Как аутизм диагностируется и лечится обычно, и с каким успехом?
Классическое обследование детей включает ЭЭГ (электроэнцефалография), РЭГ (реоэнцефалорафия), УЗДГ (ультразвуковая допплерография), МРТ (магнитнорезонансная томография), консультации невролога, психиатра, логопеда, психолога. Однако ни один из традиционных терапевтических методов не может оказать влияния на пораженные области центральной нервной системы – головного мозга.
В результате, большинство детей признается инвалидами. Они лишаются возможности ходить в садик и учиться в обычной школе. Их контакты со сверстниками резко ограничиваются, и это только усугубляет проблему.
Но выход из этого замкнутого круга есть!
Преимущества лечения аутизма у детей в клинике Минутко
Аутизм лечение в Москве в клинике Минутко проводится не по стандартным схемам, используется индивидуальный подход и комплексная терапия. Дети нуждаются в особом отношении и заботе, поэтому фармакологические препараты назначаются редко под контролем концентрации препарата и его метаболитов в крови. Помощь детям аутистам в клинике Минутко оказывется на основе международных стандартов, с использованием современных достижений нейробиологии, визуализации головного мозга. Лечение аутизма проводится с помощью транскраниальной магнитной стимуляции, АВА-терапии
Лечение детского аутизма ! Обращайтесь! Анонимно, конфиденциально! Лечение аутизма у детей в Мокве!
Телефон: +7 (966) 330-11-66, Скайп: |
Авторские методики
В Америке существует программа «Son-Rise», которая предназначена для помощи детям, страдающим аутизмом. Эта методика разработана супругами Барри и Самарией Кауфманами. Супружеская пара Кауфман являются профессиональными психологами, они столкнулись с проблемой аутизма на собственном опыте. У третьего ребенка в семье (мальчика Рона) в возрасте 1 года появились первые признаки этой болезни. В основе этого метода обучения и освоения навыков лежит опора на собственную мотивацию ребенка. Рон достиг больших успехов, он окончил школу и поступил в Университет, ему удалось победить болезнь. По этой программе сейчас в Америке занимается тысячи детей – аутистов.
Некоторые методики лечения аутизма могут быть опасны для здоровья больного. Безказеиновая диета ведет к постепенному разрушению костной ткани, а хелирование может окончиться летальным исходом.
Диагностика аутизма в клинике Минутко
В России диагностика аутизма представляет собой большие трудности из-за недостаточного количества специалистов-врачей по аутистическим расстройствам психики, и не доступности высокотехнологичных методов диагностики.
В клинике Минутко диагностика и лечение аутизма у детей опережает на 30-40 лет методы, существующие в бюджетных медицинских учреждениях и других клиниках.
Качественная диагностика аутизма у детей включает в себя:
- изучение всей истории развития ребенка, начиная с внутриутробного возраста;
- исследование истории семьи, выявление таких заболевания как туберозного склероза, нейрофиброматоза, умственной отсталости;
- психологическое обследование (интеллект, социальные навыки, поведение, когнитивные функции, речь, движение);
- обследование ребенка на синдром Ирлен;
- неврологическое обследование;
- хромосомный и генетический анализ для исключения заболеваний для которых также характерны признаки аутизма (синдром Ретта, синдром Ангельмана, синдром Тимоти, синдром Кохена, синдром Турнера);
- магнитно-резонансная или компьютерная томография;
- обследование ствола мозга;
- вирусологический анализ на вирус герпеса;
- нейровизуализацию, позволяющую выявить на микроскопическом уровне дефекты в дендритах, нейронах, увеличение количества астроцитов;
- исключение метаболических расстройств (гипогликемии, метаболической ацидемии, фенилкетонурии).
Патогенез аутизма
Патогенез аутизма в настоящее время изучен недостаточно. Разные его формы имеют свои особенности патогенеза.
В развитии ребёнка есть несколько критических периодов, в которые происходят наиболее интенсивные нейрофизиологические изменения в головном мозге: 14-15 месяцев, 5-7 лет, 10-11 лет. Патологические процессы, попадающие по времени на критические периоды, ведут к нарушению развития.
При эндогенном (вызванном внутренними факторами) детском аутизме развитие психики ребёнка на ранних этапах происходит асинхронно. Это проявляется в нарушении последовательности моторного, речевого, эмоционального созревания. При нормальном развитии ребёнка более сложные функции психической деятельности поочерёдно вытесняют более простые. В случае с аутизмом наблюдается «переслаивание» простых функций сложными — например, появление лепета после одного года наряду с наличием простых слов.
Патогенез аутистикоподобного синдрома при хромосомных аномалиях, обменных нарушениях, органическом поражении головного мозга может быть связан с повреждением определённых структур головного мозга.
В ряде случаев имеет место нарушение созревания и перестройки клеток в коре больших полушарий, гиппокампе и базальных ганглиях. На компьютерной томографии у детей с РАС выявляется изменения мозжечка, ствола мозга, лобной части коры мозга, расширение боковых желудочков.
Свидетельством нарушения обмена дофамина в головном мозге при аутизме служат данные позитронно-томографических исследований, гиперчувствительность дофаминовых рецепторов в структурах мозга у детей с аутизмом при некоторых его формах .
Лечится ли детский аутизм другими методами?
Патология считается одним из типов душевных расстройств. Но не все доктора используют антипсихотики в качестве терапии. Конечно, эти лекарства способны уменьшить проявления недуга. Однако их использование сопряжено с побочными эффектами. Здоровье малыша может ухудшиться.
Некоторые родители полагают, что детский аутизм лечится при помощи диеты, исключающей молочную продукцию и глютен. Однако доктора утверждают, что такой рацион не способствует уменьшению симптомов. Специалисты рекомендуют уделить внимания другим аспектам. Например, надо хвалить сына или дочь даже за небольшие достижения.
Важно соблюдать четкий распорядок дня. Ответ на вопрос о том, лечится ли ранний аутизм полностью, отрицательный
Но ранняя диагностика и особый подход к обучению и воспитанию помогают пациентам лучше адаптироваться в обществе.
Лечение у детей
Коррекционная работа с аутичными детьми направлена на смягчение выраженности характерных аутических симптомов, формирование коммуникативных умений
Родителям важно следовать рекомендациям специалистов и регулярно заниматься с ребенком дома, чтобы достичь высоких результатов
В коррекционной работе участвуют следующие специалисты:
- психолог;
- психотерапевт;
- логопед;
- дефектолог.
В случае необходимости ребенка следует перевести в специализированное учебное заведение (детский сад, школу) либо обучать на дому
Особенно это важно, если у ребенка есть не только аутизм, но и олигофрения
Основные методики, которые используются при работе с аутичными детьми:
- Прикладной анализ поведения. Широко известная терапевтическая методика, которая применяется преимущественно в работе с аутичными детьми. Но ее также используют и во многих других сферах. Она помогает детям с аутизмом изменить свое поведение на общественно одобряемое при помощи различных приемов, усвоить важные навыки и лучше адаптироваться в социуме. В основе этого метода лежат принципы бихевиоризма.
- Методика коммуникации PECS. Ребенка обучают общаться с окружающими при помощи карточек с изображениями и с их помощью развивать коммуникативные навыки. Помогает инициировать общение, увеличивает словарный запас.
- Различные терапии, помогающие ребенку развиваться и совершенствующие его навыки: арт-терапия, игротерапия, трудотерапия, общение с животными (иппотерапия, фелинотерапия, дельфинотерапия).
Психолог помогает аутичному ребенку адаптироваться в коллективе сверстников, формирует навыки и умения, которые позволят ему социализироваться в обществе.
В процессе работы с ребенком психолог должен учитывать его индивидуальные особенности, а его кабинет должен быть адаптирован под нужды аутичных детей: в нем не должно быть ярких, шумных предметов, которые способны вызвать у ребенка сенсорную перегрузку
Также важна звукоизоляция, чтобы ребенок не слышал посторонние шумы.
Общаться с аутичным ребенком нужно тихим, спокойным голосом, в отдельных случаях — шепотом.
Одежда психолога должна быть однообразной и не содержать ярких, привлекающих внимание элементов.
Психолог должен уметь вовлечь ребенка в совместную деятельность и применить его интересы в своих целях. К примеру, если ребенку нравится рвать бумагу, можно предложить ему сделать аппликацию на основе оторванных кусочков бумаги.
Психологи, работающие с детьми-аутистами, используют в работе игры с водой, с песком, пальчиковые игры, расслабляющие упражнения, музыкотерапию.
В большинстве случаев специалисты стремятся избегать использовать медикаменты при терапии. В приоритете всегда обучающие методики и приемы, которые помогут ребенку в развитии и адаптации.
Обычно препараты назначают в тех случаях, когда длительная работа с ребенком не показала значительной эффективности.
Могут быть назначены препараты следующих групп:
- антидепрессанты (Флуоксетин, Сетралин);
- антипсихотики (Клозапин);
- транквилизаторы (Атаракс);
- нормотимики (Рисперидон).
Как распознать шизофрению у ребенка? Читайте об этом здесь.
Народная медицина при аутизме
Полностью вылечить аутизм народными средствами невозможно. Для этого используется комплексная терапия. Особенно важны занятия спортом, включающие в себя плавание, аквааэробику и прыжки в воду.
Одними из проявлений аутизма являются выраженная агрессия и повышенная двигательная активность. В таких случаях допустимо применять лечение лекарственными травами, обладающими успокоительными, улучшающими сон действиями. Это может быть настой пустырника, мяты и мелиссы, отвар корней валерианы. Приготовить их легко в домашних условиях, однако применять следует только после консультации с врачом.
Зачастую с помощью народной медицины пытаются лечить аутизм при помощи тенториума, по другому – восстановления организма медом. Многие говорят, что такой способ достаточно эффективен, но считать его панацеей от аутизма не следует. Кроме того, целесообразность нетрадиционного лечения должен определять врач.
Часто лечение аутизма проводится различными БАДами и пищевыми добавками, такими как аскорбилпальмитат.
Причины детского аутизма
Довольно длительное время существовало такое мнение, что симптомы аутизма у детей могут быть вызваны лишь общей одной для всех причиной, воздействовать которая может на генетическом, когнитивном и нейрональном уровнях. Но исследователи в последнее время все больше внимания стали уделять предположению, что детский аутизм – это расстройство сложнейшего вида, который возникает по различным причинам. Эти причины зачастую могут взаимодействовать между собой одновременно.
Генетическая предрасположенность
Самой распространенной причиной возникновения детского аутизма принято считать генетическую предрасположенность. В университете Рочестера происходило обследование 60-ти человек, больных аутизмом. В 50% случаев была выявлена мутация определенного гена, играющего большую роль в формировании мозга у эмбриона на ранней стадии развития. Нужно отметить, что для возникновения данного заболевания достаточно наследовать дефектный ген от одного из родителей. Также следует отметить, что родители детей больных аутизмом, сами нормальные. У них могут наблюдаться лишь слабые симптомы аутизма.
Мужской гормон тестостерон
Другой причиной развития детского аутизма может быть гормон тестостерон. Специалистами проводилось обследование группы детей с аутизмом. У детишек брались анализы на гормоны, начиная даже с внутриутробной стадии развития. Выяснилось, что была значительно превышена концентрация мужского гормона тестостерона. Помимо этого при достижении детьми четырехлетнего возраста были представлены родителям этих детишек тесты для создания картины развития болезни. По результатам тестов можно сделать вывод, что малыши с повышенным содержанием данного гормона, с трудом могут адоптироваться в социальной среде и они не очень любопытные.
Многие ученые считают, что между гормональным фоном и аутическими чертами существует прямая связь. Нейробиологи считают, что одной из причин развития аутизма является компенсаторное поведение полушарий мозга. При переизбытке гормона тестостерона не может в полной мере развиваться левая половина мозга. Если левое полушарие мозга не развито, то компенсирует этот дефицит правая половина мозга.
Конфликт генов
Причиной развития детского аутизма, также как и других психических болезней, может являться конфликт между генами, которые малыш унаследовал от отца и матери. Многие факторы указывают на то, что к возникновению аутизма может привести смещение активности генов в сторону «отцовскую», а смещение в «материнскую» сторону – к психозам, депрессии, паранойе.
Органические поражения мозга
Множество случаев детского аутизма сочетается с поражениями мозга (органическими), которые развиваются у младенца во время внутриутробного развития. Такие нарушения возможны после перенесенных матерью в период беременности инфекционных болезней, профессиональных вредностей (отравления, облучения), травм, психических стрессов. Также причинами мозговых нарушений могут быть и родовые травмы, преждевременные роды. Обычно сама природа от зародышей с органическими и генетическими нарушениями пытается избавиться. Поэтому, если при беременности были угрозы выкидышей, то также имеется вероятность появления на свет малыша с аутизмом.
Иммунные нарушения
Также многие исследователи уверены, что одной из причин детского аутизма являются иммунные нарушения. Они считают, что на мозг воздействуют молочные и мучные продукты, которые содержат казеин и глютин.
Сторонники данной теории считают, что чрезмерное употребление белков способствует нарушению деятельности нервной системы ребенка, а это приводит к возникновению симптомов раннего аутизма.
Некоторые родители отмечают, что любимое чадо изменилось после заболевания, которое сопровождалось повышенной температурой, либо после прививки. Но нет в этом случае доказательств, что это стало причиной детского аутизма. Вероятнее всего, прививка или болезнь были просто причиной, которая запустила механизм уже существующих не диагностированных нарушений.
Признаки патологии в детском возрасте
Типичных проявлений заболевания, характерных для всех пациентов, не существует. Для каждого человека, в зависимости от его индивидуальных особенностей, свойственны определенные сочетания симптомов. Специалисты говорят о том, что заподозрить аутизм в раннем возрасте можно при наличии таких признаков:
- Малыш не испытывает привязанности к близким, не плачет, если мама или папа уходят.
- Его интеллектуальное развитие задерживается.
- Ребенок не стремится к коммуникации со сверстниками. Может демонстрировать необоснованную жестокость, вспышки злости. Любит играть один, избегает ровесников.
- Малыш испытывает стойкую привязанность к определенным предметам. При этом он не замечает других вещей. Например, пользуется одной игрушкой, отказываясь от всех остальных.
- Аутист болезненно реагирует на яркий свет и громкий звук. Он не переносит шума пылесоса или кухонной техники. Для здорового ребенка такие вещи кажутся естественными. У аутиста они вызывают испуг, истерику.
- Малыш не отличает одушевленные предметы от неживых вещей.
- Он не стремится поддерживать телесный контакт, не просится на руки, не любит прикосновений.
Обнаружив у сына или дочери такие проявления, родители обращаются к специалистам. Аутизм у детей лечится или нет? Эта проблема сегодня волнует многих.
Диета при аутизме
Повысить действенные свойства медикаментозной и других терапий может диета. Доказаны случаи, когда у ребенка улучшалось психологическое самочувствие при устранении из рациона продуктов-аллергенов, ведь многие дети испытывают пищевую аллергию.
Также полезно включать в рацион ребенка продукты, богатые витаминами группы А, В и С, а также микроэлементами. Вообще, для нормального развития, ответственные родители обогащают питание своего чада всеми необходимыми витаминами и минералами. Рацион ребенка должен включать в достаточном количестве мясо (свинину, телятину, говядину, курицу), рыбу и морепродукты, яйца, молокопродукты (сыр твердый, творог, молоко, сливочное масло и сметану), свежие овощи и фрукты, бобовые, орехи, злаки.
Лечение сопутствующих заболеваний
Страдающие от аутизма дети могут иметь и другие медицинские заболевания, такие как эпилепсия или проблемы с желудочно-кишечным трактом. В этом случае необходимо в обязательном порядке предупреждать о наличии сопутствующих заболеваний всех специалистов, которые занимаются проблемой аутизма таких детей. Это позволит врачам выработать комплекс мероприятий, которые позволят наилучшим образом взять под контроль оба патологических состояния. Наличие сопутствующих заболеваний необходимо учитывать каждый раз при назначении медикаментозного лечения аутизма, так как различные медицинские препараты могут вступать во взаимодействие, грозя ребенку большим количеством побочных эффектов.
ВИДЫ АУТИЗМА
Согласно классификации ВОЗ к расстройствам аутического спектра относятся:
- детский аутизм (синдром Каннера)
- высокофункциональный аутизм (синдром Аспергера)
- детское дезинтегративное расстройство
- первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений (ПРР-БДУ)
- атипичный аутизм
- синдром Ретта
- ряд других расстройств
Расстройства аутистического спектра нередко сопровождаются тревожным состоянием, депрессией, эпилепсией и гиперактивным расстройством с дефицитом внимания.
Заболевания аутистического спектра существенно различаются в зависимости от степени тяжести, интеллектуальных способностей, вербальных и коммуникативных возможностей и хронологического периода болезни. Интеллектуальный уровень варьируется от совсем слабых до очень высоких способностей. Некоторые люди, страдающие одним из расстройств аутического спектра, способны жить самостоятельно и продуктивно, другие же – нуждаются в постоянном уходе и поддержке.
Беленко Елена Александровна
Врач невролог-вегетолог. Кандидат медицинских наук.
«При аутизме очень важно поставить диагноз и начать правильную терапию как можно раньше! Тогда велика вероятность, что уже к подростковому и взрослому возрасту этот человек внешне не будет сильно отличаться от своих сверстников, а его способности будут гораздо выше.»
АВА-терапия
АВА-терапия – это методика, относящаяся к одному из видов поведенческой терапии. Основной ее целью является формирование необходимого социального набора знаний и умений ребенка, страдающего аутизмом посредством научных принципов поведения. Большую роль в АВА-терапии играет поощрение и система мотивации пациентов. Таким образом, награждая ребенка за правильное поведение, можно заставить его действовать также и в дальнейшем. АВА по праву считается одним из наиболее эффективных поведенческих методов коррекции расстройств, показывающий хорошие результаты при лечении аутизма и у детей, и у взрослых.
С помощью методики можно обучить пациента практически всему: речевым навыкам, социальному взаимодействию, школьным предметам, бытовым умениям, профессиональной деятельности и даже катанию на велосипеде.
Зацикленность, вокализация и повторяющиеся действия значительно снижаются после проведения такой терапии.
Лечение кататонического синдрома при аутизме
Одной из причин развития кататонии признана недостаточность в мозговой коре важнейшего нейротрансмиттера – ГАМК (GABA), гамма-аминомасляной кислоты. Именно дефицит ГАМК вызывает основную двигательную симптоматику кататонического синдрома, поэтому в медикаментозном лечении кататонии достаточно широко используются бензодиазепины – психоактивные вещества, способные повышать активность гамма-аминомасляной кислоты. Наиболее распространенным препаратом для лечения кататонии является лоразепам, который применяется в кратко- и долгосрочной терапии кататонического синдрома.
При тяжелых формах заболевания в терапевтическую схему также может быть включена электросудорожная терапия, которая действует на мозг пациента как «перезарядка» и помогает на какое-то время восстановить двигательные функции.
Однако многие современные специалисты, работающие с аутичными детьми, не одобряют лечение кататонии при аутизме лоразепамом и электричеством, считая эти меры самыми крайними и необходимыми лишь в самых тяжелых случаях, когда жизнь пациента находится под угрозой.
Альтернативой «жесткой» терапии кататонического синдрома является психологический подход, в рамках которого должны быть тщательно изучены причины стресса и тревожности пациентов. Среди главных аспектов этого подхода можно отметить:
- своевременное выявление первых симптомов и обращение к специалисту;
- выявление и устранение возможных факторов, спровоцировавших кататонию (это может быть прием нейролептиков или других психиатрических медикаментов);
- тщательное обследование ребенка у психолога на предмет выявления возможных стрессовых факторов в его повседневной жизни;
- устранение найденных негативных факторов или сведение их к минимуму.
«Мы вместе взбираемся на новую вершину»
Мы двигались очень маленькими шажками, но всё же это было движение вперёд. Учиться пришлось не только сыну, но и мне. Я прослушала дистанционный «Курс обучения методу АВА для работы с детьми с аутизмом», участвовала во многих тренингах, мастер-классах. А потом и сама, уже на своих лекциях, рассказывала другим мамам о методах работы и об особенностях детей с аутизмом. Параллельно продолжала заниматься с сыном. Мы делали успехи. Я обрела новую профессию. Жизнь налаживалась!
В 5 лет Гоша начал повторять слова и составлять элементарные фразы. Он научился ждать своей очереди, выражать желания фразой или жестом, а не криком. Гоша с удовольствием каждый день ходил в детский сад и очень любил заниматься с логопедом и психологом. В 6 лет он впервые пошёл со всеми детьми на утренник и даже рассказал стихотворение Деду Морозу. С визуальной подсказкой, конечно. Но всё же я им очень гордилась.
Сейчас вместе взбираемся на новую вершину. Переехали в солнечную Испанию. Гоша ходит в школу: 4 дня в неделю в специализированную и один день в обычную. Наша цель — это обычная школа, и мы её обязательно достигнем.
И напоследок несколько маленьких советов всем мамам, которые столкнулись с аутизмом у ребёнка:
- не ждите, когда вам поставят диагноз, а начинайте заниматься. Не теряйте время;
- не слушайте рассказы про соседских мальчиков;
- найдите единомышленников среди родителей таких же деток, потому что вместе мы — сила;
- учитесь, учитесь, учитесь. И никогда не сдавайтесь!
Медикаментозное лечение при аутизме
В медикаментозном лечении наиболее часто используют препараты, направленные на борьбу с эмоциональными проблемами, конвульсиями, проявлениями аутизма и проблемами поведения.
Данные препараты не в силах устранить неврологическую проблему, лежащую в основе аутизма. Однако они помогают снизить гиперактивность, тревожность, импульсивность и усилить способность к концентрации. Применение этих препаратов позволяет уменьшить проявление проблем поведения, способствуют улучшению действия образовательной и поведенческой терапий.
Препараты, влияющие на головной мозг (психотропные препараты):
- Антидепрессанты (флуоксетин, сертралин). Используют для лечения депрессивных состояний и тревожности, так как они снижают раздражительность, патологическую цикличность действий, вспышки гнева, агрессию.
- Нейролептики (рисперидон, арипипразол, оланзапин). Снижают гиперактивность, агрессию, патологическую цикличность действий.
- Препараты нестимулирующего действия (гуанфацин, атомоксетин). Используют в лечении синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Повышают способность к концентрации внимания, снижают уровень активности и нервное возбуждение.
- Аналептики (метилфенидат, амфетамин, дексметилфенидат). Повышаю концентрацию внимания, снижают импульсивность и гиперактивность.
- Противосудорожные средства. Используются для уменьшения количества и частоты конвульсий и стабилизации поведения и настроения.
Лишь часть препаратов прошла клинические испытания с участием больных аутизмом. При лечении детей важна точная дозировка препаратов, так не исключается возможность передозировки. К некоторым препаратам развивается зависимость. Поэтому выписать такие препараты может только врач, который занимается лечением аутизма.
Многие вышеперечисленные препараты обладают такими побочными действиями, как бессонница либо сонливость, потеря веса либо излишний вес.
Когда и как проявляется заболевание?
Симптоматика, как правило, возникает у детей примерно в 3 года. Но время начала недуга может варьироваться. Родственники замечают у малыша признаки отсталости в развитии. Его речь и манера поведения нетипичны для данного возраста. Иногда ребенок начинает говорить вовремя, но затем быстро теряет приобретенный навык. Затем родители замечают у малыша нарушение способности к общению, однообразие игр, поведения, жестов и увлечений.
Патологию, о которой идет речь в статье, ученые начали исследовать сравнительно недавно – около 70 лет назад. У многих детей, которым был поставлен диагноз «шизофреническое расстройство» или «умственная отсталость», на самом деле присутствовал аутизм. Лечится ли данный недуг? Специалисты утверждают, что чем раньше выявлено заболевание, тем эффективнее мероприятия по борьбе с ним. Многие препараты, которые применяются при шизофрении или олигофрении, оказываются не только бесполезными, но даже вредными для пациентов с аутизмом. Иногда состояние, о котором идет речь, является не менее тяжелым, чем другие душевные расстройства. Его итогом становится инвалидность.
Эрготерапия
Эрготерапия – это новое, эффективное и современное направление в поведенческой терапии, способствующее адаптации ребенка аутиста в окружающем пространстве. Целью такой терапии является обретение и формирование у пациента навыков, необходимых для полноценной повседневной жизни. Квалифицированные специалисты обладают специализированной подготовкой в сенсорной интеграции, помогающей людям с расстройствами аутистического спектра побороть повышенную чувствительность к свету, звуку, прикосновениям и другим сферам восприятия.
Эрготерапия позволяет создавать определенные комфортные условия для развития у детей аутистов навыков, способствующих их успехам в повседневных делах как в кругу близких и родных, так и в построении социальных отношений в обществе.
Причины аутизма:
- генетические изменения ( делеции в 16 хромосоме, генетический полиморфизм в хромосомах – 5p15, rs10513025, MET rs1858830, в генах циклокиназы-1,2,3);
- органические изменения в головном мозге (гипотрофия мозжечка, аномалии мозолистого тела, нарушения в структурах лимбической системы, увеличение окружности головы);
- активация иммунной системы бактериальными, вирусными инфекциями;
- увеличение количества провоспалительных цитокинов и воспаление;
- вакцинация ослабленных детей, с органическим поражением мозга и с носительством вирусов нейроинфекций;
- пропионовая кислота, содержащаяся во многих консервантах;
- чрезмерное употребление антибиотиков.
Диагностика аутизма
Ранняя диагностика аутизма и лечение позволяют ребенку как можно быстрее реализовать имеющийся от рождения потенциал. Для определения степени и специфики отставания развития ребенка врач применяет разнообразные инструкции, опросники, тесты измерения уровня интеллекта, а также развития. Применяют успешно и клинические наблюдения в различных ситуациях. Оценивают доктора и физическое состояние заболевшего, чтоб выяснить, как физически развит малыш. По усмотрению врача берут лабораторные анализы. Хромосомный анализ делают при наличии в семье умственно отсталых. Электроэнцефалограф назначает врач при характерных припадках и возвращению к своему поведению. Магнитно-резонансное исследование проводиться, когда выявлена разница в структуре мозга.
Ранний детский аутизм особенности: в 1 год малыш не бормочет, не производит жестов и не показывает по просьбе на предметы; в 1,5 года не говорит слов; в 2 года не воспроизводит фраз из двух слов и если теряет навыки общения, приобретенные ранее
Остеопатическое лечение аутизма
Остеопатия – уникальный метод, который помогает головному мозгу восстановить поврежденные области и развить функционально нарушенные навыки. В результате работы врача-остеопата улучшается метаболизм (обменные процессы) головного мозга. Как следствие, стимулируются естественные процессы дозревания и включения в работу структур головного мозга, необходимых для развития и нормальной жизни.
У ребенка улучшается социальная адаптация, развиваются бытовые навыки, повышается интеллект. Он начинает гармонично расти, обретает возможность полноценно общаться с другими детьми. Это позволяет ему с определенным успехом обучаться в дошкольных и школьных учреждениях, развивать свои социальные контакты, возвращаться в мир реальности.
При нетяжелой форме заболевания дети не только выходят из категории инвалидов, но и проявляют неординарную одаренность, способность к уникальному творческому самовыражению. Эти способности помогают им стать успешными и найти свое место в мире.
Симптомы, признаки аутизма у детей
Признаки аутизм у детей проявляются с самого рождения. Но в ряде случаев
родители отмечали резкий регресс в развитии, утрату после определенного возраста
ранее приобретенных навыков.
Результат, который может принести лечение аутизма, во многом зависит от
раннего начала терапии. Поэтому родителям нужно знать признаки аутизма.
Аутизм имеет следующие симптомы:
к 12 месяцам ребенок не начал лепетать;
В норме к 6 месяцам у детей появляется лепет.
к 12 месяцам он не машет на прощание рукой, не указывает на предметы.
К этому возрасту в норме ребенок способен указывать на предмет или еду, до
которых не может дотянуться. Или показать предмет по просьбе взрослого, когда
тот, например, просит: «покажи яблоко». Также малыш показывает пальцем на что-то
ему интересное. Ребенок пытается копировать, то, что делает взрослый: перенимает
махание рукой на прощание, хлопает в ладоши на манер игры в «ладушки-ладушки»,
издает смешные звуки.
- к 16 месяцам ребенок не произносит ни одного слова;
- к 24 месяцам ребенок не произносит фраз из двух слов. Имеются в виду
спонтанные фразы, а не автоматические ни к кому не обращенные повторения
только-что услышанного, называемые эхолалиями; - утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте;
- ребенок не смотрит в глаза, отводит глаза при общении;
- ребенок невыносим, например, постоянно, громко, пронзительно, монотонно
кричит. При этом малыша невозможно утешить и невозможно обнаружить физических
причин такого состояния. - не откликается на имя, не отвечает на обращенную к нему речь, ведет себя
как будто глухой; - агрессия, направленная на себя. Вырывает себе волосы, бьется головой об
пол, кусает собственные руки; - использует руку взрослого как средство достать себе что-либо, при этом не
просит помочь и никак не обращается к взрослому; - завороженность каким-либо зрелищем, навязчивый просмотр определенного
момента в фильме, отрешенное разглядывание яркого света и т.д.; - стереотипии, аутостимуляции. Например, перебирает перед глазами пальцами
(добавить видео), похлопывает себя руками или предметами по определенным
участкам тела, вертит предметы в руках, непрерывно кружится. Монотонно
повторяет одни и те же звуки или движения, раскачивается из стороны в сторону; - очень стойкие пристрастия, например, употребление в пищу только одного
продукта, ребенок требует одевать только определенную вещь и не принимает
новой одежды. Не выносит нового, например, появление нового предмета мебели
или изменение в обстановке может вызвать истерику; - ходит на цыпочках, плохая координация, но в определенный момент
демонстрирует удивительную ловкость; - раздевается, снимает обувь, как будто не выносит ощущений от одежды, но
при этом отсутствует ожидаемая реакция на дискомфорт, холод, боль; - все тянет в рот, жует и облизывает, повышенное слюноотделение;
- стереотипии вместо игры: ребенок навязчиво строит ряды из предметов,
игрушек, без какой-либо сюжетной или ролевой линии.
Выявление раннего детского аутизма
Последние исследования указывают на то, что первые признаки детского аутизма можно выявить у детей в 2-3 года. Грудным детям не характерен комплекс оживления в моменты появления родителей в поле зрения. Также у них наблюдается отсутствие зрительного контакта, социальной улыбки, пониженная или повышенная чувствительность к тактильным, звуковым и шумовым раздражителям. Тем не менее, в этом возрасте диагноз «детский аутизм» ставится лишь при выраженной симптоматике. Нередко родители могут обнаружить явные симптомы заболевания, если в их семье уже были дети с расстройством аутичного спектра.
Позже всего диагноз детский аутизм получают первые дети в семье из-за неопытности родителей, не замечающих явных отклонений в поведении малыша. В среднем диагноз ставится в возрасте 2,5-3 года. Обычно этот период характерен нарастанием общих признаков нарушения, а также первыми контактами со сверстниками в детских садах, группах общего развития – на фоне прочих детей заметнее выделяются признаки нарушения. К 3-м годам от малышей ждут появления определенных навыков, и у аутистов они запаздывают или не вырабатываются.
Детский аутизм – это нарушение в развитии, и раннее выявление проблемы позволит адаптировать ребенка с более высокой эффективностью
Важно не упустить время, необходимое для приобретения разных навыков и умений. Зарубежными специалистами рекомендуется в 1-1,5 года провести самостоятельную оценку малыша на наличие болезни, протестировав наиболее вероятные отклонения при аутизме
Для этого ответьте на такие вопросы:
Есть ли у ребенка интерес к прочим детям?
Нравится ли ему быть на руках у родителей, ищет ли он тактильных контактов вовремя плача, перед сном?
Имеется ли предметно ролевая игра (машинки, кормление куклы, укладывание игрушки спать)?
Присутствует ли зрительный контакт и указательный жест?
Нравится ли ему играть с родителями или прочими родственниками?
Пытается ли ребенок найти глазами кошку или какую-либо вещь, если на нее указать пальцем и назвать ее?
Многие вопросы направлены на выяснение наличия контактов между ребенком и окружающим миром. Если большинство ответов в 1,5 года отрицательные, следует проконсультироваться со специалистом.
Добавить комментарий