Виды аутизма

Методы лечения аутизма

В большинстве случаев аутизма полное излечение не представляется возможным, однако обязательно проводятся меры по сглаживанию симптомов. Способы облегчения жизни ребенку с заболеванием аутизм делятся на несколько направлений.

Лекарственные препараты

Акатинол мемантин. Это средство немецкого производства показано к применению деменции любой этиологии, а основным компонентом в составе является мемантин гидрохлорид

Обладает психостимулирующим и ноотропным действием, эффективен при аутизме, но при наличии судорог принимать с осторожностью. Препарат выпускается в виде таблеток, в одной упаковке могут содержаться таблетки 5, 10, 15 и 20 мг

Начинать прием препарата лучше с маленькой дозировки, во время еды, если эффекта недостаточно, доза увеличивается постепенно на 5 мг. Максимум в день можно принимать до 30 мг. Стоимость препарата – 1700 руб. В любом случае, установить нужную дозировку может только лечащий врач, поскольку передозировка такого серьезного препарата может привести к серьезным последствиям;

Гаммалон – препарат японского производства с ноотропным эффектом, улучшает память и работу мозга, восстанавливает речь и физическое состояние, купирует слабые судороги. Принимается до еды, дозировка зависит от возраста, детям в сутки показаны 2-3 г, взрослым 3,5 г. Стоимость препарата – 2400 руб.;

Кетилепт – антипсихотический препарат, который назначают при шизофрении и приступах психоза, биполярном расстройстве, депрессиях. Препарат выпускается в виде таблеток по 25, 100, 150, 200 и 300 мг. Принимается вне зависимости от приема пищи, а дозирование устанавливается строго лечащим врачом. При шизофрении и психозах в первый день нужно принимать 50 мг, а в последующие дни увеличивать дозу еще на 50 мг во 2-й день и на 100 мг в следующие дни до 300 мг. Стоимость препарата – 1400 руб.

Народные методы лечения аутизма

Часто при лечении аутизма прибегают к фитотерапии, однако эффективность этого метода остается недоказанной. Но можно с точностью сказать, что благодаря некоторым сборам повышается иммунитет, улучшается память и успокаивается нервная система.

Есть несколько популярных рецептов:

  • сбор из цветков боярышника, шиповника, рябины, зверобоя, донника, багульника, мелиссы, корня пиона и солодки. Смешать 1 ч.л. трав и залить 1 ст. кипятка, прокипятить еще 5 мин. и полчаса настоять, после чего процедить. Принимать по 1/3 ст. 3 раза в сутки до приема пищи на протяжении 4-5 мес.;
  • отвар из альфредии поникшей – обладает ноотропным и антиксиолитическим действием, эффективен при эпилепсии, аутизме и шизофрении. Нужно взять горсть сухой травы и смешать с водой в расчете 1:10, варить 7 мин., можно применять в виде компрессов;
  • сбор аморфы кустарниковой и черной водяники – эти травы полезны при параличе, эпилепсии и любых заболеваниях нервной системы. Залить смесь корней этих трав кипятком, дать настояться, после процедить и принимать внутрь по 1/3 ст. ежедневно.

Прочие методы лечения аутизма

Многим детям с аутизмом помимо регулярного приема медикаментов необходима домашняя терапия, а именно:

  • иппотерапия – лечение с помощью лошадей и верховой езды, этот метод помогает детям с аутизмом наладить контакт с окружающим миром. Лошадь способна чувствовать настроение и внутреннее состояние человека, помогает справиться с неврозом. Иппотерапия должна проводиться регулярно, 2-3 раза в неделю;
  • дельфинотерапия – кроме того, что в воде быстро укрепляются мышцы, благоприятное воздействие на психику ребенка оказывает контакт с дельфинами. Они тонко чувствуют людей благодаря высокому интеллекту и всегда добродушны к детям. Посещать дельфинов стоит не реже 3-х раз в неделю по 1,5 часа;
  • арт-терапия – способствует развитию коммуникативного навыка у детей с аутизмом, кроме того снимает напряжение и помогает понять, какой эмоциональный фон у ребенка в настоящий момент. Терапию необходимо проводить через день или ежедневно, в зависимости от желания ребенка.

Формы заболевания

Что касается классификации заболевания, то основных форм аутизма существует две: тяжелая и легкая. В первом случае большинство типичных симптомов ярко выражены, ребенок нуждается в помощи родителей и педагогов. Ему необходимо находиться под наблюдением доктора.

Легкая форма аутизма может быть даже не совсем заметна окружающим. Качество жизни снижено незначительно. Симптомы слабо выражены. При должном уходе со стороны родителей из такого ребенка может вырасти достаточно социализированный, практически нормальный психически взрослый.

Различают также следующие виды аутизма:

  • с полным отсутствием потребности в контактах с людьми (больной молчит и не умеет себя обслуживать);
  • с резким отвержением окружающей действительности и отсутствием чувства самосохранения (при этом ребенок-аутист повторяет звуки, слова, жесты, действия);
  • с замещением реального мира (человек живет в своих фантазиях и иллюзиях, к близким практически не привязан);
  • с гипертормозимостью (это самая легкая форма, при которой ребенок очень раним, всего боится, быстро утомляется, но в остальном вполне нормален).

В последнее время болезнью аутизм стали считать и смежные с ней состояния. В частности, синдром Ретта, основное отличие которого заключается в том, что примерно до полутора лет ребенок развивается совершенно нормально, а затем начинает утрачивать освоенные навыки. При этом деформируется костно-мышечная система, двигательная активность нарушается, и в итоге наступает умственная отсталость тяжелой степени. Данный синдром встречается лишь у девочек. Виной его становится поврежденный ген в Х-хромосоме.

У ребенка обнаружили аутизм. Что делать

Первым делом специалисты рекомендуют не впадать в панику и не отрицать проблему. Зарегистрируйтесь на форуме или в сообществе единомышленников. Например, «Аутизм. Форум родителей и профессионалов» или на «Форуме родителей детей с аутизмом». Так вы сможете понять, что таких, как вы много и изучить опыт других семей. Полезной будет методичка «Родитель родителю». Поговорите с родственниками, братьями и сестрами ребенка. Объясните им, что такое аутизм. Отправьте ребенка на медицинское обследование. Дети с РАС часто не чувствуют собственного тела и не могут сообщить, что у них что-то болит или не впорядке. Обратитесь в ближайшую в вашем городе службу ранней помощи – организацию помощи детям с нарушениями развития. Например, в Москве это Городской психолого-педагогический центр Департамента образования

На этом этапе важно добиться правильной постановки диагноза. Ищите методики и куратора (тьютора), который будет писать и корректировать программу для вашего ребенка. Обязательно нужны занятия с логопедом-дефектологом, игровой терапевт и терапия в группе

Обязательно нужны занятия с логопедом-дефектологом, игровой терапевт и терапия в группе.

Каждый случай индивидуален – здесь придется действовать методом проб и ошибок.

Если диагноз поставлен, оформите ребенку инвалидность в Бюро медико-социальной экспертизы. Это даст возможность получить материальную помощь и льготы, например, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в общественном транспорте и другие.

Основные причины заболевания аутизмом

Причины этой болезни связаны с другими заболеваниями, утверждают психиатры.

Как правило, дети-аутисты имеют хорошее физическое здоровье, внешние недостатки у них тоже отсутствуют. Мозг у больных младенцев имеет нормальное строение.Ведя речь о том, как распознать детей-аутистов, многие отмечают, что такие малыши очень привлекательны внешне.

У матерей таких детей беременность протекает нормально. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:

  • ДЦП;
  • заражение краснухой матери в период беременности;
  • туберозный склероз;
  • нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ожирением).

Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Есть данные о том, что определенную роль отыгрывает генетическая расположенность: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.

Ученые до сих пор не могут назвать точные причины возникновения аутизма. Но в результате исследований специалисты выделяют несколько самых распространенных причин.

Недостаток питательных веществ в период внутриутробного развития может стать причиной развития аутизма. Гипоксия головного мозга считается главной причиной патологии.

Некоторые специалисты настаивают, что заболевание провоцирует нарушение гормональной сферы у мальчика. Аутизм у мальчиков встречается в несколько раз чаще, чем у девочек.

Жизнь подростка-аутиста

Невозможно представить полную картину жизни больного, ведь все зависит от сложности заболевания. Если у подроста наблюдается высокая активность мозговой деятельности, то он обучается в обычной школе, и часто бывает отличником. Несмотря на наличие сложностей в общении, больной находит общий язык со своими одноклассниками, ровесниками и активно участвует в общественной деятельности школы.

Но если у ребенка явное выражение симптомов, то ему гораздо сложнее справиться со своими проблемами. В данном случае необходимы комплексные методы лечения, а также обучение в специализированных учебных заведениях. При сложной форме аутизма подросток не может самостоятельно справляться с простыми жизненными задачами, поэтому они не могут обойтись без дополнительной помощи других людей.

Большинство детей-аутистов испытывают проблемы с коммуникабельностью или даже не имеют представления, как нужно участвовать в общественной жизни, поэтому они нуждаются в постоянном обучении. Когда ребенок не способен справиться со стандартной жизненной ситуацией, его психическое состояние ухудшается, в результате он отказывается принимать участие в социальной жизни.

Это приводит к тому, что подросток не желает общаться со своими сверстниками, участвовать в играх, посещать общеобразовательную школу и устраиваться на работу

Важно понимать, что воспитание больного при сложной форме болезни является трудной, и иногда непосильной задачей

Симптомы аутизма

Некоторые признаки распространяются на все виды аутизма, однако имеет место существенная разница между синдромами.

Симптомы раннего детского аутизма

Даже в период младенчества можно определить симптомы раннего аутизма, у такого ребенка заметно отсутствие эмоционального контакта с матерью. При этом один и тот же ребенок может менять модель поведения от пассивного до гиперактивного.

Кроме вышеперечисленных признаков, ярким симптомом у детей 2-2,6 лет является неспособность пользоваться речью для общения. Пассивный словарный запас в этом возрасте остается в пределах нормы, но ребенок отказывается общаться, хотя часто придумывает бессмысленные слова. О себе он предпочитает говорить в 3-м лице.

Значимым отличием детей с ранним аутизмом от сверстников является то, что ни на одном этапе развития в игре не присутствует сюжетно-ролевая линия. Эти дети отказываются примерять на себя любые социальные роли и участвовать в общественных процессах.

Симптомы атипичного аутизма

Аутизм у ребенка, признаки которого можно определить только в подростковом возрасте, называется атипичным. При этом раннее детство проходит без отклонений и каких-либо признаков аутизма.

Симптомы заболевания сводятся к следующим:

  • сложности в общении с людьми – может быть в виде полного нежелания общаться, а может присутствовать желание, но ребенок не умеет применять коммуникационные навыки;
  • речевые нарушения – низкий словарный запас и неумение выражать мысли и правильно понимать чужую речь;
  • эмоциональная отрешенность – ребенок не способен выразить эмоции, хотя он их ощущает, поэтому часто выглядит равнодушным;
  • стремление к постоянству во всех сферах жизни, педантичность, следование привычному поведению;
  • агрессивность – проявляется даже вследствие безобидных явлений, например, если предложить ребенку то, чего он не хочет в данный момент или что противоречит его планам;
  • долгая сосредоточенность на одной игре – ребенок может несколько часов подряд играть в одну и ту же игрушку или игру, смотреть один и тот же мультфильм.

Кроме того, дети с атипичным аутизмом не переносят тактильного контакта даже с близкими, а периодами игнорирует других людей, если к нему обращаются. Ребенок с таким диагнозом может подолгу носить одну и ту же одежду или отдавать предпочтение определенному цвету.

Чаще всего атипичный аутизм характерен для мальчиков, но по статистике это 2 человека из 10 тыс.

Симптомы синдрома Аспергера

Основными симптомами являются:

  • стереотипность интересов и увлечений;
  • сложности в общении со сверстниками от застенчивости до агрессии и открытых конфликтов;
  • слабо окрашенная речь, отсутствие эмоций и мимики, монотонность в голосе;
  • практически отсутствует эмпатия;
  • неумение понимать невербальное общение, шутки;
  • неуклюжесть в движениях и действиях, медлительность.

Несмотря на эти признаки, у людей с синдромом Аспергера интеллект остается на среднем уровне и не уступает здоровому человеку.

Симптомы синдрома Ретта

Заболевание возникает по причине генной мутации, а основными его симптомами являются:

  • замедленный рост конечностей и головы, непропорциональность;
  • неразвитость речи;
  • часто дети с синдромом Ретта ходят на прямых ногах из-за невозможности сгиба коленей;
  • высокая вероятность судорожных припадков;
  • медленный рост;
  • учащенное, поверхностное дыхание и апноэ.

Причины, классификация

Болезнь развивается на фоне нарушения слаженной работы компонентов головного мозга. Избавиться от аутизма полностью не получится, но при хорошем лечении можно рассчитывать на устранение большинства симптомов. Однако это относится только к легкой форме болезни, а при более серьезном ее развитии добиться положительных изменений будет очень трудно.

Причины

Столкнуться с аутизмом может каждый. Заболевание считается врожденным, но способно развиваться в разном возрасте, чаще всего оно проявляется именно в первые годы жизни малыша или в дошкольный период. Младенец не обладает ярко выраженными признаками аутизма, но выявление проблемы вполне возможно. Не исключены даже случаи появления болезни у взрослых. Точные причины до сих пор остаются предполагаемыми, т.к. сделать однозначные выводы о том, что именно вызывает аутизм, довольно тяжело даже для врачей с современным медицинским оборудованием.

К основным причинам относят:

  • Генетические изменения на этапе формирования плода;
  • Поражения нервной системы, вирусы, бактерии или инфекции;
  • Сбои гормонального фона, нарушение обмена веществ;
  • Отравление лекарствами, ртутью.

Считается, что даже вакцинация от различных заболеваний может спровоцировать развитие аутизма у ребенка. Из-за этого многие мамы винят врачей и отказываются от прививок для своих малышей. Но куда важнее понимать, бывает ли приобретенный аутизм. В большинстве случаев он является врожденным, но проявлять себя начинает спустя некоторое время. Поэтому никакой вины врачей в таком случае нет. Однако иногда болезнь все же имеет приобретенный характер, что никак не связано с вакцинацией, а точные причины ее развития неизвестны.

Классификация

Врачи классифицируют аутизм по нескольким критериям. Поэтому при постановке диагноза учитываются степени, которые так же называются стадиями, и виды заболевания. Они помогают максимально правильно подобрать способ лечения и описать симптомы пациента.

Степени характеризуют то, насколько сильно развита болезнь. Они могут переходить из одной в другую, что осложнит ситуацию. Всего их 4:

Первая степень отличается полной отрешенностью ребенка от всего происходящего вокруг. Малыш не реагирует на нежность со стороны родителей, не испытывает дискомфорта от разных неудобств, не чувствует голода

Важной особенностью первой стадии болезни является негативное отношение к попыткам других людей взглянуть больному в глаза или прикоснуться.
Вторая степень сопровождается негативным восприятием окружающего мира. Дети сужают круг общения, проявляют повышенную избирательность в выборе одежды, не приемлют вмешательства в их жизнь извне

Иногда они становятся агрессивными, что связано с влиянием внешней среды. Малыши с такой степенью могут часто повторять одни и те же слова.
Третья степень относится к умеренным. Больной создает отдельный мирок, внутри которого есть только его интересы и самые близкие люди. Практически всегда его речь однообразна, он может постоянно повторять одну фразу, а также регулярно играть в избранную игру, не испытывая скуки. В некоторых случаях такие дети проявляют агрессию.
Четвертая степень аутизма вызывает у больных немало трудностей, касающихся взаимодействия с окружающей средой. Дети с таким диагнозом очень ранимы, они стараются не общаться с людьми, избегают любых некомфортных ощущений. Некоторые при аутизме 4 степени ходят «на цыпочках». Такая форма считается легкой, но все равно сопровождается большим количеством проблем, которые вредят жизни, работоспособности и отношениям.

Дополнительно врачи выделяют несколько видов аутизма, которые помогают точнее описать болезнь. К ним относятся:

  • Синдром Каннера – характеризуется избеганием общения и слабым развитием речи;
  • Синдрома Аспергера – отличается отказом от разговоров с людьми и плохой мимикой;
  • Синдром Ретта – сопровождается забывчивостью и пассивностью, а также неразвитой речью;
  • Атипичный аутизм – проявляется у взрослых, вызывает тяжелые симптомы с поражением мозга.

Последняя форма наиболее опасна, т.к. может приводить к тяжелейшим осложнениям, которые порой становятся причиной летального исхода. Приобретать такую болезнь страшно любому человеку, что заставляет следить за здоровьем не только ребенка, но и за своим.

Лечение

В настоящее время лечение высокофункционального аутизма заключается лишь в устранении отдельных симптомов расстройства. Например, для избавления от тревожности, которая часто сопутствует высокофункциональному аутизму, основным методом лечения является когнитивно-поведенческая терапия. Хотя это метод показан для лечения повышенной тревожности, он не избавляет от остальных симптомов высокофункционального аутизма. Используется так же вид когнитивно-поведенческой терапии, подразумевающий непосредственное участие родителей и учителей, действующих в роли социальных тренеров — этот метод считается более эффективным.

Существуют также особые методики, направленные на развитие навыков самообслуживания и самоуправления для повышения уровня независимости людей с высокофункциональным аутизмом. Улучшение навыков самоконтроля позволяет человеку быть более самостоятельным вместо того, чтобы всё время полагаться на внешний источник (родителя, учителя) для наблюдения или контроля.

Добавить комментарий