1. Даже при поддержке они могут с трудом адаптироваться к изменениям в своей среде.
Может помочь целый ряд методов лечения. Например, сенсорная интеграционная терапия может использоваться на этом уровне. Она помогает научиться справляться с сенсорными данными, такими как: запах, громкие или раздражающие звуки, отвлекающие визуальные изменения, мигающие огни.
Своевременная терапия развивает навыки, необходимые для выполнения повседневных задач, таких как принятие решений или навыки работы.
Аутизм 3-го уровня
Это самая тяжелая стадия аутизма. На ней требуется существенная поддержка. В дополнение к более серьезной нехватке навыков общения люди с аутизмом 3-го уровня также демонстрируют повторяющееся или ограничительное поведение.
Повторяющееся поведение относится к тому, чтобы делать одно и то же снова и снова, независимо от того, является ли это физическим действием или говорение одной и той же фразы.
Ограничительное поведение – человек имеет тенденцию замыкаться в себе и ограждать от общения с окружающим миром. Это может быть связано с невозможностью адаптироваться к изменениям или наличием интересов по очень конкретным темам.
Симптомы тяжелой стадии аутизма:
заметная нехватка словесных и невербальных навыков общения;
ограниченное желание участвовать в социальном взаимодействии;
тяжелые поведенческие нарушения;
ощущение стрессовой ситуации при смене обычного распорядка дня;
отсутствие навыка фокусировать свое внимание.
Прогноз:
Люди с аутизмом 3-го уровня нуждаются в интенсивной терапии, которая фокусируется на различных проблемах, включая общение и поведение.
Часто им назначается и медикаментозное лечение. Хотя нет лекарств, которые специально относятся к аутизму, некоторые препараты могут помочь справиться с определенными симптомами или сопутствующими нарушениями, такими как депрессия или проблемы с концентрацией.
Дети с тяжелой стадией РАС нуждаются в постоянном сопровождении взрослых, которые будут помогать осваивать базовые навыки.
Причины развития расстройств аутического спектра
К сожалению, развитие аутистического спектра, причины его появления и масса других фактов на сегодняшний день остаются неясными. Ученые смогли выделить несколько факторов риска, хотя цельной картины механизма развития патологии еще нет.
Имеет место фактор наследственности. Согласно статистике, среди родственников ребенка с аутизмом есть по крайней мере 3-6 % людей с такими же расстройствами. Это могут быть так называемые микросимптомы аутизма, например, стереотипное поведение, снижение потребности в социальном общении. Ученым даже удалось выделить ген аутизма, хотя его наличие не является 100 % гарантией развития отклонений у ребенка. Считается, что аутические расстройства развиваются при наличии комплекса разных генов и одновременном воздействии факторов внешней или внутренней среды. К причинам можно отнести структурные и функциональные нарушения головного мозга. Благодаря исследованиям удалось выяснить, что у детей с подобным диагнозом часто изменены или уменьшены лобные отделы коры головного мозга, мозжечок, гиппокамп, срединная височная доля
Именно эти части нервной системы отвечают за внимание, речь, эмоции (в частности, эмоциональную реакцию при совершении социальных действий), мышление, способности к обучению. Было замечено, что довольно часто беременность протекает с осложнениями
Например, имело место вирусное поражение организма (корь, краснуха), тяжелый токсикоз, эклампсия и прочие патологии, сопровождающиеся гипоксией плода и органическими поражениями мозга
С другой стороны, этот фактор не является универсальным — множество детей после тяжелой беременности и родов развиваются вполне нормально.
Лечение
Специфической терапии в настоящее время не существует. Лечение направлено на купирование некоторых клинических проявлений и нормализацию самочувствия.
Высокофункциональная форма аутизма предполагает прием таких медикаментов:
- нейролептики;
- транквилизаторы;
- антидепрессанты;
- успокоительные вещества;
- психостимуляторы;
- иммуномодуляторы.
Лечение в обязательном порядке должно включать такие пункты:
- работа логопеда с пациентом;
- выполнение упражнений лечебной гимнастики;
- физиотерапия;
- тренинги социальных навыков;
- когнитивно-поведенческая психотерапия.
Успех лечения во многом зависит от адекватного психологического и педагогического сопровождения больного.
Причины
Хотя в настоящий момент довольно мало известно о причинах аутизма, недавние исследования выявили структурные аномалии в определенных областях головного мозга. Части мозга, которые задействуются при социальном взаимодействии, включают миндалевидное тело, верхнюю височную борозду и орбитофронтальную кору. Другие аномалии наблюдались в хвостатом ядре, а также в значительном увеличении количества коркового серого вещества и атипичных связях между различными частями мозга.
Существует ошибочное мнение, что некоторые вакцины, например, против кори и паротита, могут вызвать аутизм. Это предубеждение было основано на исследовании, опубликованном Эндрю Уэйкфилдом, результаты которого были позднее признаны ошибочными, однако некоторые родители все же отказались от вакцинации детей.
Добавить комментарий