Аутизм и шизофрения

Шизофреническое расстройство

Шизофрения – это нарушение психических функций и поведения с рядом тяжелых психотических симптомов, таких как бред, галлюцинации, расстройства мышления, кататония, дезорганизованное поведение, бедная речь и неадекватные эмоциональные реакции.

К детской шизофрении раньше причисляли все заболевания, сопровождаемые хроническими тяжелыми симптомами, в том числе с пограничными.

На начальной стадии шизофрения проявляется проблемами концентрации внимания, плохим сном, неспособностью к обучению и желанием избежать общения. Речь становится бессвязной. Ребенок заявляет о том, что слышит и видит то, что недоступно другим. Болезнь протекает с периодами улучшения и рецидивами, во время которых больной не может выражать мысли, бредит, испытывает галлюцинации. Дети верят в собственные сверхспособности и боятся преследования. Обострения характеризуются суицидальными идеями и агрессией.

Люди с шизофренией развиваются относительно нормально вплоть до начала болезни, после чего быстро проявляются классические симптомы. При аутизме патология влияет на интеллект на протяжении всей жизни. Высокофункциональная шизофрения характеризуется расстройством комплексной обработки информации, легкой депрессией.

Проблемы диагностики шизофрении напрямую связаны с возрастом. До семи лет крайне сложно определить бред, галлюцинации и проблемы с логическим мышлением, поскольку они являются стертыми. Именно это приводит к тому, что заболевание не распознается до тех пор, пока симптомы не развиваются в полную силу в подростковый период.

Учитывая общие клинические проявления заболеваний, неудивительно, что они дополняют друг друга. Практически у 30% молодых людей, страдающих с детства аутизмом, обнаруживаются признаки шизофрении. Обе патологии связаны с плохим распознаванием эмоций, дефицитом социального и зрительного контактов, что влечет появление агрессии и дезорганизации.

Заболевания имеют общую биологическую основу, которая закладывается на стадии развития нервной системы.

Генетический риск отражается на структуре корковых нейронов в префронтальной и двигательно-соматосенсорной коры (для аутизма) и дорсолатеральной и вентролатеральной префронтальной коры (для шизофрении). Существует несколько мутаций, связанных с обоими расстройствами (синдром удаления 22q11.2, Shank3, синдром Вильямса).

Эпигенетические эффекты и изменения в количестве копий генетических вариантов способствуют нарушению цитоархитектоники мозга. Возраст отца, ТОРЧ-инфекции у матери, а также резус-конфликт повышают риск нарушений у ребенка.

Как проявляется шизофрения у детей

В клинической практике различают несколько видов шизофрении, которые будут иметь свои особенности клинического течения, поведения ребенка. Но все же можно сформировать основные симптомы шизофрении.

Дети страдают от паранойи, которая проявляется мыслями о том, что все в сговоре, и говорят о ребенке в негативном ключе. Нередко формируются галлюцинации зрительные или слуховые. Дети могут говорить о страхах, которые выходят за все рамки, т. е. боязнь темноты и монстров под кроватью — в эти рамки не вписываются. Страхи формируются вокруг обычных вещей, или же просто не существующих.

Дети по своей природе общительны и быстро находят себе друзей. Но дети с шизофренией стремятся к изолированности, отказываются от любимых детских занятий, избегают общения со сверстниками и не могут поддерживать дружеские отношения. Во многом, это связано с резкими перепадами настроения, их смена не связана с какими-то внешними или даже видимыми причинами.

При общении с детьми четко прослеживается хаотичность мысли, часто дети просто не могут отделять кинематографическую или литературную фантастику от реального мира. Характерны нарушения в речи, дети могут резко терять суть разговора, перескакивать с одной темы на другую, или говорить о несуществующих вещах.

Перечисленные проявления — это те симптомы, которые чаще всего встречаются при шизофрении у детей и подростков. Поэтому, если ребенок находится в группе риска, необходимо как можно скорее обратиться за помощью к специалистам. Стоит понимать, что при шизофрении у детей может быть и другое иррациональное поведение, идеи, не вписанные в рамки вышеописанных. Специалисты советуют вести некий дневник, в котором отмечаются все инциденты неадекватного поведения.

Несмотря на то, что большинство родителей просто содрогаются, когда слышат диагноз «шизофрения», современная психиатрия вполне способна справиться с первыми симптомами, но это напрямую зависит от скорости обращения к специалистам. Родители, чьи дети находятся в группе риска, должны не просто знать, но и научиться узнавать первые признаки шизофрении, и как можно скорее принять все меры.

Последние исследования показали, что ранее вмешательство при заболевании у детей поможет наиболее полноценному восстановлению и обеспечит защиту от рецидива.

Видео Чем отличается шизофрения от аутизма

В этом мире нет ничего хорошего. Люди обворовывают друг друга, мучают, убивают, увлекаются сомнительными вещами, а всё это сопровождается болезнями. Совершенно не факт, что так уж нужно и общение. Не случайно же подвижники всегда стремились куда-то скрыться – в скит или пещеру. Социум только мешает постижению истины. Нужно пойти и записаться в аутисты.

Шизофрения и аутизм — совершенно разные состояния, но некоторые признаки могут быть общими

Мнение о том, что шизофреники страдают аутизмом не совсем верно. Правильно говорить о том, что больным присущи признаки расстройств аутического спектра. А уж аутизм и шизофрения – это совсем не одно и тоже. Само по себе расстройство считается следствием нарушения развития головного мозга и проявляется ещё в самом раннем возрасте. Страдающие им дети не могут, а не не хотят, общаться со сверстниками и взрослыми. Исключение могут составлять только родители. У них узкий круг интересов, они склонны выполнять повторяющиеся действия, к примеру, упорядочивать предметы тем или иным способом.

Аутизм и шизофрения во взрослом возрасте выглядят примерно так. Больной видит перед собой кого-то и воспринимает в первую очередь все его негативные черты. Обычный гражданин может даже не заметить прыщика на носу, неприятного запаха, глупости, которую скажет собеседник. А для шизофреника субъект напротив него станет сущим наказанием. Какое-то время он может потерпеть. Но уже в следующий раз предпочтёт не оказаться в ситуации необходимости быть рядом с другими людьми. Возьмём обычную заводскую столовую. Ребята в спецовках, пахнет потом и чем-то ещё неприятным, из варочной валит пар, люди толкаются в очереди, а потом чавкают. Обычный человек просто потерпит, а то и не обратит внимания на неудобства. Шизофреник предпочтёт принести с собой «термосок», забиться в уголок и перекусить бутербродами.

Как шизофрения, так и аутизм могут проявляться в детском возрасте

В ходе эпизода, или на этапе инициализации, может возникнуть симбиоз из признаков аутизма, агорафобии, каких-то ещё фобий на фоне депрессии. Но нам нужно понимать, что каждый человек имеет право на одиночество. Абрахам Маслоу указывал на стремление к уединению в качестве признака реализовавшихся личностей. Всё дело не в том, стремится ли человек к самоизоляции, а в методах достижения этого, ограничении жизнедеятельности от этого и, конечно же, в том, что с ним будет происходить в одиночестве.

Ранние признаки детской шизофрении

Иногда первая шизофреническая клиника начинает себя проявлять до 7-летнего возраста. Основной задачей родителей ребенка своевременно заметить эти проявления.

  • Разговор ребенка с вымышленным другом или с самим с собой, причем негативного характера.
  • Необъяснимый детский страх перед повседневными и постоянно окружающими вещами, порой достаточно выраженный.

Многие не согласятся с подозрительностью данных проявлений, ведь их можно наблюдать у каждого ребенка, имеющего яркую фантазию. И это отчасти так, но, возможно, именно поэтому шизофреническая ранняя симптоматика ошибочно списывается на личностные качества ребенка, его увлеченностью игрой и фантазиями. В результате недуг диагностируется гораздо позднее.
В дальнейшем патология обрастает новыми проявлениями:

  1. У ребенка возникают параноидальные мысли, что все сговорились против них, окружающие настроены к ним негативно;
  2. Беспокоят слуховые и зрительные галлюцинации;
  3. Деток мучают страхи вроде всяческих монстров, вылезающих по ночам из-под кроватки, боязнь спать в темноте и пр.;
  4. Обычные дети всегда легко заводят друзей, однако, с шизофреническим диагнозом ребенок старается жить изолированно, он избегает общения и всяческого контакта с остальными детьми, у него нет друзей.
  5. При шизофрении у детей прослеживается хаотичность мыслительного процесса, такие пациенты не могут различить придуманную фантастику и реальный мир. При этом дети-шизофреники часто утрачивают нить беседы, часто перескакивают с темы на тему или обсуждают несуществующие вещи.

Подобная симптоматика считается типичной при шизофренических расстройствах у ребенка. Если он относится к группе риска развития шизофрении, то при появлении подобных признаков нужно обратиться к соответствующим специалистам.

Проблема диагностики

Трудности относительно дифференциальной диагностики детской шизофрении и аутизма связаны с возрастными особенностями пациентов. До наступления 7-летнего возраста очень сложно выявить галлюцинации и бредовые состояния, обнаружить проблемы логического мышления, потому как симптоматика имеет стертый характер. Именно по этой причине патология не диагностируется на ранних этапах, а обнаруживается лишь тогда, когда клинические проявления приобретут яркую выраженность по достижении подросткового возраста.

Идентичных клинических проявлений у шизофрении с аутизмом немало, потому патологии зачастую дополняют друг друга. Примерно у трети подростков, с детства страдающих аутическими расстройствами, выявляются шизофренические проявления.
Основными факторами, объясняющими, чем отличается шизофрения от аутизма, являются:

  • Меньшее воздействие на интеллектуальную сферу пациента;
  • Шизофренические состояния проявляются и вызывают отклонения значительно позднее, нежели аутистические;
  • С возрастом бредовые идеи и галлюцинации только усиливаются;
  • Для шизофрении типично наличие легкого характера нарушений развития речи и социально-поведенческих расстройств;
  • С течением шизофренического расстройства у пациента периодически будут происходить ремиссии и рецидивы, тогда как аутистические нарушения имеют постоянный характер.

Аутисты не страдают галлюцинациями или маниями величия и уверенностью в собственной исключительности и совершенстве.

Особенности аутического расстройства

При раннем аутизме деток наблюдается отрешенность и самоизоляция, неспособность приобретения коммуникативных навыков и формирования межличностных отношений. Такие детки зациклены на однообразной деятельности. При этом детскому аутизму присущи многие проявления, типичные для шизофрении, например:

  • Невозможность мыслить абстрактно;
  • Расстройства исполнительных функций;
  • Невозможность настроиться на сосредоточенное и целенаправленное решение проблемы.

В ходе диагностики специалисты выявляют массу клинических сходств, хотя шизофренические расстройства отличаются большим количеством наследственных предрасположенностей.

Шизофреническое расстройство

Шизофрения – это нарушение психических функций и поведения с рядом тяжелых психотических симптомов, таких как бред, галлюцинации, расстройства мышления, кататония, дезорганизованное поведение, бедная речь и неадекватные эмоциональные реакции.

К детской шизофрении раньше причисляли все заболевания, сопровождаемые хроническими тяжелыми симптомами, в том числе с пограничными.

На начальной стадии шизофрения проявляется проблемами концентрации внимания, плохим сном, неспособностью к обучению и желанием избежать общения. Речь становится бессвязной. Ребенок заявляет о том, что слышит и видит то, что недоступно другим. Болезнь протекает с периодами улучшения и рецидивами, во время которых больной не может выражать мысли, бредит, испытывает галлюцинации. Дети верят в собственные сверхспособности и боятся преследования. Обострения характеризуются суицидальными идеями и агрессией.

Люди с шизофренией развиваются относительно нормально вплоть до начала болезни, после чего быстро проявляются классические симптомы. При аутизме патология влияет на интеллект на протяжении всей жизни. Высокофункциональная шизофрения характеризуется расстройством комплексной обработки информации, легкой депрессией.

Проблемы диагностики шизофрении напрямую связаны с возрастом. До семи лет крайне сложно определить бред, галлюцинации и проблемы с логическим мышлением, поскольку они являются стертыми. Именно это приводит к тому, что заболевание не распознается до тех пор, пока симптомы не развиваются в полную силу в подростковый период.

Учитывая общие клинические проявления заболеваний, неудивительно, что они дополняют друг друга. Практически у 30% молодых людей, страдающих с детства аутизмом, обнаруживаются признаки шизофрении. Обе патологии связаны с плохим распознаванием эмоций, дефицитом социального и зрительного контактов, что влечет появление агрессии и дезорганизации.

Заболевания имеют общую биологическую основу, которая закладывается на стадии развития нервной системы.

Генетический риск отражается на структуре корковых нейронов в префронтальной и двигательно-соматосенсорной коры (для аутизма) и дорсолатеральной и вентролатеральной префронтальной коры (для шизофрении). Существует несколько мутаций, связанных с обоими расстройствами (синдром удаления 22q11.2, Shank3, синдром Вильямса).

Эпигенетические эффекты и изменения в количестве копий генетических вариантов способствуют нарушению цитоархитектоники мозга. Возраст отца, ТОРЧ-инфекции у матери, а также резус-конфликт повышают риск нарушений у ребенка.

Отличие и сходство аутизма и шизофрении

Шизофрения и аутизм – это отдельные неврологические расстройства, которые отражаются на социальном взаимодействии и когнитивной функции человека. Симптомы аутизма появляются в раннем детстве, а признаки шизофрении – в подростковом возрасте. Однако сходство двух заболеваний очевидно: дефицит абстрактных рассуждений, сложности в работе памяти и языка. Одно исследование показало, что люди с высокофункциональным аутизмом имеют когнитивный профиль, который напоминает шизофрению.

Еще в 1943 году, когда Лео Каннер впервые применил термин «аутизм» для описания эгоцентризма, различие между двумя расстройствами оставалось неясным на протяжении 30 лет. Диагностическое руководство по психическим нарушениям DSM-II причисляло случаи аутизма к шизофрении детства. В 1971 Г. Колвин провел важные исследования и указал различия двух заболеваний, которые повлияли на добавление отдельных категорий в DSM-III.

Возраст пациента при появлении симптомов и клиническая картина – основные факторы дифференциальной диагностики. Отличия касаются тактики лечения.

Только у детей с ранним началом шизофрении наблюдается достаточно высокий преморбидный уровень отклонений в развитии.

Шизофренические состояния

Шизофренией называют поведенческие нарушения и расстройства психофункций, вроде бредовых мыслей, галлюцинаций, скудной речи и дезорганизованности, неконтролируемых и непредсказуемых эмоций. Совсем недавно к проявлениям шизофрении относили все недуги, которые характеризовались тяжелой, пограничной симптоматикой.

На начальном этапе шизофренического расстройства отмечаются такие проявления:

  1. Нарушения концентрации внимания;
  2. Неспособность к обучаемости;
  3. Расстройства сна;
  4. Постоянное избегание общения;
  5. Бессвязность речи;
  6. Видение того, что остальным недоступно.

Расстройство протекает с периодическими ухудшениями состояния и ремиссиями. При обострениях ребенок не способен как-то выразить свои мысли, он страдает от галлюцинаций и бреда. Такие детки уверены в собственных сверхспособностях, они опасаются гонений, а в период обострений проявляют агрессию и суицидальные наклонности.

В целом, пока патология не началась, детки развиваются вполне нормально, но когда начинается шизофрения, то происходит быстрое развитие клинической симптоматики. Отличие аутизма от шизофрении в том, что при аутистических расстройствах патология отражается на интеллектуальной сфере в течение всей жизни больного. А при высокофункциональной шизофрении имеют место нарушения обработки информации и незначительная депрессивная симптоматика.

Признаки

Детская шизофрения проявляется по-разному в зависимости от возраста. Первое, что замечают родители и окружающие ребенка люди – его замкнутость, отсутствие интереса к предметам, которые доставляли ему радость прежде, нарушение логики. До трехлетнего возраста присутствовать кататонические приступы.  Ребенок начинает кружить, бегать, повторяя какую-то траекторию, сидя качаться в разные стороны или истерично смеяться или плакать.

Для детей постарше характерно наличие тревоги, на фоне страха у ребенка нарушается логическое мышление, он замыкается, сокращая круг общения. Отказывается от контактов с друзьями, близкими родственниками, нежеланием разговаривать и находиться с родителями. После двенадцатилетнего возраста на фоне развития болезни происходят бред и галлюцинации.

Шизофрения  характеризуется отсутствие эмоциональности. Ребенок  может оставаться абсолютно безучастным и не проявлять никаких эмоций, когда окружающим смешно, например, от шутки или эпизода в фильме. Более тяжелый вид шизофрении – олигофреноподобная. Случается лишь в тех случаях, когда происходит нарушение познавательных способностей. Как правило, диагностируется у детей, страдающих данной болезнью с первых лет жизни.

Конкретно о патологиях, сопутствующих заболеванию и в чем они выражаются:

Паранойя –  уверенностью ребенка в том, что все окружающие, включая родителей, говорят и судят о нем как о плохом человеке.

Галлюцинации – видением образов, вещей, предметов, которых в реальности не существует.

Неряшливость – безразличием к гигиене, отказ от умывания, мытья рук, ношение нестиранной или не выглаженной одежды, отход ко сну на полу.

Тревожность – жалобами на присутствие инопланетян, монстров, чудовищ, притаившихся в доме и т.д.

Капризность – затяжной истерикой при отказе купить ему что-либо.

Нарушение речи – потерей (внезапно или постепенно) способности к диалогу, когда ребенок, который мог изъясняться простыми предложениями, вдруг лишается этой способности.

Родителям надо знать, шизофрения у детей диагностируется не по указанным выше симптомам, они весьма условны, а специалистом. Поэтому самостоятельно определять наличие болезни не рекомендуется.

Вечная пустота изнутри

Шизофреник амбивалентен даже по отношению к собственному аутизму. Не нужно думать, что он вот ушел в себя и не желает выходить. У многих в определённый момент всё меняется и тяга к изоляции превращается в стремление высказаться, облегчив тем душу. Самое интересное тут в том, что она точно так же неожиданно меняется на противоположность. В беседе это выражается так. Больной резко перешёл с рассуждений о чём-то на рассказ о своих переживаниях. Он был достаточно эмоциональным, но вдруг поток прерывается и вновь возникает замкнутость.

Поведение людей, страдающих шизофренией, может быть аутическим

Аутизм шизофреников называется так, потому что не было нужды создавать для описания характерных симптомов новой терминологии, но он не имеет ничего общего с автономным аутизмом детей, а потом и взрослых. Если же мы ведём речь о бредовом расстройстве психики, то основными критериями и являются бред, галлюцинации, а не всё то, что этому сопутствует.

Выделение шизофрении в отдельный вид синдромов произошло в силу того, что была замечена общая для больных особенность расщепления потока сознания. Изнутри это не выглядит кусками. Больные ощущают бесконечную пустоту. Если они активны, то это способ бегства от внутренней пустоты, а если пассивны, то в силу понимания тщетности любых усилий. Разумеется, все эти описания имеют отношение в первую очередь к параноидной форме.

Основные правила тут просты.

  1. Не нужно пытаться искусственно менять привычки и манеру поведения больных. Забился в угол — пусть там и будет, раз ему там нравится.
  2. Нужно вырабатывать методы, которые позволят снизить ограничение жизнедеятельности. Если больной вообще из дома не вылезает, то придумайте, как ему получать продукты и другие необходимые вещи. Через социальную службу или как-то ещё.
  3. Стремитесь к тому, чтобы он был самостоятельным, независящим от членов семьи и других близких людей.
  4. Не навязывайте своего или чьего-то ещё общества.

Аутизм — это особенность личности, а не болезнь

Шизофрения выворачивает мир наизнанку. Лечение депрессии нужно только в самом крайнем случае. А аутизм — это уже особенность личности, а она не болезнь. Лечить нечего.

О диагностике

Квалифицированный специалист, после серии сеансов, сможет отличить одну патологию от другой

Чем отличается аутизм и шизофрения и в чем разница между этими заболеваниями – это сложно определить даже врачу, особенно если тревожные симптомы наблюдаются в раннем возрасте.

При постановке диагноза учитываются следующие нюансы:

  • возраст появления симптомов, так как признаки шизофрении проявляются позже и нарастают постепенно;
  • наличие продуктивной симптоматики шизофрении;
  • степень нарушения мышления и речевые особенности;
  • выраженность социально-поведенческих расстройств.

Поставить диагноз может только опытный психиатр после длительного наблюдения за поведением пациента и сбора семейного анамнеза. Для диагностики также необходимо проведение ряда тестов и обследований.

Два отдельных состояния

Слияние ранней детской шизофрении с ранним детским аутизмом не конструктивно: это два отдельных состояния и их разведение улучшит диагностику и того, и другого. Шизофрению можно подозревать при классических позитивных (продуктивных) симптомах (галлюцинации, бред), а так же при:

речевой ассоциативной «окрошке»- характерной речевой гиперпродукции, уплощении эмоционального и аффективного реагирования с когнитивным дефектом и отсутствием интенций, характерном фантазировании, гебойдным поведением, гебефренией.

Эти симптомы (синдромы) качественно отличаются от аутистических симптомов. Сам аутизм при аутизме — не тенденция к изоляции, а нарушение способности к коммуникации. Это разный психический вектор. При шизофрении основным участком поражения является префронтальная кора. Наиболее частой анатомической находкой является увеличение размеров желудочков, что свидетельствует об убыли массы лобных долей. При аутизме страдают связи пара-лимбической системы. Шизофрения и аутизм могут быть у одного ребенка. До возникновения типичной картины шизофрении у ребенка могут быть «продромальные симптомы», но они оцениваются так лишь post factum.

Кататония и псевдокататония

Кататонические симптомы взрослых шизофреников и детей с аутизмом различаются.
Так как аутизм – болезнь развития нервной системы, то подкорковые и стволовые нарушения являются правилом. Тем не менее кататония шизофреническая явно отличается от аутистических моторных симптомов.
Синдромы растормаживания при аутизме разнообразны. К сожалению они не выделены в отдельную группу и идентифицируются как кататонические.

Отметим отсутствие симптома “каталепсия” (восковая ригидность) у детей при наличии других симптомов кататонического ряда.
Несмотря на то, что дети с кататоническими симптомами встречаются регулярно, мы ни разу не видели именно восковой ригидности.

О диагностике

Квалифицированный специалист, после серии сеансов, сможет отличить одну патологию от другой

Чем отличается аутизм и шизофрения и в чем разница между этими заболеваниями – это сложно определить даже врачу, особенно если тревожные симптомы наблюдаются в раннем возрасте.

При постановке диагноза учитываются следующие нюансы:

  • возраст появления симптомов, так как признаки шизофрении проявляются позже и нарастают постепенно;
  • наличие продуктивной симптоматики шизофрении;
  • степень нарушения мышления и речевые особенности;
  • выраженность социально-поведенческих расстройств.

Поставить диагноз может только опытный психиатр после длительного наблюдения за поведением пациента и сбора семейного анамнеза. Для диагностики также необходимо проведение ряда тестов и обследований.

Причины шизофрении у детей

Иногда при постановке диагноза шизофрении или аутического расстройства специалист понимает, что имеет дело с коморбидностью. Это сочетание нескольких патологических состояний, тесно взаимосвязанных, к каким относят аутизм с шизофренией. Точной причины шизофренических расстройств специалисты указать не могут, хотя основополагающие факторы развития подобного недуга все же были выделены. К ним относят:

  1. Наследственность. Детки, чьи кровные родственники имеют шизофренические расстройства, относятся к группе риска.
  2. Стрессовые факторы вроде насилия над детьми, смерти близкого человека или аморального образа жизни родителей, в данном контексте стрессы не рассматриваются, как причина шизофренического расстройства, они выступают в качестве пускового фактора.
  3. У подростков пусковым механизмом развития шизофрении выступают лекарственные медикаменты или наркотические вещества вроде солей, Спайса, Экстази и пр.

Аутизм у детей – признаки

Ребенок-аутист – это погруженный в свой мир человек. Каждая личность имеет свои уникальные особенности и проявление аутистического расстройства индивидуально, но есть общие характерные признаки:

  • с младенчества отсутствие привязанности к матери;
  • визуальный контакт не поддерживается;
  • дети начинают говорить очень поздно и мало;
  • эхолалия;
  • предпочитает играть необычными предметами или с одной единственной игрушкой;
  • чрезмерная пугливость.

В возрасте от 5 до 10 лет преобладают следующие признаки:

  • речь состоит из обрывков фраз, услышанных от взрослых, из теле- и радиопередач;
  • смена одежды, изменение маршрута или обстановки в помещении вызывают сильнейшую тревогу;
  • для ребенка характерны стереотипии.

С подросткового возраста, если ребенок социализирован, устойчивыми могут оставаться:

  • стремление к одиночеству;
  • узкий круг интересов;
  • ритуальность в поведении;
  • частые вспышки агрессии.

Наличие специфических нарушений

Довольно часто аутизм имеет сходство с различными специфическими нарушениями, возникающими при развитии речи. Одним из главных симптомов болезни, в данном случае, является отставание речевого развития

Характерно, что именно на этот признак родители обращают внимание в первую очередь. Речь может иметь значительное отставание, а в некоторых случаях имеется полное ее отсутствие.  Обнаружив у ребенка проблемы с речью, родители обычно обращаются за помощью к логопеду-дефектологу

В дальнейшем врач решает, болен ли ребенок аутизмом, страдает ли он каким-либо другим нарушением, связанным с развитием речи. Для выявления трудностей, связанных с развитием речи, специалисты изучают историю развития данного малыша, анализируют его интересы, обращают внимание на стиль игры, отношения с окружающими.

К проблеме всегда нужен особый подход. При отсутствии речи выясняется, имеет ли место аутизм, или это элективный мутизм. Известно, что у детей с мутизмом проявляются определенные навыки по привлечению внимания других к интересующему их объекту либо предмету. Например, они указывают на предмет, чтобы его получить, или же, демонстрируют его другим для привлечения внимания. В то же время, в общении дети с аутизмом редко применяют жесты. Если у ребенка имеется определенная задержка, речь плохо развивается, то специалисты выясняют, применяет ли ребенок речь для коммуникации.

Для шизофрении свойственны более тяжелые проявления, при данном расстройстве мозга нарушаются психические функции.

http://www.psyportal.net/9706/otlichie-autizma-ot-shizofrenii/

Основные научные работы

  • Работы известных английских (не американских) детских психиатров Руттера и Колвина 1971 -72 года на основании каких фактов не следует считать аутизм и шизофрению идентичными публикация ОК
  • Статья Юдифь Рапопорт является лучшей из современных попыток отделить аутизм от шизофрении.

В статье Руттера также описывается основное прагматическое отличие аутизма и шизофрении.

При аутизме мы должны пытаться обучить ребенка — социальным шаблонам, речи, проявлениям эмоций и физической активности.
При шизофрении необходимо помочь человеку вернуть утраченный баланс психической активности.

Это замечание крайне точно описывает основную (глобальную) задачу ведения ребенка как с аутизмом, так и с шизофренией. (пост ОК)

Добавить комментарий