Школьная фобия

Ксенофобия — страх перед иностранцами или незнакомцами

Общеизвестно, что Стивен Хокинг боялся инопланетян. В 2012 году он предупредил людей, что инопланетяне могут бродить по космосу и искать планеты для колонизации и ресурсы для разграбления. Ксенофобия может быть страхом перед любым незнакомцем или иностранцем, или, как это было у Хокинга, инопланетными существами.

Словарь Вебстера определяет «фобию» как «страх перед незнакомым». Этот страх присутствует у многих людей, и некоторые из первых случаев ксенофобских настроений были замечены древними греками. Ксенофобия также может быть страхом потери национальной, этнической или расовой идентичности.

Современные фобии

9. Соционетфобия

Боязнь социальных сетей – это фобия, появившаяся в 21 веке. По сути, это современная версия страха того, что за тобой могут следить.

10. Карбофобия

Боязнь углеводов у некоторых людей приводит к полному отказу от употребления сахара и крахмала, являющихся основными составляющими мучного, макаронных изделий, картофеля и риса.

Виной такой боязни послужила пропаганда так называемой диеты доктора Аткинса. Некоторые воспринимают призыв известного диетолога отказаться от потребления жирной пищи и об ограничении углеводов слишком буквально.

11. Катагелофобия

Страх быть осмеянным заставляет некоторых людей надевать маску и не быть самим собой. Эта фобия напоминает аллодоксафобию, боязнь чужого мнения.

12. Ценофобия

У современного человека страх пустых комнат встречается довольно часто. Ценофобы физически не выносят комнат без мебели и других предметов интерьера.

13. Хлорофобия

Боязнь зеленого цвета – явление редкое. Человек с такой фобией не выносит вида деревьев, травы и других предметов зеленого цвета.

14. Консекоталеофобия

Боязнь японских палочек во время еды стала весьма распространенной фобией с тех пор, как суши приобрели огромную популярность и среди европейских гурманов.

Страдающим консекоталеофобией мжно посоветовать только следующее: есть суши и другие блюда азиатской кухни обыкновенной вилкой.

15. Киберфобия

Это может показаться странным или смешным, что в наш век сложных и развитых технологий есть и те, кто панически боится компьютеров.

Если номофобия – это фобия молодых, киберфобия встречается чаще всего среди людей старшего возраста, которые вынуждены осваивать новые технологии.

Симптомы сопутствующие айхмофобию

В большинстве случаев, айхмофобия проявляется периодически. То есть сильные вспышки паники одолевают человека на протяжении нескольких минут (иногда до 10 минут) с частотой раз в месяц, в некоторых случаях чаще. Во время приступа паники, человек рисует в своем воображении самые страшные картины с присутствием острых предметов. Страх вызывает у человека состояние, когда он социально уязвим и дезадаптирован.

Конечно, в случае угрозы для жизни, острые предметы вызывают страх у любого человека, ведь инстинкт самосохранения ещё никто не отменял. Но беспокоиться стоит только в том случае, если реакция принимает окрас навязчивой паники.

Для того, чтобы определить, на самом деле состояние является паническим, следует обратить внимание на следующие симптомы:

  • жар;
  • бесконтрольные движения конечностей;
  • сердечная боль;
  • удушье, трудности в дыхании;
  • излишняя потливость;
  • дрожь;
  • ускоренное сердцебиение;
  • непреодолимое чувство дискомфорта и тяжести.

Если удалость определить четыре симптома одновременно, то это верный признак панического приступа.

Профилактика психологического расстройства

Избежать развития болезни и перехода лёгкой тревожности в панический страх легче, чем впоследствии бороться с психическим расстройством. К счастью, фобии лечатся довольно легко, но в большинстве случаев не обойтись без последствий. Даже после успешного прохождения курса лечения есть вероятность того, что останутся некоторые поведенческие привычки и негативные реакции на раздражители

Поэтому так важно оказать школьнику своевременное лечение, взять ситуацию под контроль на ранних этапах развития фобии

Важно проводить профилактику дидаскалейнофобии, поскольку практически каждый ученик подвержен стрессам в период учебного года. Начиная с первых классов, родители нередко являются свидетелями отказа детей делать уроки

Они часто слышат об их нежелании учиться и ходить в школу. Это не всегда свидетельствует о развитии дидаскалейнофобии, но риск возникновения страха перед школой в таких случаях есть. Поэтому стоит прислушиваться к своему ребёнку, которому так необходима моральная поддержка. Любая критика и наказания в такие моменты являются дополнительными стрессами для малыша.

Причины проявления боязни

Глупо думать, что проявления страха перед походом в школу могут появляться вследствие одной стрессовой ситуации, которая произошла в учебном заведении. В большинстве случаев, это затянувшийся процесс, где школьник подвергается постоянному влиянию негативных факторов, которые сразу не устранить:

  • издевательства от одноклассников, которые педагоги игнорируют;
  • жестокость по отношению к ребенку;
  • насмешки;
  • бесконечные угрозы от старшеклассников;
  • большая занятость и сильные нагрузки (физические и умственные);
  • психологические упреки с боку преподавателей.

Существуют нестандартные симптомы дидаскалейнофобии. Случается так, что фобия наступает, когда школьник испытывает панику, думая, что с родителями может случиться неприятность, в момент его отсутствия. Может быть, что ссоры среди родных и неурядицы настолько западают в голове у школьника, что в школе он не может от них освободиться, стремясь за родственников разрешить их сложности, поэтому не желает посещать учебное заведение. При любых обстоятельствах, школа — это главный период социализации школьника, поэтому страх школы необходимо преодолевать.

Загруженность в школе может быть одной из причин расстройства

Понятие сколинофобия

Сколинофобией называется непреодолимый страх перед любым учебным заведением. Обычно им страдают подростки в период учебы, когда необходимо ходить не только в школу, но и в другие образовательные учреждения.

С точки зрения психологов это серьезное заболевание, от которого избавиться поможет только специалист. Такое заболевание присуще детям младшего школьного возраста. Лечить его достаточно сложно, но необходимо.

Обычно первопричиной фобии является небрежное отношение родителей к подготовке детей в школу. Образование малышей не соответствует их возрасту, а значит уже сейчас они не дотягиваются до своих сверстников и ходить в учебное заведение, где от них требуется усидчивость – сложно. Если вовремя не избавиться от болезни, то она может прогрессировать и с течением времени перейдет в навязчивую идею.

Малыши не могут найти единомышленников и друзей, ходить на уроки становиться труднее – страх растет, болезнь прогрессирует.

Причины проявления страха

Ошибочно считать, что подобные проявления могут возникать вследствие едино разового стресса, пришедшего из стен школы или другого учебного заведения. Обычно это длительный процесс, где ребенок подвергается регулярным воздействиям негативных явлений, от которых сразу не избавиться:

  • издевки, полученные со стороны сверстников, не пресекаемые преподавательским составом;
  • жестокие выходки со стороны школьников в адрес ребенка;
  • постоянные угрозы со стороны старших подростков, запугивание;
  • огромная занятость и перегрузки как умственные, так и физические;
  • психологические нападки со стороны педагогического персонала.

Бывают случаи наступления фобии, когда ребенок панически боится, что с его родителями может произойти что-то неприятное, пока его нет рядом с ними. Либо семейные скандалы и неприятности настолько поглощают мысли ребенка, что в школе он не может от них избавиться, стараясь за взрослых решить их проблемы. Как понимаете, от школы отказаться в современном обществе невозможно. Это одна из ступенек социального развития детей.

Школьная фобия

Современное общество выдвигает серьезные требования к людям. Они должны легко обучаться и обладать гибким мышлением. Поэтому детей сразу приучают воспринимать большие потоки информации. Искусственно насаждается необходимость успеха.

Взрослые не всегда знают, как называется боязнь школы по-научному. Для этого психологи используют специальный термин – сколинофобия.

Далеко не каждый страх является патологическим и требующим помощи специалистов. Боязнь школы может быть связана с разными моментами: конфликтами со сверстниками, плохими отметками, злыми учителями и т.п.

Часто подобное нарушение протекает незаметно. Ребенок отказывается ходить в образовательное учреждение, но родители принимают это за обычную лень. Со временем у него могут развиваться психосоматика и депрессия, которая приведет к серьезным последствиям.

Иногда родители ошибочно считают, что патология должна проявляться во всех сферах жизни. В случае с фобиями это не работает. Стоит человеку перестать контактировать с объектом страха, как у него сразу улучшается самочувствие, и он способен все выполнять.

Боязнь ходить в школу не всегда развивается сразу с начальных классов. Иногда такое нарушение появляется у подростков. Взрослые принимают расстройство за капризы и проявление упрямства.

На самом деле сколинофобия может иметь серьезные последствия как для психического, так и для физического здоровья.

Симптомы недуга

Проявления софофобии условно разделяют на две группы: физические и психологические. Первые включают в себя панические атаки. Дети испытывают одышку, тахикардию, приступы тошноты. Иногда добавляют следующие симптомы:

  • тремор;
  • сухость во рту;
  • частое мочеиспускание;
  • жидкий стул.

Отмечаются и психологические проявления страха. Подверженные ему дети теряют позитивный настрой. Снижается внимательность и это ведет к ухудшению оценок. Состояние больного характеризуется:

  • убеждением, что все плохо и лучше уже не будет;
  • напряженностью;
  • беспокойством.

Помимо нарушений внимания, отмечается снижение памяти. Школьнику тяжело усваивать материал. Он начинает избегать учебного процесса: сказывается больным, прогуливает уроки. Пик заболевания приходится на возраст 12 лет, усиливает состояние подростковый период.

Причины появления

Психологии считают, что появлению софофобии способствует социальное окружение. Например, непедагогичное поведение учителя может спровоцировать развитие страха. Грубый окрик или нелестные комментарии задевают стеснительного ребенка. Некоторые учителя любят публично отчитывать учеников.

Еще одна причина развития софофобии — это буллинг (травля). Дети бывают очень жестокими по отношению к другим сверстникам. Они могут высмеивать, унижать, избивать ученика, который непохож на всех остальных. Собирательный портрет жертвы — она плохо справляется с выполнением работы, обладает замкнутым характером и ее родители не особо богаты. Если ребенок терпит все это, то у него пропадает желание учиться.

Существует и другая модель семейного поведения. В ней родители придают слишком большое значение обучению. Они постоянно указывают на необходимость учить уроки и заниматься только ими. Все это приводит к тому, что психика школьника ломается.

Симптомы

Первый признак — тревога у ребенка и страх перед школой. Он категорически отказывается идти в учебное заведение. Может придумывать различные причины: головокружение, тошноту, температуру, ангину и прочее. Его цель остаться дома, рядом с родителями. Он становится раздраженным и сердится по любому поводу.

Главное отличие расстройства от лени — психическое состояние. При упоминании о школе начинается паническая атака.

Основные признаки страха школы:

  • удушье;
  • затрудненное дыхание;
  • повышенное потоотделение;
  • крики, слезы, истерика;
  • мышечная слабость;
  • предобморочное состояние (бледное лицо, головокружение);
  • пониженное давление;
  • ощущение легкой дрожи;
  • учащенное сердцебиение;
  • дискомфорт в области груди и т.д.

Возникают колики в животе, которые сопровождаются тошнотой. Иногда бывает рвота. Боли в голове могут быть такими сильными, что школьник теряет сознание.

Самое страшное последствие — возможность сойти с ума. У подростка могут развиваться суицидальные наклонности. Увидев первые признаки того, что ребенок начал бояться учебы, нужно срочно обратиться к детскому психотерапевту.

От страха у ребенка может начаться тошнота и колики

Симптомы состояния

Симптомы зависят от стадии болезни. Чем она серьезнее, тем ярче проявления. Состояние больного может быть волнообразным, где обострения сменяются ремиссиями.

К основным симптомам относят:

  • отказ ходить в школу или в другое учебное заведение;
  • нежелание читать книги и статьи;
  • отказ смотреть фильмы и телепередачи;
  • фильтрование людей для общения.

С физической стороны гнозиофобия проявляется в панических атаках. Они появляются в тот момент, когда больной вынужден чему-то научиться. Даже овладевание простейшим навыком вызывает у него приступ страха.

Симптомы панической атаки:

  • онемение и покалывание в конечностях;
  • повышенное потоотделение;
  • дрожь;
  • тахикардия.

Симптомы состояния

На английском языке боязнь ходить в школу называется Didaskaleinophobia

Психологи акцентируют внимание на том, что страх возникает только в период уроков. Некоторые родители считают, что их дети ленятся и не желают учиться

Они прогуливают уроки, придумывают разные предлоги, чтобы не посещать занятия

Родителям важно понять причину такого поведения

У детей в начальной школе происходит процесс адаптации к учебным нагрузкам. Без поддержки семьи они не справляются, особенно если в классе авторитарный учитель.

Симптомы фобии:

  • удушье;
  • сдавленное дыхание;
  • учащенное сердцебиение;
  • повышенное потоотделение;
  • бледность;
  • тошнота и рвота.

Если проблему не решить вовремя, то она будет только прогрессировать со временем. Поведение подростка может быть разным от беспокойно-панического до апатично-равнодушного. Дети со сколинофобией испытывают чувство беспомощности, вины, стыда из-за того, что не справляются со своими эмоциями. Все это приводит к депрессиям и суицидальным мыслям.

Причины, особенности появления и последующего усиления

Практически все ребята испытывают какие-либо страхи

Почему они возникают, важно знать родителям. Это поможет не допустить последующего усиления их в виде фобий

  1. К социальным причинам относят:
  • неправильное поведение окружающих: угрозы «я тебя накажу, побью, выпорю» (страх перед наказанием и стремление чада скрыть свои проступки);
  • слишком эмоциональное внушение опасности, которая еще не наступила: «погладишь кошку, заболеешь лишаем», «не подходи к собаке, она укусит», «не трогай нож, обрежешься» (боязнь мнимой ситуации);
  • травмирующие случаи: ребенок застрял в лифте, его напугала злая собака, наглотался воды во время купания (испуг, переходящий в возрастные фобии);
  • конфликты в семье (малыш пугается криков, разладов, нелюбви родителей).
  1. Психологическими причинами являются:
  • особенности детской психики (наличие неврозов, повышенная тревожность);
  • психические расстройства, соматические заболевания (страх смерти, боязнь, что умрет или заболеет кто-то из близких);
  • психологические травмы (осуждения взрослых, насмешки сверстников, издевательства в школе);
  • половые различия (мальчики более бесстрашны, чем девочки, которые боятся пауков, мышей, собак, вида крови, уколов);
  • детские фантазии, заставляющие бояться темноты, сказочных персонажей, выдуманных монстров.

Причины дидаскалейнофобии

Дидаскалейнофобия лишь в редких случаях развивается в результате какой-то одной травмирующей психику ситуации. Ее формированию преимущественно способствует совокупность негативных факторов, воздействующих на психику ребенка регулярно в течение долго периода времени.

Предпосылками могут стать следующие стрессоры:

  • Психологическое давление, издевательства со стороны других детей.
  • Их насмешки.
  • Угрозы физической расправы со стороны сверстников, или наличие таковой.
  • Излишние интеллектуальные и физические нагрузки (например, школа и несколько кружков, спортивных секций).
  • Неприятие ребенка педагогическим составом или одним педагогом.
  • Высмеивание, публичная критика педагогом ребенка перед всем классом.

Причиной для развития боязни школы может стать и нетипичное событие или состояние. Известны случаи, когда ребенок переживал, что в его отсутствие с родными случится несчастье, и поэтому старался любыми способами избежать посещения школы, остаться дома. Также некоторые дети из неблагополучных детей начинают чувствовать себя ответственными за тяжелую семейную ситуацию и перестают ходить в школу, считая, что у них есть более важные дела.

Тем не менее, посещение школы, успеваемость в учебе, участие в социальной школьной жизни – важнейшие этапы для формирования личности. Разрешить ребенку не учиться нельзя

Поэтому очень важно прислушаться к нему и помочь победить фобию

Последствия патологии

Не все родители могут назвать боязнь школы чем-то серьезным. Кто-то считает это всего лишь капризами и ленью. На самом деле любое нарушение в психологической сфере приводит к соматическим проблемам.

Ребенок будет становиться все нервознее, раздражительнее и истеричнее

Со временем у школьника разовьется депрессия, которая будет проявляться неспособностью выразить эмоции и чувства. Апатия и нежелание что-то менять могут стать основой для суицидальных мыслей.

Некоторые кожные проблемы, например, псориаз, развиваются на фоне проблем с нервной системой. Такие патологии тяжело и долго лечатся.

Еще одно последствие сколинофобии – это неприязнь к процессу обучения. В современном мире людям приходится активно учиться новому и осваивать разные профессии. При паническом страхе ребенку будет тяжело это делать.

Поэтому сколинофобию нужно своевременно выявлять и лечить у специалистов. Чем раньше проблема будет обнаружена у ребенка, тем проще от нее избавиться. Школьный психолог может помочь с диагностикой и коррекцией.

Родителям нужно поддерживать доверительные отношения с детьми. Только так они могут быстро узнавать о каких-то неприятностях. Им не стоит предъявлять завышенные требования к своему ребенку, так как это только ухудшит его состояние.

Виды фобических расстройств

Боязнь всего уникальна тем, что имеет множество вариаций. Их классифицируют по объектам страха, количеству фобий у одного человека, их происхождению. Но в мировой практике боязнь всего на свете делят на 3 основные группы. Они объединяют в себе множество психических расстройств.

Агорафобия

Это боязнь открытого пространства, скопления большого количества людей. У человека возникает стресс, если он не может незаметно покинуть людное место. Он переживает, что в экстремальной ситуации не сможет получить помощь. Люди с таким синдромом стараются не посещать:

  • торговые центры;
  • площади;
  • рынки;
  • вечеринки;
  • культурные заведения (театры, кинотеатры, рестораны);
  • широкие улицы и т. д.

Для больных проезд в общественном транспорте – сплошной стресс и тревога. Из-за этого они ходят пешком, пользуются услугами такси или ездят на собственных автомобилях.

Различают 2 состояния при агорафобии – активное и пассивное. В первом случае клиент не теряет работоспособности и не слишком сильно реагирует на скопление людей. В другом – пациент настолько ненавидит и боится людных мест, что предпочитает оставаться дома.

Социальные фобии

У человека появляется сильная тревога при попадании в определенные социальные ситуации. Это связано с боязнью быть отвергнутым, униженным. Больной боится не оправдать надежды близких. Ему кажется, что его недостаточно любят или уважают. Есть навязчивый страх — показать свои слабые стороны или оказаться несостоятельным в глазах других людей.

Другое проявление – боязнь физиологических реакций своего организма таких, как покраснение, легкая дрожь, чрезмерная потливость и т. д. Люди с социальными фобиями никогда не выступают публично, не имеют большой компаний друзей, не принимают пищу с другими людьми. Они предпочитают одиночество или диалог тет-а-тет.

Специфические фобии

Связаны с разными конкретными ситуациями, которые вызывают у человека стресс, истерику, страх, тревогу. Образуются при столкновении с определенными объектами. Самые распространённые фобии этой группы:

  • акрофобия – навязчивый страх высоты;
  • зоофобия – боязнь животных вне зависимости от среды их обитания, размера и характера поведения;
  • клаустрофобия – страх закрытых помещений или пространств;
  • авиафобия – боязнь летать на самолетах;
  • гемофобия – страх сдавать кровь, тревога и потеря сознания при виде крови;
  • трипанофобия – страх причинить кому-то боль или испытать ее самому и т. д.

Влияние на жизнь больного определяется выраженностью страха. Обостряется при встрече с объектом фобии.

Зоофобия — страх перед любыми животными

Список фобий

8. Гексакосиойгексеконтагексафобия – боязнь числа 666

Число 666, которое считается “числом зверя“, ассоциируется с катастрофическими последствиями.

В литературе, и музыке дьявольское число 666 оставило неизгладимый след. В тяжелых случаях человек может намеренно избегать любых сочетаний чисел, напоминающих 666, например, свадьбы 6.06.2006.

Также человек может нервничать или неуютно себя чувствовать, связывая какие-то случайные события с этим числом.

9. Вестиофобия – страх ношения одежды

Вестиофобия – это неприязнь к ощущению одежды на своем теле.

Люди с этой фобией предпочитают одеваться в просторную одежду или вообще не одеваются. Некоторые связывают эту фобию со случаями укусов насекомых (пауков или ос), спрятавшихся в складках одежды.

Иногда спровоцировать вестиофобию может ношение тяжелой одежды длительное время. Могут возникать такие симптомы, как чувство сдавленности или удушения, тошнота, дрожь и паника.

10. Пнеуматифобия – страх духов

Эту фобию можно разделить на подкатегории: спектрофобия (боязнь предзнаменований), фазмофобия (страх привидений), демонофобия (боязнь демонов), богифобия (боязнь страшилищ), сатанофобия (боязнь Сатаны), стигиофобия или хадефобия (боязнь Ада), и виккафобия (боязнь ведьм).

Способы лечения

Для лечения сколинофобии (так называется боязнь школы) обязательно нужен психолог. Только хороший специалист поможет справиться с проблемой. Терапия направлена не только на детей, но и на их родителей. Если в основе страха лежит конфликт с учителей, то работа проводится и с ним.

Психолог определяет причины состояния маленького пациента. Для этого используют беседу и проективные методики (рисуночные тесты). Специалист объективно смотрит на проблему и помогает определить ее истоки. Если проблема лежит в буллинге (травле), то он учит правильно реагировать на издевательства со стороны сверстников.

Иногда эффективными оказываются разного рода тренинги. Они направлены на выработку определенных моделей поведения. Например, учат, как выходить из конфликтных ситуаций, как побороть стеснительность и неуверенность в себе и т. п.

Медикаментозная терапия назначается редко, так как многие препараты нельзя использовать в детском возрасте. Обычно врач рекомендует легкие седативы, ЛФК и физиотерапию. Все это позволяет наладить работу нервной системы.

Если все дело в высоком уровне тревожности, то психолог учит специальным техникам успокоения. Они направлены на снижение уровня беспокойства. Родителям тоже необходимо работать со специалистом, особенно если корень проблем — в их постоянных ссорах. Им необходимо разрешить свои конфликты, иначе они и дальше будут сказываться на детях.

Он оценит развитие эмоционально-волевой сферы и уровень готовности к учебе. Если показатели будут низкими, специалист рекомендует подождать с походом в школу.

Рекомендации

Если дело в отношениях со сверстниками, а возможно, и с учителями, подумайте, вдруг смена школы поможет восстановить душевное равновесие? В некоторых случаях крайне рекомендуется домашняя форма обучения.

Психическое здоровье важнее оценок, не так ли? Поэтому делайте акцент на том, что удалось понять, узнать нового, а не на то, какое место в рейтинге малыш занял.

Если за отсутствие желания грызть гранит науки вы будете его наказывать и лишать радостей – это даст совершенно противоположный эффект. Он ещё больше возненавидит то, из-за чего приходится мучиться и терпеть.

Поощрения в виде вседозволенности, денежной оплаты также не приветствуются

Да, мотивацию повышать необходимо, но и при этом важно сформировать ценность обучения

Чтобы он сам понимал, для чего оно ему необходимо. Иначе, решая примеры, только чтобы получить час игры в приставку, он мало чему научится.

Почему появляется боязнь школы

Довольно редко дидаскалейнофобия появляется в результате единичной психологической травмы, нанесенной ребенку в стенах школы. Чаще всего подобные неврозы развиваются вследствие длительного, а, главное, регулярного воздействия ряда негативных факторов на психику ребенка.

Примеры подобных факторов:

  • постоянные издевательства одноклассников;
  • подтрунивание и жестокие шутки школьников;
  • частые угрозы расправы со стороны сверстников или старшеклассников;
  • непомерные умственные нагрузки;
  • психологическое давление со стороны одного учителя или ряда педагогов и т.д.

Есть еще нестандартные проявления дидаскалейнофобии. Например, когда ребенок боится, что пока он будет находиться в школе, с его родными произойдет что-то ужасное. Или же когда семейные проблемы настолько поглощают ребенка, что он начинает чувствовать себя ответственным за их решение, совершенно отрицая необходимость посещения школы.

В любом случае школа – это важный этап социализации личности, поэтому с дидаскалейнофобией необходимо бороться.

Причины возникновения боязни кукол

Любые комплексы и страхи, как любят утверждать психологи: родом из детства, — это доказанные и неоспоримые факты. Именно из детства, нерешенная вовремя проблема, вырастает с человеком, трансформируясь либо в комплекс, либо в страхи. Зигмунд Фрейд посвятил проблеме исследования фобий и страхов много работ, где основной их причиной назвал «неправильное детство».

Почему же некоторые люди бояться, так горячо любимых всеми, игрушек (в нашем случае конкретно кукол)?  Если объяснять доступным языком, ситуация будет выглядеть следующим образом:

В детстве произошло что-то, что напугало ребенка или доставило ему дискомфорт, это может быть что угодно (от встречи с неприятным человеком и угрозы быть униженным, до ситуации опасной для жизни). При этом происшествии рядом с ребенком или в поле его зрения могла находиться обычная кукла, ставшая единственным свидетелем происходящего. Детская память – это своеобразные слайды, она не всегда способна воспроизвести всю ситуацию в подробностях, но яркие слайды выдаст обязательно.

Следовательно, ситуация может быть забыта вовсе, но при опасности или дискомфорте, память обязательно выдает нужный слайд. В нашем случае – это безмолвная кукла! Сама она не несет никакой угрозы, но постоянно будет ассоциироваться с негативным ощущением.

Если такие «всплывающие воспоминания» проявляются часто, соответственно и реакция на раздражитель (в данном варианте – кукла), будет усиливаться. А встречи с раздражителем хочется избегать.

Второй причиной боязни кукол можно назвать естественное отторжение фальши, то есть несоответствие живого существа и его искусственной копии.

Добавить комментарий