Детская шизофрения

Формы

В медицине выделяется несколько форм детской шизофрении. Шизофрения бывает:

  1. Кататоническая. При данной форме ребенок не любит речевых контактов, он замкнут. В процессе каких-либо действий может застывать в одной позе, наступает ступор. При данной форме у пациентов наблюдаются частые ремиссии. Не исключается полное выздоровление.
  2. Юношеская или гебефреническая форма шизофрении. Характерна для детей старшего возраста. Проявляется в виде рассеянности, нарушений сна, внезапной острой головной боли, появление навязчивых бредовых идей, галлюцинации. При полном отсутствии лечения болезнь приводит к слабоумию.

Также шизофрения может быть простой формы или быть привитой. При простой форме кроме сниженных интеллектуальных способностей, эмоционального безразличия, у ребенка периодически возникают галлюцинации, параноидальное состояние с проявлением злобной агрессии. По мере прогрессирования заболевания у ребенка начинает развиваться апатическое слабоумие.

Привитая детская шизофрения развивается на фоне органического поражения головного мозга. Яркое проявление болезни периодическое, наблюдаются продолжительные ремиссии. Возможно полное выздоровление.

Согласно классификации Башина, шизофрения подразделяется на:

  • злокачественную;
  • непрерывную;
  • малопрогредиентную;
  • приступообразную;
  • приступообразную малопрогредиентную;
  • приступообразную рекуррентную;
  • вялотекущую.

Симптомы

Начальные симптомы болезни могут возникнуть в разном возрасте. Именно от него же будет зависеть то, как именно будет проявляться шизофрения

Чаще всего выявлять ее удается у детей школьного возраста, так как в этот период особое внимание уделяется их интеллектуальной деятельности, которая почти всегда страдает при такой болезни

В раннем возрасте

До 3-х лет малыши практически не разговаривают, а их умственные способности остаются весьма ограниченными. Поэтому любые отклонения выявлять в этот период очень трудно. Чаще всего первые симптомы оказывают минимальное влияние на поведение и действия ребенка.

Как проявляется шизофрения у детей раннего возраста:

  • зацикленные действия, раскачивания или ходьба туда-обратно;
  • беспричинные приступы плача или смеха;
  • нарушения сна, бессонница;
  • отсутствие эмоционального ответа на приближение родителей;
  • незаинтересованность при кормлении грудью;
  • излишняя капризность, заметное беспокойство, грусть.

Некоторые врачи при перечислении подобной симптоматики даже не предполагают, что у малыша могла развиться шизофрения. В таких случаях рекомендуется настаивать на проведении полноценного обследования.

В дошкольном возрасте

Ребенок может рождаться и жить первые годы вполне нормально, не подавая никаких признаков наличия отклонений. В таких случаях часто симптоматика резко усиливается в дошкольный период. Особенно заметны изменения в поведении ребенка.

Какие симптомы могут беспокоить дошкольника:

  • необоснованные приливы страха, чаще всего они связаны с фантазиями;
  • периодические внезапные приступы смеха или плача;
  • нарушения сна, бессонница в ночное время и сонливость в дневное;
  • отказ смотреть в глаза другим людям;
  • отсутствие какой-либо мотивации или инициативы;
  • проблемы с речью;
  • возникновение галлюцинаций;
  • сумбурность мышления, отсутствие логики;
  • повышенная раздражительность;
  • разговоры с неодушевленными предметами;
  • нежелание играть, потеря эмоций;
  • зацикленность на конкретном объекте;
  • навязчивые состояния с ритуалами поведения;
  • сравнение себя с животным.

Умственные нарушения в этот период проявляются не всегда. При вялотекущей форме возможно внезапное развитие интеллекта, выделяющее ребенка на фоне сверстников. В таких случаях признаки шизофрении у ребенка вскоре ухудшаются, а вместе с ними снижаются его умственные способности.

В подростковом возрасте

Подросток испытывает симптоматику, схожую с течением шизофрении у взрослых людей. При этом уровень его развития может внезапно упасть, из-за чего поведением он будет напоминать маленьких детей.

Клинические признаки шизофрении у подростков:

  • галлюцинации слухового, тактильного или зрительного характера;
  • бредовые мысли, уверенность в наличии физических недостатков, развитие анорексии;
  • отказ от правил гигиены, искусственная изоляция от окружающих, замкнутость;
  • паранойя, навязчивое состояние, кататонические симптомы;
  • психопатоподобные наклонности, избыточная сексуальная возбудимость;
  • негатив по отношению к родителям;
  • тяга к употреблению алкоголя или наркотиков;
  • нестандартный интерес к религии или философии при отсутствии знаний о них;
  • раздробленность речи, снижение успеваемости в школе.

Душевная боль у такого ребенка может быть настолько серьезной, что в некоторых случаях возможны попытки суицида. Подобные проявления считаются большой редкостью, но имеют место и требуют особого внимания к детям.

Формы течения шизофрении

Исследованиями Научного центра психического здоровья РФ, было установлено, что формы течения шизофрении взрослых людей могут применяться и к детям. В классификации форм течения шизофрении, в том числе для детей, выделяются:

  • приступообразно-прогредиентная, также называемая шубообразной (от нем. Schub «приступ»), — c приступами и межприступными интервалами, с нарастанием негативной симптоматики;
  • непрерывнотекущая шизофрения — шизофрения с непрерывным течением (злокачественная, параноидная, вялотекущая);
  • рекуррентная — периодическая, протекающая в виде приступов.

Стоит отметить, что «вялотекущая» (она же «малопрогредиентная») — устаревший термин, использовавшийся НЦПЗ.

Как вести себя при обнаружении признаков шизофрении

Обычно родители не готовы расставаться со своим ребенком даже после постановки диагноза и обнаружения симптомов шизофрении у подростка, если этого строго не предписывают доктора. В случае, когда содержание подростка в домашних условиях допустимо, врачи дают некоторые универсальные рекомендации для присматривающих за пациентом взрослых:

  1. По возможности общаться с другими семьями, в которых есть дети с шизофренией.
  2. Следить за правильным развитием ребенка, защищать его от переутомления и поощрять интеллектуальную деятельность.
  3. Стоически переживать приступы агрессии и гнева ребенка. Стараться помешать ему навредить самому себе или нанести вред окружающим.
  4. С помощью общения с психологом и различных игр приучить ребенка к самостоятельному уходу за собой и по возможности адаптировать его к полноценной жизни в социуме.
  5. Создать благоприятные, комфортные и безопасные условия существования для подростка.
  6. Своевременно водить ребенка к наблюдающему врачу, следить за регулярным приемом прописанных препаратов и наличием побочных эффектов от них.
  7. Не стоит спорить о видениях малыша, так как он убежден в их абсолютной реальности. Обсуждаемые ребенком сказочные миры и населяющие их персонажи встраиваются в картину реального мира ребенка и переплетаются с ней.

Формы шизофрении у детей

Злокачественная шизофрения, развивается у детей до 7 лет, прогрессирует в течении 1-2 лет и характеризируются превалированием негативной симптоматики и быстрым развитием шизофренического дефекта. Дети практически полностью перестают говорить, ходить, начинают перемещаться на четвереньках и издавать нечленораздельные звуки, напоминая поведение животных.
Параноидная шизофрения в детском возрасте развивается крайне редко в возрасте до 10-12 лет. Внезапно дети становятся озлобленными, враждебными, прежде всего, по отношению к своим родителям и близким. Позитивная симптоматика проявляется бредоподобными фантазиями, страхами, фрагментарным бредом отравления и преследования.
Вялотекущая шизофрения — самая распространенная форма болезни у детей. Первым признаком, которой часто являются сверхразвитие отдельных психических функций (абстрактное мышление, музыкальные способности), но со временем развитие ребенка затормаживается. Кроме этого, симптоматика выражается в фантазиях, страхах или заумных интересах.
Приступообразно-прогредиентная шизофрения у детей проявляется приступообразными проявлениями с невыраженной, стертой симптоматикой в виде страхов и бреда. В конечном этапе, формируется шизофренический дефект, подобный олигофрении.

История

Первые работы о детских психозах, сходных с «dementia praecox» (лат. «раннее слабоумие»; было заменено на «шизофрению» Эйгеном Блейлером в 1908 году) открытым Э. Крепелином, появились в начале XIX века. Итальянский психиатр Санте де Санктис (1862—1935) описал детский психоз dementia praecocissima (лат. «раннее слабоумие») в 1905 году, исход которого также был в слабоумие. Описанный Санте де Санктис было детским dementia praecox. Согласно Санте де Санктису, это психическое состояние характеризуется присутствием кататонии. Филип Бромберг считает, что «dementia praecocissima» в некоторых случаях неотличима от детской шизофрении, и Лео Каннер полагал, что «dementia praecocissima» включает в себя множество патологических состояний.

Немецкий психиатр Julius Raecke (1872—1930) выделял детские психозы с кататоническими расстройствами, которые относил к раннему слабоумию. В 1909 году Raecke сделал отчёт о 10 случаях кататонии у детей. Он работал в психиатрической и неврологической больнице Кильского университета. Кататония происходила у детей в его больнице. Кататонические симптомы были такими же, как ему описывались ранее доктором Карлом Людвигом Калбаумом. Для Raecke наиболее характерными для кататонии симптомами были: стереотипии, нелепые побуждения, слепая апатия и импульсные двигательные извержения. Он также наблюдал отказ от пищи (негативизм), ступор с мутизмом, нечистоплотность, признаки восковой гибкости и немотивированного эксцентризма, глупое и детское поведение.

Ещё одним исследователем является Karl Pönitz (1888—1973) из Лейпцига, который опубликовал в 1913 году статью «ранняя кататония». Эта статья была о мальчике с двенадцатилетнего возраста, у которого была «типичная кататония», а также он испытывал симптомы шизофрении. Это типичный случай детской кататонической шизофрении.

Теодор Хеллер (1869—1938) обнаружил новый синдром dementia infantilis (с латинского «детского безумия») в 1909 году. В современном МКБ-10 «синдром Хеллера» классифицируется под рубрикой 84.3 как «другое дезинтегративное детское расстройство».

В Российской империи в 1891 году детская шизофрения у ребёнка 10 лет впервые описана С. Н. Данилло.

Западные и российские исследователи, включая А. Н. Бернштейна, в своих работах ещё 1910—1920-е годы доказали возможность развития шизофрении у детей с параноидными, гебефреническими и кататоническими расстройствами.

В 1937 году была выпущена монография Сухаревой «Клиника шизофрении у детей и подростков». В основе труда лежало 406 случаев, но только 21 % случаев приходилось на детскую шизофрению, остальные 79 % на шизофрению юношеского возраста.

Как и чем лечить

При обнаружении подозрительных симптомов родители должны незамедлительно показать чадо врачу и провести соответствующее обследование. В любом случае отчаиваться не стоит, сегодня терапия шизофрении значительно сдвинулась в своих результатах и имеет очень оптимистические показатели.

Лечение детской шизофрении имеет комплексный характер: новейшие эффективные препараты, профессиональный подход медицинского персонала, поддержка родителей, психологические курсы – все это даёт перспективу полного выздоровления ребёнка, у которого окончательно ещё не сформировалась психика и работа ЦНС.

Маленьких детей лечат с помощью нейролептиков. План терапии полностью составляется лечащим детским психотерапевтом. Наряду с этим, лечение включает прохождение психологических тренингов у психологов. Лечение нейролептиками дополняется ноотропными препаратами («Ноотропил», «Фенибут» и прочие). Это значительно снижает проявление побочных эффектов нейролептиков.

Во время лечения очень важен контакт лечащего доктора с родителями больного ребёнка. Специалист должен быть уведомлен по поводу малейших изменений, происходящих с малышом. Особенно это относится к подростковому возрасту, который в медицине считается самым сложным в плане лечения.

Если возникают галлюцинации, тогда психотерапевты назначают препараты в виде капель: «Трифлуоперазин», «Галоперидол». Они избавляют чадо от столь негативных проявлений заболевания.

Если болезнь постигла ребёнка, это ни в коем случае не значит, что он становится отшельником или «особенным». Многие такие дети учатся в самых обычных школах, лишь с незначительным индивидуальным подходом в обучающей программе. Однако для этого необходимо добиться стойкой ремиссии заболевания.

Если течение болезни сопровождается симптоматикой аутизма, в таком случае малыш обучается на дому.

Ошибка родителей заключается в том, что многие из них отказываются госпитализировать ребёнка во время ухудшения состояния

А ведь это очень важно для своевременной помощи и исключения негативных последствий болезни

История изучения болезни

Расстройство, по внешним признакам похожее на раннее слабоумие или отставание в развитии, впервые было описано еще в начале 19 века в научных работах E. Kraepelin.

Затем в начале 20 века рядом ученых был создан целый комплекс трудов, описывающих психоз у маленьких пациентов, который сопровождается возникновением психомоторного возбуждения и плавным превращением шизофрении в детское слабоумие, к которому относили еще и кататонические расстройства психики.

М. Березовский и А. Н. Бернштейн описывали в своих трудах такую разновидность шизофрении у пациентов, которая объединяла кататонические, гебефренные, параноидные и аффективные расстройства одновременно.

Ученый состав ряда развитых европейских стран, таких как Скандинавия, Швейцария, Дания, Австрия, Германия не смог остаться в стороне при изучении вопроса.

Большой вклад был внесен благодаря написанию научных работ, раскрывающих проблематику проявлений, как отдельных симптомов. К ним относятся двигательные расстройства и расстройства состояния аффекта, сопровождающиеся нарушением адекватного поведения.

В корне с вышеописанными мнениями не совпадают представления французских ученых Michaux L., Duche D, их предшественников и последователей.

Изучением определенных направлений при исследовании вопроса возникновения и лечения заболевания занимались преимущественно английские и американские специалисты. Они пришли к выводу о том, что существует два направления – эволюционно-биологическое и психологическое.

Первая теория основывается на том, что причиной возникновения психических отклонений у людей служит преобразование человечества в целом, соотношение развития большего количества людей с нормальным психомоторным состоянием и патологическими проявлениями, которые в любом случае являются отклонениями от нормы.

Такой позиции придерживались работах A. Gasell (1945), L. Bender, основываясь на утверждениях последней можно смело говорить о том, что заболевание характеризуется как ослабленная деятельность организма, сопровождающаяся различными расстройствами и выраженными психомоторными нарушениями деятельности. Основываясь на такой теории можно делать выводы о том, что детская шизофрения представляет собой нарушение раздельного и пластичного функционирования определенных мозговых структур и совокупные симптомы. Нарушения в деятельности в таких случаях возникают еще в эмбриональном периоде.

По мнению многих ученых, проявление клинической картины для постановки такого серьезного диагноза в юном возрасте попросту невозможно, несмотря на четкие симптомы, в силу того что навыки, знания и способности, которыми обладают дети не достаточны для приобретения необходимого уровня психического и психологического развития, которое выступает основой для развития болезни. Такого мнения придерживались Halberstadt L. и Knobel M.

Несмотря на это Е. С. Гребельская, Т. П. Симеон и В. П. Кудрявцева описали в своих научных трудах наблюдения, свидетельствующие о первоначальных проявлениях недуга в очень раннем возрасте, имеет место даже описание соответствующих симптомов у ребенка, не достигшего 2 лет.

Эффективно обобщена литература по трудам Т. Юдина, который основываясь на личных наблюдениях, сделал выводы о наибольшей вероятности возникновения рассматриваемой болезни в раннем детском возрасте, относительно предположений, выдвигаемых другими учеными. Он доказал, что шизофренические процессы, начавшиеся в раннем детстве, могут иметь благоприятный и наименее опасный исход.

В 1937 Е. Сухарева подтвердила предположения своего соотечественника, объективно говоря о том, что течение заболевания в период раннего детства сопровождается наименее грубыми и острыми психосоматическими состояниями, даже относительно подросткового возраста. Несравненным плюсом выступает отсутствие развернутого типа психозов.

Чаще всего специалисты предпочитают объединять диагнозы взрослой и детской шизофрении в один, клиническая картина которого способна проявиться в любой момент, от дошкольного возраста до старческого.

Лечение

Лечение шизофрении у подростков, детей младшего возраста и взрослых отличается только дозировкой препаратов. Обязательно назначение нейролептиков, по необходимости – ноотропов, антидепрессантов, транквилизаторов. Во время дебюта шизофрении обязательна госпитализация.

Также ребенок должен регулярно посещать психотерапевта, чтобы рассказывать о своих переживаниях. Ни в коем случае нельзя оставлять его без присмотра, никто не знает, как он может повести себя в тот или иной промежуток времени. Если лечение было назначено своевременно, то такой ребенок может посещать общеобразовательные учреждения и оставаться частью социума.

История

Первые работы о детских психозах, сходных с «dementia praecox» (лат. «раннее слабоумие»; было заменено на «шизофрению» Эйгеном Блейлером в 1908 году) открытым Э. Крепелином, появились в начале XIX века. Итальянский психиатр Санте де Санктис (1862—1935) описал детский психоз dementia praecocissima (лат. «раннее слабоумие») в 1905 году, исход которого также был в слабоумие. Описанный Санте де Санктис было детским dementia praecox. Согласно Санте де Санктису, это психическое состояние характеризуется присутствием кататонии. Филип Бромберг считает, что «dementia praecocissima» в некоторых случаях неотличима от детской шизофрении, и Лео Каннер полагал, что «dementia praecocissima» включает в себя множество патологических состояний.

Немецкий психиатр Julius Raecke (1872—1930) выделял детские психозы с кататоническими расстройствами, которые относил к раннему слабоумию. В 1909 году Raecke сделал отчёт о 10 случаях кататонии у детей. Он работал в психиатрической и неврологической больнице Кильского университета. Кататония происходила у детей в его больнице. Кататонические симптомы были такими же, как ему описывались ранее доктором Карлом Людвигом Калбаумом. Для Raecke наиболее характерными для кататонии симптомами были: стереотипии, нелепые побуждения, слепая апатия и импульсные двигательные извержения. Он также наблюдал отказ от пищи (негативизм), ступор с мутизмом, нечистоплотность, признаки восковой гибкости и немотивированного эксцентризма, глупое и детское поведение.

Ещё одним исследователем является Karl Pönitz (1888—1973) из Лейпцига, который опубликовал в 1913 году статью «ранняя кататония». Эта статья была о мальчике с двенадцатилетнего возраста, у которого была «типичная кататония», а также он испытывал симптомы шизофрении. Это типичный случай детской кататонической шизофрении.

Теодор Хеллер (1869—1938) обнаружил новый синдром dementia infantilis (с латинского «детского безумия») в 1909 году. В современном МКБ-10 «синдром Хеллера» классифицируется под рубрикой F84.3 как «другое дезинтегративное детское расстройство».

В Российской империи в 1891 году детская шизофрения у ребёнка 10 лет впервые описана С. Н. Данилло.

Западные и российские исследователи, включая А. Н. Бернштейна, в своих работах ещё 1910—1920-е годы доказали возможность развития шизофрении у детей с параноидными, гебефреническими и кататоническими расстройствами.

В 1937 году была выпущена монография Сухаревой «Клиника шизофрении у детей и подростков». В основе труда лежало 406 случаев, но только 21 % случаев приходилось на детскую шизофрению, остальные 79 % на шизофрению юношеского возраста.

Причины

Сегодня никто не может определить точную причину психических расстройств у детей. Единственное, что могут с уверенностью сказать учёные, так это то, что шизофрения у подростков и детей протекает так же, как и у взрослых.

В развитии недуга немаловажную роль может играть отсутствие баланса между химическими составляющими мозга. Не последнее значение имеют факторы окружающей среды и генетика. Несмотря на то, что исследователи не могут со стопроцентной уверенностью назвать причины шизофрении, они предполагают, что болезнь формируется под действием некоторых экологических причин.

Как распознать шизофрению у ребенка

Даже во взрослой практике не существует симптома, который однозначно подскажет, болен человек шизофренией или нет. Специалист всегда ориентируется на совокупность симптомов, их развитие на протяжении времени и порядок появления

На фоне неразвитой детской психики это особенно важно.

Детская шизофрения симптомами и признаками разделяется на:

  • простую — бред и галлюцинации отсутствуют, ведущие симптомы — угнетение воли, мотивации и уплощение, обеднение эмоций. Дети с такой формой весьма восприимчивы к лечению;
  • гебефренную — на первый план выходит вычурное кривляние, протестность, импульсивность, агрессия к себе и окружающим. Без лечения такие дети практически не поддаются обучению, опасны для себя и окружающих.
  • кататоническую — дети сохраняют вычурные позы, которые им придают, размахивают руками или раскачиваются, однообразно выкрикивают или тараторят, наотрез отказываются разговаривать, повторяют за окружающими слова, мимику, движения.

Ранняя диагностика шизофрении у детей проводится детским психиатром. Беседа с врачом — важный этап процесса, который определяет дальнейшую тактику. По одним только симптомам диагноз поставить сложно, но на помощь приходят современные методы диагностики — Нейротест.

Доказано, что даже если клиническая картина (проявления болезни) размыта и не поддается четкому описанию, по повышению уровня провоспалительных биологических веществ в крови можно подтвердить, есть ли у ребенка шизофренического заболевание и насколько остро оно протекает. Нейротест можно проводить и в 4 года, и в 15 лет.

Первые признаки шизофрении у детей может выявить клинический психолог. Он выполняет патопсихологическое исследование — тестирует когнитивные процессы ребенка. Определенные отклонения от нормы показывают нарушения мышления уже на ранних стадиях.

В сложных случаях хорошая клиника может быстро организовать прием научного консультанта, узкого специалиста или консилиум.

Симптомы по возрастным категориям

Как распознать шизофрению у ребенка? Проявления недуга в различном детском возрасте имеют свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте

Для маленьких детей-дошкольников младше 7 лет характерны однообразные действия, например ходьба по периметру помещения или бег по замкнутому кругу, бессмысленное перекладывание вещей с места на место, чирканье ручкой или карандашом по бумаге.

Малыш часто плачет без видимой причины, нервничает, настроение его резко и без всякого видимого повода сменяется на противоположное.

У школьников

На шизофрению у ребенка школьного возраста указывают искаженное восприятие, нарушение мыслительной деятельности.

Ребенок или прямо оповещает о сверхценной идее, либо демонстрирует ее всем своим поведением.

Зачастую он излагает вполне связную цепочку — связную с позиции патологического восприятия причины и следствия.

Часто ему кажется, что над его семьей висит угроза, что на самом деле его воспитывают не его настоящие родители. Ребенок не может четко объяснить свою мысль, при описании предметов постоянно срывается на второстепенные признаки.

У подростков

Девушкам и юношам с психическим расстройством свойственна так называемая «метафизическая интоксикация». Этим термином называют безосновательное философствование, основанное на каких-то эфемерных принципах, не имеющих ничего общего с реальностью.

Больной не принимает свое тело, свои особенности, он кажется себе уродливым, толстым, коротконогим или наоборот, слишком длинным, хотя в реальности это совсем не так.

Стандартный подростковый максимализм и упрямство при шизофрении принимают патологические формы, больной становится в самом прямом смысле врагом всем.

Часто это сопровождается гримасами, кривлянием, нарочито “малышовым” поведением (гебефренический синдром).

Детская шизофрения — симптомы и диагностика от врачей Израиля в этом видео:

Что такое когнитивный подход в психотерапии? Читайте об этом здесь.

Патогенез (причина)

Нет никакой известной причины или причин шизофрении, однако это наследуемое расстройство.

Несколько факторов окружающей среды, включая перинатальные осложнения и пренатальные материнские инфекции, могут вызывать шизофрению. Эти факторы в большей степени или частоте могут привести к более раннему началу шизофрении. Возможно, генетическая предрасположенность также является важным фактором, сообщалось о семейных психических заболеваниях у лиц с детской шизофренией.

Нейроанатомия

Исследования нейровизуализации обнаружили различия между использующими лекарства мозгами людей с шизофренией и мозгами обычного человека, хотя исследование не знает причины появления различий. У детей с шизофренией наблюдается более высокая потеря мозгового серого вещества в подростковом возрасте.

Симптомы шизофрении у детей в раннем возрасте

Признаки шизофрении у детей

Плаксивость, которая сменяется приступами тревожного плача; Двигательная пассивность или наоборот возбудимость сверх меры; Чудаковатость в поведении и речи; Бессонница или наоборот сонливость; Не реагирование на сильный дискомфорт (громкие звуки, резкие прикосновения), и реакция недовольства на тихие звуки, ласковые прикосновения; Плохо развитая моторика, отсутствие желания смотреть в глаза; Отсутствие стремления привлечь внимание к себе, безынициативное поведение;

Для детей дошкольного возраста, характерно патологическое фантазирование. Вначале это просто проявление детских фантазий, но с развитием заболевания фантазии становятся все более и более оторванными от реальности, занимают все больше места в жизни ребенка, и со временем он полностью погружается в мир фантазий и огораживается от реальности.
Дети школьного возраста при шизофрении, как правило, страдают абулией (патологическим отсутствием воли, при котором ребенок неспособен совершать действия или принимать решения, при этом сознавая их необходимость). С развитием заболевание, ребенок утрачивает свои интересы, перестает общаться с друзьями-сверстниками, отказывается посещать школу, все больше времени проводит в постели. С прогрессированием болезни к абулии присоединяются галлюцинации и бред, о которых ребенок молчит. Часто родители воспринимают такое поведение как обычную лень, не придавая шизофреническому процессу должного значения. Со временем эмоции ребенка уплощаются, сглаживаются, в результате чего он становится равнодушным. Мышление становится разорванным, появляется склонность к философствованию при полном отрыве от реальности.
Подростковая или гебефреническая шизофрения, характеризируется чрезмерной двигательной активностью, кривлянием, гримасничеством и беспричинным весельем.

проявляются признаки шизофрении

Как жить с ребенком – шизофреником

Вовремя увидеть шизофрению у малыша – трудная, но важная задача, стоящая перед врачами и родителями. Только правильный диагноз даст шансы на восстановление или поможет свести к минимуму отрицательные последствия.

Зачастую диагностированию предшествует длительное наблюдение. С ребенком не один год работает врач – психиатр. Методами такого контроля являются психологические тесты и визуальные выводы. На их основе выявляют отклонения в детской психике. Также используются диагностические меры:

  1. Компьютерная томография. Это исследование головного мозга дает возможность увидеть и понять его структурные изменения, а также наличие новообразований.
  2. Изучив запись деятельности головного мозга, врач способен разобраться в активности мозга.
  3. УЗИ сосудов позволяет проанализировать их состояние и кровоснабжение.
  4. Оценить функцию центральной нервной системы позволит анализ крови.
  5. Исследование крови исключит или подтвердит в ней наркотическую интоксикацию или инфицирование герпесвирусом.

Одним из приемов фиксирования степени расстройства является просьба нарисовать любой рисунок. Дети, подверженные отклонениям в психике, не в состоянии сочетать цвета. Их рисунки раскрашены в необычные и странные оттенки.

Сложность в постановке диагноза зависит от признаков, о которых может рассказать сам пациент (галлюцинации, бредовые мысли и т.п.). Ребенок еще не может всего объяснить, тем более, что в период заболевания он вообще может не разговаривать. Случается, устанавливают аутизм, а не шизофрению. Он распространеннее, а различия симптомов на начальной стадии несущественные.

Детская шизофрения проявляется в трехлетнем возрасте, аутизм – раньше. Для точного диагностирования необходимо тщательное наблюдение и обследование в психиатрическом стационаре. Самостоятельно с этой патологией справиться невозможно.

Добавить комментарий