Реабилитация детей с аутизмом: методика, подтвержденная результатом
Занятия с аутистом дома и в детском коллективе имеют огромное значение. Совместные усилия родителей, психологов, логопедов и дефектологов приносят позитивные изменения. Однако полная реабилитация возможна, только если:
- Мать ребенка точно осознает врожденные психологические особенности малыша. Учитывает их при воспитании и обучении.
- Мать ребенка избавляется от собственных психотравм и негативных состояний и способна дать малышу максимальное ощущение защищенности и безопасности.
Такой результат достижим. Вот что говорят об этом люди, которые его получили:
Подарите малышу шанс на полноценную реабилитацию. Начать можно уже на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Симптомы аутизма у детей
Родители могут заподозрить аутизм на ранних его стадиях еще до осмотра специалиста. Для этого необходимо знать клинические проявления заболевания. Первыми симптомами, которые должны насторожить родителей, являются:
- слабая реакция на людей или полное ее отсутствие;
- пассивность;
- отсутствие позы готовности при взятии на руки;
- неадекватные реакции на бытовой шум;
- нарушение режима сна и бодрствования;
- отказ от еды в период грудного вскармливания, частое срыгивание;
- избирательность в еде.
При обнаружении подобной симптоматики ребенка следует показать детскому психоневрологу.
В 2-3 года клинические проявления становятся более отчетливыми:
- Отсутствует эмоциональный контакт с людьми (в том числе с родителями). Дети ведут себя отстраненно — не улыбаются, не тянутся на руки, не жестикулируют, не отзываются на имя, не смотрят в глаза собеседнику. В некоторых случаях не отличают родителей от других людей.
- Социальная дезадаптация. Аутисты не понимают эмоций детей, не могут играть с ними. Испытывают выраженный дискомфорт и тревогу в обществе, в связи с этим тяготеют к одиночеству.
- Агрессивность. Любое расстройство или даже прикосновение может вызвать агрессивную реакцию. Причем иногда она направлена на самих себя.
- Нейтральное отношение к внешним раздражителям (окрики, призывы к действию). Но часты случаи сенсорного неприятия – закрывают руками уши при громких звуках, глаза, наотрез отказываются одевать якобы колющий свитер, шапку, варежки и тд.
- Речевые нарушения. Дети не используют речь для общения. Могут повторять слова за другими без понимания их значения. Эхолалия.
- Стереотипность поведения. Аутисты могут часами совершать (повторять) определенные действия — говорить одну и ту же фразу, двигаться по определенной траектории, вертеть деталь от игрушки, махать руками как крылышками, окрывать – закрывать дверь и т. д.
- Приверженность к установленному распорядку дня. Любое новшество вызывает неприятие, переживание или агрессию.
- Нарушение концентрации внимания. Дети не могут сосредоточиться на каком-либо действии или предмете более 1 минуты. Часто неврологи путают данный симптом с СДВГ.
- Вокализации. Аутята зачастую сопровождают свои действия звуками.
- Приверженность определенной еде.
Оценка риска
Как понять, есть ли показания для того, чтобы проводить диагностику, или развитие ребенка соответствует норме? На следующих страницах предлагаются два способа оценки риска наличия аутизма у детей. Сверившись с ними, вы можете самостоятельно принять решение о необходимости консультации со специалистом.
Если при заполнении опросника возникает подозрение на наличие аутизма, мы рекомендуем проведение более углубленной диагностики у специалиста. Вполне вероятно, что даже при отсутствии аутизма у ребенка могут быть другие проблемы развития, и он может нуждаться в помощи.
Если результат одного из опросников указывает на возможность аутизма и проблемы с развитием, а результат другого – нет, мы все равно рекомендуем вам посоветоваться со специалистом.
Как максимально развить потенциал вашего ребенка
На тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, вы сможете досконально разобраться в особенностях психики своего ребенка. Почему он так себя ведет, в каком подходе нуждается. Это позволит минимизировать негативные реакции ребенка и даст возможность обрести ключик от его внутреннего мира, выработать единственно правильный подход к обучению и воспитанию именно вашего малыша с учетом всех его природных особенностей.
Опыт применения системно-векторной психологии доказывает, детям с аутизмом можно помочь! Смотрите видео-отзывы, о снятии диагноза аутизма у детей рассказывают родители, прошедшие тренинг Юрия Бурлана:
Отзывы специалистов, работающих с детьми аутистами, можно почитать по ссылкам: https://www.yburlan.ru/results/review335 и https://www.yburlan.ru/results/review21043
О том, как помочь своему ребенку достичь максимального раскрытия своих способностей, вы сможете узнать на лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатный цикл вводных лекций по этой ссылке.
Часть 2. Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям
Часть 3. Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции
Часть 4. Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом
Часть 5. Нарушения речи у аутичных детей: системные причины и методы коррекции
Причины аутизма
Каждому потенциальному родителю, хотелось бы знать, что провоцирует рождение ребенка с отклонениями. Зная об этом, можно попытаться снизить риски. Специалисты считают, что имеет смысл говорить не о каком-то одном факторе, а о целом комплексе. К тому же точных причин возникновения аутизма у детей пока не выявлено. Среди возможных называют:
- мутации на генном уровне;
- поражения центральной нервной системы органического типа;
- нарушение обмена веществ;
- гормональные сбои;
- инфекции вирусного или бактериального характера;
- отравление ртутью другими химическими веществами;
- злоупотребление антибиотиками.
Примерно в 9 из 10 случаев дети-аутисты появляются на свет таковыми в результате генетических сбоев. Причем оба родителя могут быть абсолютно здоровы. То есть, речь идет о совершенно спонтанной мутации, которую, могут спровоцировать негативные внешние факторы, перечисленные выше.
Причины аутизма
Причины возникновения аутизма в настоящее время недостаточно изучены. Так, возможными причинами ЗПРР с элементами аутизма могут быть следующие факторы:
- Гидроцефалия. Так называется тяжелое неврологическое заболевание головного мозга. Его не всегда удается вовремя обнаружить, но с ним может быть связана задержка психоречевого развития с элементами аутизма.
- Травма при родах. Повреждения головного мозга могут возникнуть, если роды протекают с отклонениями от нормального режима.
- Внутриутробная патология. Здесь речь идет об угрозе выкидыша, кислородном голодании плода, инфекциях.
- Генетическая предрасположенность.
Диагностика и коррекция аутизма в системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Звуковой вектор является доминантным в человеческой психике. По этой причине звуковая травма становится причиной лавинообразного нарушения в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку от рождения. Специалисты неслучайно определяют аутизм именно как первазивное, то есть всепроникающее нарушение.
В результате ребенок-аутист часто демонстрирует целую палитру разнообразных поведенческих отклонений. Например:
Если помимо звукового, ребенок обладает еще и кожным вектором, ему задана особая чувствительность кожных покровов. От природы это активные, подвижные дети. При аутизме развитие кожного вектора ребенка нарушается, и он может демонстрировать непереносимость тактильного контакта или, наоборот, навязчивую потребность в нем, вместо обычной подвижности формируется гиперактивность и «полевое поведение» и т. д.
Если помимо звукового, ребенок обладает также анальным вектором, ему от природы задана особая усидчивость и медлительность, консервативность, стремление к привычному укладу жизни. При аутизме мы наблюдаем нарушенную картину в развитии анального вектора, чрезмерную ригидность вплоть до ступора, «ритуальность», агрессию и аутоагрессию.
Если помимо звукового, ребенок наделен еще зрительным вектором, у него от природы особая восприимчивость к свету, цвету и форме, большой эмоциональный диапазон. При аутизме мы наблюдаем нарушенное развитие зрительного вектора: аутостимуляции (стереотипные игры) со светом и тенью (разглядывание пальцев или игрушек на просвет), природная эмоциональность превращается в истеричность и множественные страхи.
Это лишь несколько примеров того, насколько страдает целиком все развитие психики при детском аутизме. Системно-векторный подход к коррекции аутичных состояний дает точное понимание, какие методы будут эффективны для каждого конкретного ребенка, с учетом его природных свойств.
Цели занятий с детьми-аутистами
Хотя каждый маленький аутист по-своему уникален, стереотипное поведение и основные нюансы, затрудняющие социальную коммуникацию, являются типичными для всех детей с РАС. Соответственно, параллельно обычным общеобразовательным занятиям с такими учениками необходимы и такие шаги, как:
- поощрение к социально приемлемому взаимодействию и контакту с другими учениками;
- посильное смягчение различных патологических симптомов в поведении и мировосприятии ученика.
Итак, обучение аутичного ребенка среди обычных детей должно помочь ему адаптироваться в коллективе и наработать навыки социализации. Людям с РАС, посещавшим детсад и школу с нейротипичными детьми, в дальнейшем гораздо легче ощутить себя полноценными членами общества, чем бывшим ученикам коррекционной школы. Отметим, что процесс социализации протекает значительно проще и быстрее, если параллельно ребенок занимается по методике АВА (прикладной поведенческий анализ) – не только с профильным специалистом, но и в домашних условиях с родителями. Также эффективными оказываются и прикладные обучающие материалы — визуальное расписание занятий для аутиста, игры, карточки.
Рекомендации родителям ребенка-аутиста
- Практикуйте визуальное общение. Существует специальная система PECS, которая позволяет общаться с ребенком при помощи карточек с изображениями.
- Выражайте мысли как можно проще. К примеру, ребенку сложно понять длинное предложение, поэтому необходимо выражаться лаконично — «Гулять», «Читай», «Подойди».
- Избегайте двусмысленных фраз. Ребенок не поймет, если вы скажите, что у вас раскалывается голова. Он будет воспринимать все буквально.
- Научитесь ждать. Детки с аутизмом обдумывают все значительно дольше, поэтому после того, как вы его что-то спросите, ему может потребоваться определенное время, чтобы ответить или выполнить поручение.
Другие ранние признаки аутизма у ребенка
Звуковой вектор является доминантным, поэтому звуковая травма становится причиной множественных нарушений в развитии остальных векторов ребенка. По этой причине к основным признакам аутизма до года и в 1 год могут добавляться «сопутствующие» — в результате нарушений в других векторах психики.
Например, нарушения развития в кожном векторе у новорожденных и детей с аутизмом до 1 года могут проявляться так:
тактильная непереносимость: ребенок крутится на руках матери, стремится избегать ее прикосновений;
на купание или гигиенические процедуры ребенок реагирует истерикой;
при попадании на кожу пищи или жидкости во время кормления ребенок реагирует криком или плачем.
Нарушения развития при аутизме у малышей с анальным вектором до 1 года проявляются иначе:
напряженная поза «столбиком» на руках матери;
частые необъяснимые рвоты и срыгивания;
отказ пробовать все новое (есть новые виды пищи, кушать из новой посуды, надевать новую одежду).
Важно понимать, что такие симптомы нельзя в полной мере назвать признаками аутизма у ребенка. Они являются вторичными и возникают по причине искаженного развития всех заданных малышу векторов
Это лишь следствие основной причины аутизма у детей — травмы в доминантном звуковом векторе:
Когда мама раскрывает устройство психики малыша, наполняет и развивает его природные свойства — то признаки аутизма в год, 2 года и даже у детей 3-4 лет с легкостью уходят.
Приемы коррекционного воздействия
Поскольку налаживание эмоционального контакта и достижение остальных целей при общении с детьми аутистами невероятно усложняется, специалистами были разработаны следующие приемы и рекомендации.
При осуществлении какой-либо деятельности аутичный пациент должен ясно понимать для чего он этого делает, и каким образом можно осуществить поставленную задачу. Рекомендуется разместить в местах пребывания больного карточки-подсказки, где будет отражена схема всех действий по порядку.
Аутисту будут интересны занятия по складыванию пазлов и отгадыванию головоломок, так как в этой деятельности они понимают цель и порядок своих действий.
Аутичные дети легко справляются с однотипной работой, поэтому им очень нравится коллекционирование. Педагог может увлечь ежедневными записями о погоде, кормлением рыбок, коллекционированием фотографий, листьев или камней.
Детям с аутизмом сложно управлять своими движениями
Часто им очень сложно ориентироваться в окружающем пространстве, поэтому один из приемов учитывает развешивание нескольких зеркал так, чтобы ребенок мог постоянно наблюдать за своими действиями со стороны.
Необходимо постоянно проводить успокаивающие тренинги и занятия для улучшения реагирования на телесный контакт.
Детям с нарушениями очень сложно задерживать свое внимание на одном и том же, поэтому следует часто менять вид деятельности.
Как понять, что у ребенка аутизм?
1) Он предпочитает одиночество, сводит контакты с миром к минимуму осознанно, стремится уйти от компании детей или взрослых, если они пытаются с ним заговорить.
2) Ребенок не использует жесты, мимику, кажется абсолютно безэмоциональным. У других людей он также не различает эмоций, изменения психологического состояния. Если на ребенка накричать, это ничего не изменит, он просто не поймет, что вы злитесь.
3) Маленький аутист будет бурно реагировать на любое изменение привычного состояния окружающей действительности. У ребенка есть ритуалы, которые нельзя прерывать; вещи стоят на определенных местах, сдвигать их нельзя.
4) Есть проблемы с речью. Ребенок или имеет задержку речевого развития, или просто предпочитает не контактировать с миром с помощью голоса или письма, но при этом абсолютно развит по возрасту, а иногда и опережает сверстников.
Расстройства аутического спектра, в отличие от большинства детских заболеваний, не имеют четко выраженной симптоматики. У ребенка не обязательно будут проявляться все признаки аутизма. Медики делят РДА на 4 типа.
1 тип | Эти дети не контактируют с окружающим миром. Первые признаки заболевания можно заметить через пару недель после рождения крохи – ребенок не ловит взглядом людей, не улыбается родителям. В будущем, он не будет проситься на ручки, с ним сложно будет взаимодействовать даже родным |
2 тип | Дети с таким типом аутизма более восприимчивы к окружающему миру, они не отвергают его, а используют выборочно. У ребенка будут любимые продукты, игры, занятия, ритуалы, которые нельзя менять или прерывать. В противном случае родителей и тех, кто посмел нарушить привычный ход вещей, может ждать не только истерика, но и агрессия со стороны маленького аутиста |
3 тип | Самый неприятный тип болезни и для ребенка, и для окружающих. Дети конфликты, склоны к причинению вреда и саморазрушению. Часто в рисунках или ритуалах ребенка появляются мистические, страшные или отталкивающие мотивы. Контакты с миром минимальны |
4 тип | Очень ранимые дети, которые находятся в стрессе от взаимодействия с окружающим миром. Родителям придется обеспечить малышу постоянное ощущение безопасности, комфорта; принять все его ритуалы и следовать желаниям. В противном случае, ребенок может заболеть, замкнуться или причинить себе вред |
Коррекционно-развивающая работа включает:
выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
(РАС) коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;-коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально- волевой, познавательной и речевой сферы;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.
Чем заниматься
Дети с кожным вектором любят считать. Но у аутичного ребенка это приобретает харакер «считалочки», повторяющегося стереотипного действия. Поэтому учите как можно раньше соотносить реальное количество предметов с изображением цифры. Хорошо помогает такая практика, как совместная сервировка стола. Сколько надо вилок? Возьми, посчитай. Ложки, салфетки, тарелки, и.т.д. Позже можно задавать вопрос «сколько не хватает?».
Также, кожный вектор сообщает ребенку стремление к конструированию. У аутичных детей он выливается в построение рядов из всех доступных ребенку предметов – кубиков, машинок, ложек и.т.д. В занятии побуждайте ребенка строить по образцу вслед за вами. Набор геометрических фигур будет отличным подспорьем, как вариант – магнитный набор для использования на специальной доске. Позже, ребенок сумеет освоить аппликацию. Пазлы также удаются кожно-звуковым детям очень хорошо.
Полезны кожным детям и всевозможные игры с неструктурированным материалом – песком, водой, пластилином. Они дают ребенку массу таких ценных для него тактильных ощущений. Можно пальчиком рисовать по крупе, сортировать фасоль по цвету, или работать с тканями различной фактуры.
Если ребенок воспримет пальчиковые краски – это еще один вариант извлечения приятных и одновременно полезных ощущений. Когда рука ребенка развита достаточно хорошо, ему доставит удовольствие работа с цветным песком, из которого можно выполнить разноцветную картину.
Позже, навыки мелкой моторики нужно усложнять: аппликация и оригами, раскраски и обведение предметов по пунктиру и контуру, выполнение элементов прописей.
Как аутизм влияет на развитие и способность к обучению?
Развитие ребенка-аутиста происходит не так, как у других детей. Он сложно воспринимает стандартные формы обучения, но иногда способен к невероятному саморазвитию в выбранной области
Родителям нужно понимать, что внимание маленького аутиста рассеянное, он может чем-то увлечься, но быстро устает
Интересно работает память ребенка. В его голове информация хранится блоками. То есть он не может установить причинно-следственную связь, но может включить в нужный момент то или иное воспоминание и использовать его. Именно поэтому детям с РДА так неприятно любое нарушение устоявшегося порядка вещей, они просто не понимают, что теперь делать, ведь только что возникла ситуация, о которой он ничего не знает.
Мышление аутистов причудливо, как и воображение. Они могут планировать свои действия, находить общие признаки у предметов и явлений, но при этом редко способны пересказать или дофантазировать историю. Они могут часами разговаривать сами с собой, петь песни, рассказывать стихи, но стоит попытаться вывести малыша на диалог, и в ответ вы получите те же самые фразы из любимых мультфильмов или песенок, не подходящие к контексту. Речь они воспринимают, но реагируют по-своему, иногда на близких людей может быть отклик, а вот чужакам грозит полное отторжение.
Особенности обучения
Мама и папа должны знать, как развивать ребенка-аутиста. Обучение аутистов основывается на четко продуманных шагах:
Создание четкого графика. Необходимо избегать непредсказуемых упражнений, игр, которые будут пугать ребенка. Лучше повесить на стене график в рисунках, что ребенок знал, чего ему ожидать.
Обучение социальному моделированию. Детей-аутистов необходимо знакомить с эмоциями, мотивировать их, обучать навыкам поведения, которые здоровые дети приобретают инстинктивно. Это можно делать с помощью чтения книг, обсуждению действий других людей.
Использование приема фиксирования
Аутисты часто фокусируют внимание на одном предмете, что можно выгодно использовать в обучении. Например, если мальчик любит машинки, можно с их помощью изучать цвета, географию с помощью большой карты, правила движения и др.
Программы по аутизму
Наиболее распространенными программами по аутизму являются:
- программа АВА;
- FLOOR Time-игровое время;
- другие программы при аутизме.
Программа АВА в коррекции аутизма
Основными принципами данной программы являются:
- наибольшую пользу АВА приносит детям, которые не достигли 5 лет;
- особенно эффективна программа при обучении аутистов речевым навыкам;
- лучшими результатами обладают занятия, проводимые один на один;
- упражнения необходимо проводить регулярно и часто – от 20 до 40 часов в неделю, вне зависимости от того, посещает ли ребенок садик или школу;
- систематически необходимо проходить контроль у специалиста, чтобы контролировать эффективность занятий и корректировать их в случае необходимости;
- все проводимые занятия должны нравиться ребенку – это является самым главным условием данной программы.
Как проводятся сеансы АВА-терапии?
Этапы АВА программыПервый этапВторым этапомТретий этапЧетвертым этапомОсобенности АВА-терапии
Другие программы коррекции аутизма
Другими программами по аутизму являются:
- МБА терапия – мотивация аутиста через поощрение;
- Early Bird – помощь пациенту через его родителей;
- RDI – развитие партнерских отношений;
- Son-Rise – интеграция взрослых в мир аутичного ребенка.
Аутизм у детей: симптомы и лечение с комплексным подходом
Ряд клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Израиле и не только предлагают комплексное лечение аутизма. Основываясь на том, что аутизм имеет множественные симптомы нарушений, лечение ребенка осуществляется сразу несколькими специалистами. Обычно это:
психиатр
психолог
невролог
коррекционный педагог
Иногда к лечению подключаются эндокринологи, нейрофизиологи и другие специалисты. Комплексный подход позволяет учесть больше нюансов в реабилитации ребенка и качественной диагностике и снимает с родителей необходимость самостоятельно бегать по специалистам или искать сомнительное народное лечение.
Однако клиники Москвы или Израиля, где лечат заболевания аутистического спектра, далеко не каждой семье доступны финансово. Даже эпизодическое наблюдение и лечение, например, у специалиста по биомедицинскому подходу, часто приводят семью на грань абсолютной нищеты. Но чего не сделаешь для здоровья собственного ребенка? И мы пробуем одну методику за другой в надежде отыскать то, что все-таки поможет.
Точная диагностика – успешная коррекция аутизма
У всех детей, страдающих расстройством аутистического спектра, действительно есть нечто общее: особая восприимчивость к звукам. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что ребенок-аутист от природы является носителем звукового вектора. Его наиболее чувствительной зоной является ухо.
А это значит, что ребенок со звуковым вектором может получить серьезную психотравму вследствие следующих причин:
крики, ссоры, конфликты в семье
оскорбительные смыслы в речи взрослых
громкая музыка, особенно тяжелый рок
близость места проживания ребенка к источнику постоянных шумов (возле аэропорта, вокзала и т. д.).
В результате непереносимого воздействия на его наиболее чувствительную зону (ухо) ребенок со звуковым вектором отгораживается от источника стресса, погружается в свой внутренний мир, постепенно перестает воспринимать мир внешний. Подробнее можно прочесть здесь.
Обычные для нас звуки причиняют ребенку-аутисту непереносимую боль. Он стремится закрывать уши даже при бытовом шуме: пылесоса, моющейся посуды, фена или слива. Чем больше стрессовых звуковых воздействий получает такой ребенок, тем глубже он уходит в себя, теряет способность воспринимать речь, ее смыслы. Как следствие стремительно снижается обучаемость ребенка.
Базовым условием, с которого следует начинать реабилитацию ребенка-аутиста, является создание звуковой экологии в доме и во время занятий:
говорить с ребенком следует тихо и спокойно,
исключить громкую музыку или другие звуковые источники стресса,
можно использовать тихую фоновую классическую музыку, ее частотный диапазон полезен для звукового малыша.
Выбор конкретных реабилитационных мероприятий зависит от полного набора векторов, заданных ребенку от рождения.
Лечение и коррекция аутизма
Основой терапии аутизма является обучение детей определенным навыкам, формирование правильного социального поведения, налаживание эмоционального контакта и общение с ними, устранение агрессивности, навязчивых мыслей и страхов, приобщение к играм.
В работе с ребенком может понадобиться помощь психолога и логопеда. Однако основная нагрузка при таком диагнозе ложится на плечи родителей. Коррекция образа жизни для аутистов предполагает проведение индивидуальной поведенческой терапии.
Таким детям необходимо обеспечить распорядок дня и строго его придерживаться. Их нельзя часто ругать, наказывать, а также торопить и требовать немедленного результата. Запрещено резко менять привычную обстановку ребенка, позволять ему переутомляться и уставать. Между занятиями следует делать перерывы, давая малышу побыть одному. Действовать в данном случае нужно спокойно, ласково и только при помощи убеждений. Если речевое общение затруднено допускается применение картинок и карточек.
Медикаментозная терапия при аутизме применяется в качестве вспомогательной. Направлена на устранение агрессии. Сводится к назначению психостимуляторов и нейролептиков, злоупотребление которыми может привести к усугублению ситуации.
У таких детей часто возникает дисбактериоз, устраняемый при помощи пробиотиков. Малышам также может быть показана иммуностимулирующая терапия, предполагающая введение иммуноглобулина и стероидов. При необходимости назначают витаминно-минеральные комплексы.
Снизить проявления аутизма можно при помощи организации питания, при которой из рациона больного необходимо исключить молоко, пшеницу, овес, ограничить употребление сахара и углеводов.
Как помочь адаптироваться аутисту в детском саду, школе
Рассуждая, как работать с ребенком аутистом «простому» педагогу, необходимо изначально понимать, что привыкание такого ребенка к коллективу – достаточно кропотливый процесс, требующий совместных усилий не только работников детсада или школы, но и родителей ученика, поскольку он постоянно нуждается в дополнительном внимании. Соответственно, правильный подход к тому, как работать с аутистом учителю или воспитателю, должен базироваться на различных специальных приемах и способах, направленных на ускорение адаптации аутичного ученика в коллективе.
Визуальные коммуникации
Поскольку дети с аутизмом в большинстве своем имеют склонность к визуальному мышлению, им гораздо легче воспринимать информацию а) раздробленную на небольшие «порции», б) в наглядной форме. Так, очень действенным методом станет визуальное (иллюстрированное) расписание, позволяющее ученику всегда понимать, что произойдет дальше. Этот способ можно использовать как в школе или детсаду, так и в кружке или секции.
Поддержка
Работа с детьми аутистами в детском саду или школе обязательно должна включать в себя помощь аутичному ученику в понимании им смысла всего происходящего в течение детсадовского дня. Для этого нужно отдельно проговаривать ему все действия и события, которые происходят в данный момент или планируются. Например, в детсаду: «Сейчас все детки начнут обедать, и ты тоже будешь обедать. Потом будет тихий час, мы будем отдыхать, а когда отдохнем – будем играть, рисовать, пойдем на прогулку и т. д.»
Для любого аутиста очень важно знать, что его ожидает, поскольку такая информация успокаивает его и он чувствует себя в безопасности, тогда как неизвестность – сильно пугает и буквально «выбивает почву из-под ног»
Сенсорные игры
Выявление некоторых индивидуальных особенностей малыша может значительно упростить понимание, как работать с детьми аутистами воспитателю в детском саду. Например, если воспитатель замечает, что аутенок любит проводить время в одиночестве, пересыпая песок, переливая воду и т. д. – можно использовать эти особенности, чтобы установить взаимодействие с малышом. Например, вместе играть с песком или крупой, «прятать» в них мелкие игрушки, чтобы ребенок их находил, окрашивать воду в разные цвета.
Подобное взаимодействие является «разделенным переживанием», которое помогает не только установить контакт, но и создать базу для «разделенного внимания» – а на его основе затем будет построена совместная деятельность с остальными ребятами.
Стереотипные игры
Аутенка не интересуют сенсорные игры, но при этом он любит возиться с предметами, обладающими сходными признаками. Такое занятие тоже можно сделать развивающим, придав ему некий смысл и расширив его границы. Например, если малыш складывает рядком колечки от пирамидки – сядьте рядом и начните составлять ряды из одинаковых предметов, не похожих на колечки (кубиков, картинок, кукол и т. д.). Постепенно нужно добавлять к своим рядам какие-то несложные, но осмысленные сюжеты: к примеру, поставив машинки друг за другом, изобразить едущий поезд.
В итоге, чем больше смысла удастся «нарастить» на стереотипной игре, тем быстрее смягчатся симптомы стереотипии, поскольку ребенок будет уже не просто бездумно складывать предметы в ряд, а постарается достичь определенного результата – сделать поезд и т. д.
Контакт с другими детьми
Корректная работа с детьми аутистами в школе или детсаду невозможна без помощи со стороны педагога в налаживании контакта с остальными учениками. Необходимо стараться очень деликатно и дружелюбно привлекать ребенка с РАС к общим занятиям или играм, предупреждая возможные эпизоды агрессии или неадекватности.
При этом просто пересекать нежелательное поведение недостаточно: нужно доброжелательно и ненавязчиво обучать аутиста взаимодействовать с детьми более «правильно» и социально приемлемо. Например: «Нельзя отнимать мячик (карандаш, книгу) без спроса. Нужно попросить: “дай мне поиграть мячиком”» и т. п
При этом важно, чтобы словесные формулировки соответствовали уровню возможности понимания их ребенком
Другие признаки аутизма у ребенка до 4 лет
Полная картина того, какие симптомы аутизма специалисты определяют у ребенка, наблюдается в совокупности нарушений развития всех векторов. Например:
Аутичному малышу с кожным вектором может быть свойственна гиперактивность, «полевое поведение», сниженное внимание. Нехватку ощущений своего чувствительного сенсора (кожи) он добирает через стереотипные движения и прыжки («Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям»).
Аутичный малыш со зрительным вектором демонстрирует истеричность и множественные страхи
Свою чувствительную зону (глаза) он стимулирует с помощью особых ощущений: разглядывая свои руки или игрушки на просвет, световые пятна на стене или узор на обоях («Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом»).
Для аутичных детей с анальным вектором характерны агрессия, упрямство. Они склонны к ритуалам в кормлении и прогулках, демонстрируют общую заторможенность (подробнее в статье «Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции»).
Подобные признаки аутизма у ребенка часто рассматриваются специалистами как основные, определяющие. Однако с системной точки зрения являются вторичными, возникшими на базе психотравмы в звуковом векторе. Поэтому при определении признаков аутизма у маленьких детей отталкиваться в первую очередь нужно от того, насколько ребенок поддерживает контакт с внешним миром.
Внешне наиболее легкие признаки аутизма можно наблюдать у детей с синдромом Аспергера. Обычно это общительные и эмоциональные дети, много говорят, обильно жестикулируют. Однако специалисту нетрудно заметить, что ребенок, активно выражая себя, не слышит другого, не настроен на «обратную связь». Такие на первый взгляд легкие признаки аутизма также требуют своевременной коррекции.
Добавить комментарий