Симптомы заболевания
Проявления психотического поведения носят разнообразный характер. К наиболее бесспорным признакам относят галлюцинации, которые выражаются в возможности крохи видеть, слышать, ощущать или осязать что-то, чего на самом деле нет. Еще одним явным признаком психической болезни у детей считается наличие бреда, который обнаруживается в неверной интерпретации смысла действительно существующего. Ребенок, подверженный данному состоянию, начинает бессмысленно сочинять слова, смеется над неприятными вещами, испытывает беспричинное раздражение.
Именно наличие галлюцинаций и состояние бреда для констатации диагноза психоза у малышей являются отличительными признаками. Так, например, у здоровой малышки сказка о Золушке породит мечту стать самой Золушкой и антипатию к злобной мачехе, а кроха, страдающая психозом, будет искренне верить, что она является в реальности Золушкой, а мачеха проживает с ней в одном жилище. Психиатры считают, что с уверенностью утверждать о наличии психической болезни можно только после того, как крохи начинают говорить, хотя косвенным признаком наличия данного недуга может служить и нарушенное поведение.
У детей психотическое состояние проявляется в снижении ясности сознания, затруднении ориентирования в пространстве, времени и собственной личности. У больных деток сильно выражены расстройства вегетативного и соматического характера. Такие симптомы психоза считаются положительными, так как добавляются они к первичному состоянию психики и после адекватного лечения проходят бесследно. В некоторых случаях возникают негативные нарушения, которые провоцируют тяжелые социальные последствия. У малышей формируется негативное видоизменение личности и черт характера, а нередко даже глубокое разрушение психики.
Дети, страдающие психозом, характеризуются пассивностью, вялостью. Они практически неинициативны. Постепенно у них усиливается состояние эмоциональной тупости, ребенок начинает отделяться от окружающих все больше, становится агрессивно-раздражительным, неуживчивым и грубым. По прошествии некоторого количества времени возникают расстройства интеллекта, а мыслительные процессы характеризуются отсутствием целенаправленности и бессодержательностью.
Нередко у детей может возникнуть реактивный психоз, который еще именуют психогенным шоком. Реактивный психоз – это расстройство психики, наступающее вследствие перенесения малышом тяжелой психологической травмы. Данная форма недуга характеризуется наличием трех признаков, отличающих ее от других типов :
— заболевание всегда является результатом перенесения тяжелого потрясения эмоционального характера;
— имеет обратимый характер (выраженность симптоматики слабеет с течением времени, то есть чем большее количество времени прошло со дня травмы, тем менее выражена симптоматика);
— проявления психоза и болезненные переживания имеют зависимость от характера травмы, другими словами между ними имеется психологически понятная взаимосвязь.
Профилактика и помощь детям с реактивными психозами, прежде всего, заключается в ликвидации травмирующего фактора. Медикаментозная терапия назначается в зависимости от выраженности симптоматики и особенностей состояния психики. Профилактика заключается в предохранении детей от воздействия травмирующих ситуаций и в грамотном воспитании, в котором нет беспричинных криков, и есть последовательность.
У ребенка психоз в 1 год отмечается в аутистическом поведении с отсутствием улыбки на лице и радостных эмоций.
В трехмесячном возрасте не наблюдается гуления, а в восьми — десятимесячном возрасте отсутствует лепет, возникают навязчивые похлопывания в ладоши, малыш абсолютно не интересуется окружающим миром и не следит за передвижением предметов, также он индифферентно относится к родне.
В соответствии с различными международными классификациями недугов аутистические расстройства определяются в круге психозов детского возраста или нарушений развития.
У ребенка психоз в 1 год, преимущественно, определяется дегенеративными признаками в форме дефектов в умственном развитии и отклонений в поведении. Многие психиатры в ходе проведения исследований сделали вывод, что уже с раннего детства существуют непрогредиентные состояния, которым присуща неравномерность в развитии или неуравновешенность.
Признаки психоза
Зачастую заболевание имеет приступообразное течение. Это значит, что течение данного душевного состояния характеризуется вспышками острых приступов, которые сменяются периодами ремиссии. Для приступов характерна сезонность и спонтанность. Спонтанные вспышки появляются под действием психотравмирующих факторов.
Встречаются и так называемые одноприступные течения, которые наблюдаются в юном возрасте. Для такого приступа характерна значительная длительность и постепенный выход. Трудоспособность при этом полностью восстанавливается. Тяжёлые случаи психозов переходят в хроническую непрекращающуюся стадию. Для таких случаев характерна симптоматика, проявляющаяся в течение всей жизни, даже, несмотря на лечение.
Признаки психоза у ребенка
Проявление психотического поведения может иметь разнообразные формы. К наиболее очевидным признакам можно отнести галлюцинации. Это возможность ребенка видеть, ощущать, слышать и осязать то, чего нет в действительности. Ещё один признак расстройства психики можно определить как бред – неверное толкование смысла того, что действительно существует. Возникает поведение, которое включает в себя сочинение слов, смех над неприятными вещами, раздражение без наличия повода.
Присутствие состояний бреда и галлюцинаций, являются отличительными признаками для констатации психоза у детей. К примеру, сказка о Золушке у здорового ребенка вызовет мечту стать Золушкой и неприязнь к злой мачехе, а ребенок с наличием психоза будет верить, что она на самом деле Золушка и мачеха живет с ней в квартире. Эксперты сходятся во мнении, что точно поставить диагноз специфического психоза в предподростковом возрасте можно лишь, когда ребенок начинает говорить, хотя указывать на это заболевание также может нарушенное поведение.
Прогноз. Профилактика
Перед развитием ОПР у людей обычно наблюдаются критерии ультравысокого риска развития психоза:
- эпизодическое появление одного психотического симптома или более:
- галлюцинаций;
- бреда;
- формальных нарушений мышления (разорванности мышления, ощущения “наплыва мыслей” или их “блокировки” и т. п.);
- появление одного аттенуированного (сглаженного) психотического симптома или более:
- идей отношения (мыслей о том, что другие по-особому относятся к нему);
- странных убеждений или необычного “магического” мышления, включая идеи грандиозности;
- параноидных идей;
- необычного перцептивного опыта (элементарных обманов восприятия);
- странностей мышления и речи;
- присутствие наследственных факторов риска (история психозов, шизоидного или шизотипического расстройств личности у родственников).
Развитие ОПР очень важно “поймать” на этапе перечисленных ранних проявлений, так как только это позволяет приостановить развитие серьёзных необратимых изменений личности. Период симптомов-предвестников, который протекает перед началом острых психотических проявлений, называют “окном возможностей”, когда можно реально изменить ход заболевания
Все остальные попытки лечебного вмешательства после манифеста психоза лишь облегчают состояние больного, но не позволяют радикально повлиять на течение самого заболевания
Период симптомов-предвестников, который протекает перед началом острых психотических проявлений, называют “окном возможностей”, когда можно реально изменить ход заболевания. Все остальные попытки лечебного вмешательства после манифеста психоза лишь облегчают состояние больного, но не позволяют радикально повлиять на течение самого заболевания.
Первичная профилактика психоза включает в себя:
- знание факторов риска ОПР;
- использование методов, позволяющих снизить риск возникновения этих факторов;
- знание нейробиологических путей, опосредующих воздействие различных факторов риска в процессе развития ОПР, и наличие специальных вмешательств, блокирующих эти факторы риска, приводящие к заболеванию.
Вторичная профилактика психоза (после перенесённого психотического эпизода):
- идентификация группы людей с высоким риском рецидивов;
- наличие безопасных и эффективных специфических методов лечения, которые снижают вероятность рецидивов;
- наличие конкретных, эффективных методов лечения, которые могут предотвратить или замедлить прогрессирование заболевания.
«Если наши дети заболеют, я их заранее научу, как с этим жить»
Алекс, 42 года, биполярное аффективное расстройство
В 24 года я впервые задумался о религии (в здоровом состоянии я атеист), стал плохо спать, а потом решил, что я бог как Иисус. В психиатрический стационар меня увезли на скорой, я лежал там месяц. Всего госпитализировался не менее восьми раз — и с психозами, в которых я снова был богом, и с тяжелыми суицидальными депрессиями.
С женой познакомился пятнадцать лет назад, диагноз от нее не скрывал. Практически сразу после свадьбы мы завели ребенка, потому что семью без детей не представляли. Врач говорил, что есть риск передачи диагноза, но какой именно — никто точно не скажет, как и никто не знает, почему заболел я (возможно, из‑за травмы, так как накануне первого приступа меня избили). Сыну сейчас 13,5 лет — он здоров, но я ему рассказываю и про риск, и про то, как ощущается депрессия. Дочке 7 лет, она тоже здоровая, веселая и общительная девочка.
Симптоматика в зависимости от формы сбоя
Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:
- – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
- – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
- пассивность, не инициативность;
- агрессивность, грубость;
- синдром навязчивости.
- отклонения, связанные с мышлением.
Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.
Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:
- причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
- обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
- симптомы зависят от характера травмы.
Ранний возраст
В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в . Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.
Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.
Психические расстройства раннего периода проявляются в:
- фрустрации;
- капризности, непослушании;
- повышенной утомляемости;
- раздраженности;
- дефиците общения;
- дефиците эмоционального контакта.
Более поздний возраст вплоть до подросткового
Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.
В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.
В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:
- резкие перепады настроения;
- меланхолия, ;
- агрессивность, конфликтность;
- , противоречивость;
- сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
- шизоидность;
- отказ от принятых правил;
- склонность к философии и крайним позициям;
- непереносимость опеки.
Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:
Нейролептические препараты как часть системы терапии психотических расстройств
Нейролептики (антипсихотики) считаются важнейшими препаратами, которые излечивают психозы. В 1090-х годах были изобретены атипичные антипсихотики – группа препаратов, которая осуществляет избирательное нейрохимическое действие. Это стало настоящим прорывом в деле излечения психозов, поскольку теперь есть возможность воздействовать только на отдельные нервные рецепторы. Эти лекарства одновременно и гораздо эффективнее, и намного лучше переносятся. Такие вещества почти не имеют побочных действий экстрапирамидного характера.
Самыми назначаемыми и входящими в «Список важнейших жизненно необходимых медикаментозных средств» являются лепонекс (азалептин) и рисполепт (рисперидон). Применяют также зипрекс и сероквель. Первые два из указанных препаратов показали себя весьма эффективными при лечении многих психотических состояний. При этом рисполепт практикующие врачи назначают в первую очередь, а лепонекс применяют в том случае, когда ранее назначенное лечение не принесло желаемых результатов. Это обусловлено определенными особенностями азалептина, спецификой побочных эффектов и осложнений. Их выявление и коррекция подразумевают регулярное проведение общих анализов крови пациента.
Диагностика острого психотического расстройства
Диагностика ОПР в первую очередь проводится путём наблюдения за поведением пациента и беседы с ним. В процессе такого обследования можно выявить объективные признаки наличия психотических переживаний:
- дезорганизованное поведение и речь — порой речь больного настолько нарушена, что невозможно понять, о чём он хочет сказать (это называют “словесной окрошкой”);
- признаки галлюцинаций — больной может постоянно закрывать уши, разговаривать, когда рядом нет никого, смотреть мимо собеседника и т.д.;
- косвенные показатели наличия бредовых переживаний — например, больной может обматывать голову металлическими предметами, так как думает, что ему на мозг воздействуют лучами.
Кроме того, проводится перечень дополнительных параклинических обследований, чтобы исключить внешнюю, отличную от психических расстройств причину:
- томография головного мозга — для исключения опухолей и сосудистых нарушений;
- обследования на психоактивные вещества и другие.
Когда все внешние причины исключены, переходят к дифференциальной диагностике среди психиатрических причин острого психоза. Самым частым фактором возникновения ОПР является шизофрения. Долгое время диагностика шизофрении строилась на симптомах Курта Шнайдера, который выявил их путём статистического анализа историй болезней:
- звучание мыслей;
- галлюцинации от третьего лица;
- галлюцинации в форме комментариев;
- соматические галлюцинации;
- отнятие или вкладывание мыслей;
- трансляция (открытость) мыслей;
- бредовое восприятие;
- восприятие ощущений или действий, будто они вызваны чьим-то воздействием.
В современных классификациях отмечается отхождение от этих критериев, так как они показали свою малую специфичность именно для шизофрении.
Другими психиатрическими причинами ОПР могут быть:
- биполярное аффективное расстройство — тогда в клинике психоза будут преобладать аффективные (эмоциональные) нарушения;
- деменция — в этом случае в клинике психоза будет много психоорганических знаков;
- абстинентный синдром после злоупотребления психоактивными веществами.
Причины возникновения патологии
К физиологическим причинам возникновения психотических расстройств в раннем возрасте относятся:
- Дисфункции щитовидной железы.
- Последствия гормонального сбоя, период полового созревания.
- Высокая температура, вызванная иными заболеваниями.
- Побочные эффекты при химиотерапии, приеме лекарств.
- Менингит.
- Алкоголь, принимаемый беременной женщиной (внутриутробный алкоголизм плода) или при кормлении грудью.
- Генетическая наследственность.
У подростков часто срывы психики случаются как следствие попадания в стрессовую ситуацию. Серьезной психотравмой для них может стать смерть близкого человека, конфликтные ситуации в семье или с друзьями, резкая смена жизненных обстоятельств.
Психоз, возникший на фоне психотравмы у подростка, как и подобные проявления болезни у взрослых людей, может длиться недолго и исчезает с устранением стрессового фактора. Но стоит помнить, что склонность к психотическим расстройствам может передаваться по наследству, и тогда течение заболевания бывает более тяжелым. Иногда дисфункция сознания достигает инвалидности, сохраняясь всю жизнь.
Психолог рассказывает о том, как поведение родителей может спровоцировать развитие психоза у ребенка
Аффект
Одним из проявлений острого психоза является аффективное состояние. Наверное, оно известно всем. Это тот короткий, резкий период времени, когда человек не соображает, что творит. Происходит аффект, как правило, в экстренных ситуациях, угрожающих жизни (стихийные бедствия, пожар и так далее). Может встречаться в возбужденной и заторможенной формах. В первом случае больной начинает совершать резкие, панические движения, метается из стороны в сторону, просит о помощи и бежит куда-то (обычно навстречу опасности). Когда психоз острый прекращается, больные или не помнят происходящего, или в голове остаются мутные частицы воспоминаний.
Во время заторможенной реакции, как несложно догадаться, у больного наблюдается частичное или полное обездвиживание (или, проще говоря, ступор). В этот период теряется дар речи, на лице застывает одна из двух картин: безразличие ко всему или ужас. Продолжаться может подобное состояние от нескольких минут, до нескольких часов.
Лечение психозов у подростков
Психоз является нарушением психической деятельности, при котором человек страдает от галлюцинаций, помрачнения сознания, бредит. Его психические реакции грубо противоречат объективной действительности. Поведение дезорганизовано, критическое отношение к своему состоянию и поведению отсутствует.
Подростковый возраст — непростой период в жизни человека. В это время происходят изменения внутри организма, выстраивается система ценностей и жизненных ориентиров, формируются социальные связи. В этих условиях психозы у подростков — нередкое явление (около 10-20 % тинейджеров нуждаются в обследовании и лечении).
Причинами таких нарушений считаются:
- наследственность;
- органические заболевания;
- стрессовые ситуации;
- психологические травмы;
- гормональные нарушения;
- психические заболевания.
На начальной стадии психоз проявляется проблемами с концентрацией внимания, нарушениями сна, подавленностью или чрезмерной радостью. Возникают тревога и беспокойство, подозрительность к окружающим, стремление к самоизоляции от родных и друзей. Позднее развиваются слуховые и зрительные галлюцинации, депрессивная подавленность, суицидальные мысли.
Как лечат психозы у подростков?
Ребенка в состоянии психоза направляют на обследование к психиатру либо сразу помещают в стационар (при остром психозе). Для уменьшения выраженности психотической симптоматики применяют медикаментозную терапию. Также больному оказывается психотерапевтическая помощь — проводят индивидуальную, семейную психотерапию, модификацию поведения. Транквилизаторы используются исключительно при агрессивном поведении.
В процессе ведения пациента врач учитывает текущую фазу течения патологии (депрессивную, маниакальную, выздоровление, период между острыми приступами). Для каждой фазы применяются соответствующие методы лекарственного лечения, психологической помощи и социальных вмешательств.
Важно понимать, что в детском и подростковом возрасте необычное поведение не всегда свидетельствует о проблеме. Например, маленькие дети часто общаются с воображаемыми друзьями
Или в ответ на потребности своего организма подросток может начать спать больше обычного. Но если у родителей появились сомнения, лучше сразу обратиться к специалисту и развеять их.
о наших профессионалах
Хотелось бы поблагодарить замечательного врача Дмитрия Владимировича Самохина за профессионализм и внимательное отношение!Самочувствие стало намного лучше! Большое спасибо!Также отдельное спасибо персоналу амбулатории!
Спасибо большое всему персоналу ,за заботу и внимание. Огромное спасибо врачам за хорошее лечение
Отдельно, Инне Валерьевне, Баграту Рубеновичу, Сергею Александровичу, Михаилу Петровичу. Спасибо за понимание, терпение и профессионализм. Очень рада что пролечилась именно здесь.
Хочется выразить огромную благодарность вашей клинике! Отметить профессионализм как врачей, так и младшего мед. персонала! Привезли меня к Вам на «полусогнутых» и «камнем на душе». А выписываюсь с уверенной походкой и радостным настроением. Отдельное спасибо «кухне» лечащим врачам Баклушеву М.Е, Бабиной И.В, м/с Гале, процедурной м/с Елене, Оксане. Также спасибо замечательному психологу Юлии! А также всем дежурным врачам.
«Клиника Преображение»: сильнейший психиатрический центр в Москве. Для вас: хорошие психотерапевты, консультации врачей психиатров, психологи и другая психиатрическая помощь.
Психиатрическая «Клиника Преображение» 1990 — 2017
Оказание профессиональной помощи
Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.
Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:
Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.
Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.
В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать . Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.
Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.
Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.
Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:
Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.
Психоз относится к сложным заболеваниям психического характера, которым присуще нарушение способности отличать фантазию от реальности и сообразно рассматривать происходящее. Психоз любого типа значительно затрудняет жизнь ребенка. Он является проблемой при организации мышления, контроле действий, верном применении языка, построении отношений соответственно общественных норм. Детские психозы редкое явление. Они делятся на ранний психоз (дети грудного и школьного возраста) и поздний психоз (дети предподросткового и подросткового возраста).
Добавить комментарий