Как преодолеть боязнь летать на самолете

Боюсь летать после авиакатастрофы: что делать?

Людям, которым довелось стать участниками неудачной посадки самолета или свидетелем авиакатастрофы, намного сложнее бороться с аэрофобией.

И все же, опираясь на статистику и здравый смысл, а также заручившись профессиональной помощью психотерапевта, преодолеть страхи вполне возможно.

Каждые 2-3 секунды в мире взлетает или садится самолет. Прямо сейчас в небе находится от 8 до 10 тысяч пассажирских авиалайнеров. За безопасность этих полетов отвечают сотни тысяч людей, современная компьютерная и навигационная техника.

Преодолеть земное притяжение, покорить небо и летать – об этом люди мечтали еще с глубокой древности.

Поэтому на борту самолета можно (и нужно) забыть обо всех своих страхах, взять себя в руки и научиться получать удовольствие!

Я боюсь летать. Что делать?! Маленькие хитрости для борьбы с аэрофобией:

Наша интересная группа Вконтакте:

Аэрофобия – боязнь полетов на самолете

Яна, 29 лет

Я всегда с тревогой относилась к перелетам. Но, поскольку много лет работала в туристической компании, вынуждена была часто путешествовать по миру. Все мои полеты обычно проходили по отработанной схеме «выпила–уснула–телепортировалась». До поры до времени это помогало. А дальше я, наверное, сама развила в себе фобию, рассказывая всем, как боюсь летать. Постепенно из-за своего страха я стала отменять практически все поездки.

Когда меня спрашивали, чего именно я боюсь (разбиться, попасть в зону турбулентности), я не могла ответить. Просто испытывала необъяснимый и неконтролируемый ужас при одной только мысли о полете.

Тем не менее полный отказ от воздушных передвижений казался мне слишком примитивным решением, и я начала действовать. Понадобился год интенсивной работы над собой, чтобы снова сесть в самолет.

Самый неприятный случай

Это был рейс Москва–Париж. Я начала дергаться еще на регистрации, с трудом прошла контроль, а в самолете накрыло так, что я выбежала из салона, умоляя стюардесс меня выпустить, пока самолет не взлетел.

В ответ получила равнодушное: «Хорошо, я сообщу капитану воздушного судна, и ваш багаж снимут». Я уже была настроена выходить, но другая стюардесса предложила мне успокоительное и уговорила лететь. Когда я вернулась на свое место, у меня началось очень странное и страшное состояние: я плакала и не могла остановиться, чувствовала, что от напряжения я вот-вот задохнусь. Хотелось выбежать на улицу, но было уже поздно. Тогда я пообещала себе: вернусь домой и буду решать проблему радикально.

Что помогло

Первым делом я обратилась к психотерапевту. Во время наших встреч для меня стало неожиданным открытием, что как таковой фобии у меня нет. Мой страх летать говорит о наличии большого количества внутренней тревоги, вызванной глубинными психологическими переживаниями на другие темы. В какой-то момент организм перестал их выдерживать и, сбрасывая копившееся годами напряжение, начал выплескивать сначала в виде беспокойства перед полетами, а затем во время панической атаки, которая каждый раз случалась со мной в салоне. Мне казалось, будто я не могу контролировать слезы и задыхаюсь, а это был выброс адреналина. После того как такое случилось первый раз, мне было удобно самой себе объяснить все аэрофобией и закрепить схему «аэропорт – приступ страха». Самолет тут вообще фигурировал случайно: так совпало, что у меня было много командировок, а в принципе это могло произойти где угодно.

Оказалось, у большинства людей с подобной проблемой этот механизм работает точно так же. Но, к сожалению, в нашей стране с психотерапией до сих пор связано огромное количество предрассудков, поэтому решиться пойти на консультацию гораздо сложнее, чем, например, купить в аптеке снотворное по рекомендации знакомых.

Полегчало уже от одной мысли, что мне не нужно лечить никакую фобию, а надо всего лишь разобраться в себе. Хотя, признаюсь, поначалу я не верила в «просто разговоры» с врачом. За несколько встреч мы определили по-настоящему мучившие меня проблемы, о которых я старалась все это время сильно не задумываться: профессиональное выгорание, трудности в отношениях с мужем, несколько неприятных ситуаций из детства.

Пока мы работали над ними, требовалось симптоматическое лечение. От седативных препаратов я отказалась, вместо этого начала ходить на йогу, массажи, иглорефлексотерапию. С приступами тревоги справлялась при помощи специальной дыхательной практики: вдох на четыре счета, на четыре счета задержка дыхания и выдох на четыре счета. Подкрепляла упражнения убеждением: мир – безопасное для меня место, я нахожусь в правильном месте в нужное время. Я даже завела аккаунт в Инстаграме, в котором рассказывала о своем лечении.

А еще мне очень помог блог писателя Виктории Исаевой, она дает много полезных советов, как успокоиться, если стало не по себе.

Поначалу полеты давались мне тяжело, но я намеренно не избегала их, ведь уже знала, как справляться со страхом. И он прошел. Теперь я летаю спокойнее, чем когда-либо. За последнее время я в одиночестве путешествовала во Владивосток и Таиланд. Останавливаться на этом не планирую.

Лечение аэрофобии

Если по долгу службы вам приходится часто летать самолетами, лучше не мучиться каждый раз, с ужасом ожидая крушения, остановки двигателей или турбулентности, а пройти курс лечения от аэрофобии. Предлагает подобные услуги любой опытный психолог, а особым спросом пользуются курсы, на которых преподают бывшие пилоты.

Что такое аэрофобия и как с ней бороться?

Суть лечения аэрофобии состоит не в снятии симптомов, а в устранении причины — страха непредвиденной ситуации. Раз за разом под контролем специалиста пассажир виртуально поднимается на борт, учится контролировать свои эмоции, абстрагироваться. Немаловажным этапом являются и лекции по безопасности полетов. Ведь все мы хоть раз слышали, что именно самолет является самым безопасным из всех видов транспорта, и на дорогах, например, куда больше аварий, чем в воздухе, однако бояться продолжаем именно авиаперевозчиков.

Кстати, выбирая курсы лечения от аэрофобии, обратите внимание на наличие технологии VRET — Virtual Reality Exposition Therapy. Если медицинский центр использует ее, значит вам не придется постоянно подниматься на борт настоящего самолета — дело обойдется виртуальными взлетами и посадками, что будет не только бюджетнее, но и действеннее

Причины

Как побороть аэрофобию? Необходимо установить и нейтрализовать причины расстройства. Описано несколько различных предрасполагающих и провоцирующих факторов, способствующих формированию и усилению анормального страха перед самолетами и полетами. При этом аэрофобия может быть инициирована или одним прямым воздействием неблагоприятных условий, или сочетанием нескольких косвенных факторов.

Очевидной причиной расстройства являются события, которые персона трактует, как очень неудачный полет. Возможно, на борту авиалайнера человек испытал дискомфорт или же у него развился приступ хронической болезни. Или же его повергло в шок неуслужливое, хамское отношение стюардесс либо непристойное поведение пассажиров. Также может быть, что с особой произошли какие-то неприятности на территории аэровокзала, например, проблемы с прохождением таможенного контроля или кража личных вещей. Если мнительная и впечатлительная особа прочно связывает инцидент с авиатранспортом, фиксируется на убеждении, что полеты – это вредно и опасно, в его подсознании формируется предупредительный механизм, сообщающий о себе единственно возможным способом – переживаниями страха.

Косвенная причина аэрофобии – боязнь утратить контроль над происходящим. Действительно, пребывание на высоте приносит понимание, что некоторые вещи в жизни не в собственных руках человека. Поднявшись на борт авиалайнера, индивид доверяет свое благополучие и жизнь неизведанному: незнакомым пилотам и стюардессам, попутчикам с непонятной репутацией, техникой, неясно кем и как собранной. То есть, в понимании людей, привыкших все держать под личным контролем, садясь в самолет, они делают ставку на темную лошадку.

Очень часто аэрофобия – спутница или наследница иных фобических состояний. Распространенной аномалией, способной вызвать страх полетов, выступает клаустрофобия – боязнь тесных замкнутых помещений. Борт авиалайнера – жестко ограниченное, маленькое и многолюдное пространство.  Человек с клаустрофобией ощущает себя в самолете, как в ловушке, откуда невозможно сбежать.

Иногда аэрофобия соседствует с социофобией – боязнью пребывать в обществе людей. Социофобы крайне неуютно себя чувствуют на борту летательного судна в компании незнакомых людей.

Также страх перед перелетами может быть обусловлен болезненным состоянием человека. Простуженная особа, индивидуум, склонный к головокружению, имеющий заболевания ЛОР-органов, например, гайморит, испытывает обострение симптомов недуга во время полета. Ухудшение самочувствия наблюдается у больных сердечно-сосудистыми патологиями или заболеваниями кровеносной системы. Неприятные ощущения, по сути выступающие проявлениями соматической болезни, формируют в подсознании идею, что перелеты – это нехорошо и болезненно.

Предрасполагающий фактор – специфический портрет личности

Субъекты, отличающиеся мнительностью, впечатлительностью, ранимостью близко к сердцу воспринимают и фиксируют внимание на негативных известиях. Репортажи о крушении авиалайнеров, террористических угрозах они воспринимают, как сигнал того, что летать небезопасно

Возможные осложнения

Когда пассажир самолета не знает, как самостоятельно бороться с аэрофобией, он рискует столкнуться с тяжелыми осложнениями.

Страх во время полета может вызвать сердечный приступ или приступ дыхательной недостаточности. Истеричные люди впадают в истерику и не могут самостоятельно успокоиться. Им необходимо объяснить, как избавиться от аэрофобии на время полета, иначе истерика может передаться другим пассажирам.

Если человек не может перестать бояться летать, он постепенно отказывается пользоваться полетами окончательно. Как только появляется возможность сменить работу, связанную с частыми командировками, он ее тут же использует. Лететь куда-то за границу на отдых такой человек уже не станет. Он выберет себе место для отдыха где-нибудь поблизости или вообще перестанет куда-то выезжать.

Когда есть риск, что такие осложнения могут возникнуть, надо обратиться за помощью специалиста. Не надо насиловать себя и терпеть страхи всю жизнь.

Рано или поздно все мы избавляемся от своих страхов. Избавиться от аэрофобии не так сложно, как кажется на первый взгляд. Люди летают сравнительно недавно, и это состояние еще не до конца изучено. Но медицина не стоит на месте, и с каждым годом появляются новые методы, которые справляются с аэрофобией и учат, как справиться с сопутствующими страхами.

https://youtube.com/watch?v=XvKLDhSzHII

Причины возникновения

Люди, которые боятся полетов, не знают, как преодолеть аэрофобию. Они не всегда могут понять, откуда она взялась. Причины этого явления разные. К ним относятся:

  • Стрессовые ситуации, перенесенные ранее. Стресс может не иметь ничего общего с полетами, но мозг связывает его со страхами, в том числе и перед самолетами. Психологическая травма может произойти еще в детстве, а проявиться в зрелом возрасте.
  • Повреждения головного мозга. Травмы в детстве или позже могут настроить мозг на различные страхи. Человек может бояться всего – и полетов тоже.
  • Нестандартные ситуации, возникшие на борту во время предыдущих полетов. Испуг в тот момент в последующем перерастает в страх. Он может быть таким сильным, что человек готов поменять образ жизни, работу и место жительства, лишь бы не иметь дел с перелетами. Он не знает, как справиться с аэрофобией, поэтому идет на такие кардинальные меры.
  • Потеря близких людей в авиакатастрофе. Страх попасть в такую же ситуацию не позволяет пользоваться услугами авиакомпаний.
  • Неосведомленность, насколько безопасен воздушный вид транспорта. Не зная статистики, человек уверен, что от самолетов гибнет много людей.
  • Впечатления от фильмов о катастрофах в небе. Особенно от кинолент, рассказывающих о реальных событиях.
  • Присутствие других страхов, которые могут быть связаны с перелетом. Это могут быть страхи перед укачиванием, захватом судна террористами, турбулентностью и другие.

Бывает, что человек спокойно садится в самолет, но ему попадается нервный сосед, и они начинают бояться вместе. До конца полета может сформироваться устойчивая боязнь летательных аппаратов и категорическое нежелание возвращаться домой самолетом. Особенно, если воздушное судно попадет в нестандартную ситуацию.

Бывает, что человек спокойно садится в самолет, но ему попадается нервный сосед, и они начинают бояться вместе

Аэрофобия, как избавиться

Дабы избавиться от рассматриваемой разновидности фобии следует осознать, что любой неконтролируемый страх является навязанными мыслями о негативных событиях будущего самому себе. Помимо этого, необходимо также разобраться, с чем именно связана тревожность и где дебютирует страх. К примеру, если зачатки боязни зарождаются на взлетной полосе, то следует понять, чем это вызвано. Может когда-то человека напугал неправильный, как ему казалось, шум из двигателя, неадекватное поведение стюардесс, неоднократные попытки приземлить самолет, турбулентность.

Лечение аэрофобии может производиться четырьмя путями. Прежде всего, для терапии используют фармакопейные средства – успокоительные вещества и антидепрессанты. При выраженности симптоматики (обморочные состояния, истерики) рекомендовано назначение более серьезных групп препаратов – транквилизаторов (психотропы, направленные на ликвидацию тревожности, страха).

Часто применяются методы когнитивной психотерапии, заключаемые в неоднократном погружении пациента под неустанным контролем терапевта в атмосферу авиаполета. Индивиду приходится бесчисленное количество раз переживать взлеты и приземления, на фоне вырабатывания навыков релаксации. Число сеансов обусловлено результатом. Проще говоря, аэрофоба погружают в состояние, возникающее при авиаперелете, пока ассоциация авиаперелета с состоянием расслабления и покоя не закрепится на бессознательном ярусе. Рассматриваемая методика позволяет зафиксировать связь воздушных путешествий с умиротворением, а не тревожностью и паникой. Дабы добиться описанного результата терапевты часто применяют стимуляторы виртуальной действительности и иные инновационные технологии.

Лечение аэрофобии подразумевает применение приёмов нейролингвистики – пограничной отрасли лингвистики, психологической науки и неврологии. Она изучает мозговое регулирование речевой деятельности, а также видоизменения, зарождающиеся в процессах речи при локальных мозговых поражениях.

Помимо перечисленных методов часто практикуют гипнотехники. Гипноз помогает выявлению этиологического фактора фобического расстройства. Также он способствует определению стратегии борьбы с аэрофобией. В ходе проведения сеанса гипнолог успокаивает индивида, вводя его состояние расслабления. После чего задает вопросы. Таким образом, лечение аэрофобии подразумевает обучение субъектов, страдающих неконтролируемым страхом перелетов, релаксационным навыкам и контролю над персональным психосоматическим состоянием.

Как справиться с аэрофобией? Ниже приведено несколько рекомендаций, помогающих справиться с чрезмерной тревожностью и возникновением неконтролируемой боязни на борту самолета, если охватывает иррациональная боязнь. Прежде всего, следует принять удобную позицию и попытаться расслабиться. Для этого можно включить легкие музыкальные композиции, надеть на глаза специальную повязку. Кроме того, успокоиться поможет правильное медленное дыхание, когда вдох несколько короче выдоха. Дышать рекомендуется под счет. Концентрация на этом действе способствует исчезновению ощущений тревоги. Если пугает шум турбин, то можно использовать наушники.

Также рекомендуется завести легкую беседу с попутчиком, настроить себя на положительную волну, например, представив, сколько веселья и милых моментов ждет по достижению пункта назначения.

Главное научиться распознавать приближающуюся панику на стадии раннего дебюта, дабы иметь время справиться с ней. Не рекомендуется игнорировать негативные эмоции. Собственную тревогу нужно принять. Также во время рейса можно подкрепиться чем-то вкусненьким. Сладкое повышает концентрацию эндорфинов, воздействующих на эмоциональный настрой.

Кроме того, перед авиаперелетом не следует смотреть новости, изучать статьи, где могут освещаться события, связанные с крушением самолетов, гибелью людей.

Надежность самолетов и профессионализм людей

Пассажирские авиаперевозки — это многомиллиардный бизнес, в котором заняты высокие профессионалы на многих уровнях: служба безопасности, сервисное обслуживание, команда диспетчеров, экипаж. Безопасно доставить пассажиров из точки А в точку Б — это их работа.

Самолеты — более безопасный вид транспорта по сравнению с автомобилями и поездами. Риск погибнуть в авиакатастрофе ничто мал по сравнению с риском попасть в автомобильную аварию. Самолеты падают редко, и на это всегда есть целый комплекс причин и обстоятельств, которые тщательно расследуют специально созданные комиссии во избежание повторения подобного в будущем. Согласитесь, глупо утверждать, что я боюсь лететь на самолете, потому что это самый безопасный вид транспорта.

Обратите внимание! Если страшно лететь на самолете, можно вспомнить, что требования к безопасности в аэропортах постоянно повышаются, бдительный контроль и досмотры оставляют мало шансов на то, что на борту окажется неконтролируемый опасный объект или материал. Для людей, страдающих аэрофобией, будет полезно узнать, как часто и как много проверок предусмотрено для авиалайнера, а их действительно много

Для людей, страдающих аэрофобией, будет полезно узнать, как часто и как много проверок предусмотрено для авиалайнера, а их действительно много.

Самолеты обслуживаются согласно техническому регламенту. Существует несколько видов проверок вне ремонтного цеха:

  • транзитная перед каждым вылетом, включающая визуальный осмотр, проверку двигателей;
  • ежедневная техническая проверка основных систем и узлов, аварийного оборудования;
  • еженедельная техническая проверка и замена масел, осмотр шасси, внутренних систем.

Помимо этих периодических осмотров, через определенное количество часов налета проводится углубленное техническое обслуживание в ангарах. Так, после 500-800 часов лайнер отправляется на плановую проверку на двое суток. А каждые 5-7 лет проводится самая серьезная проверка с разборкой основных узлов, заменой деталей, переоборудованием систем, покраской и так далее. Этот процесс занимает до двух месяцев, в течение которых летательный аппарат получает существенное техническое обновление.

Интересно. Самолеты безопасны примерно до 30 лет, и даже после этого их продолжают эксплуатировать, но уже не для пассажирских перевозок, а для грузовых (так, некоторые модели Boeing продолжают нести службу и в 40-летнем возрасте). Таким образом, технический ресурс воздушных судов весьма долговечен.

Все системы в самолете дублируются (имея минимум два двигателя, самолет способен лететь и на одном), а некоторые из них имеют больше двух резервных систем (три топливные, четыре тормозные системы). Какова вероятность, что все они откажут одновременно?

У людей с аэрофобией нередко наблюдается недоверие к работе пилотов и обслуживающего персонала. Конечно, человеческий фактор присутствует, но помимо длительного обучения пилоты проходят общее медицинское и психологическое освидетельствование, перед каждым рейсом проводится предполетный досмотр пилотов и бортпроводников, а до 70-80 % времени полета судном управляет автопилот, под контролем человека, разумеется.

Предполетная проверка

Испытывать страх перед чем-то, что может показаться неконтролируемым, — это нормально. Но гражданская авиация — одна из самых регламентированных отраслей экономики. Всего учесть нельзя, жизнь полна рисков, и можно просто отказаться от полетов на воздушных судах, а можно перебороть себя и не позволить страху управлять своей жизнью.

Стоит включить логику и здравый смысл. Разве рационально бояться самого безопасного транспорта? С точки зрения логики боязнь летать никак не обоснована. Куда логичнее бояться более опасных видов транспорта, а по статистике ими являются как раз автомобили и поезда. Как перебороть страх полета на любом самолете — вопрос, на который каждый пассажир сможет дать себе ответ. И вопрос «что делать, если боюсь летать на самолете» останется в прошлом.

Лечение

Диагностика и лечение аэрофобии важны, особенно если демонстрируемые пациентом симптомы имеют склонность к отягощению.

Медикаментозная терапия

Психотерапевт или психиатр оценит степень тяжести страха. Он может назначить лекарство – транквилизатор бензодиазепинового ряда. Препарат этого ряда принимается коротким курсом – не более 10 дней, поскольку более длительный прием чреват развитием лекарственной зависимости. Непосредственно перед полет врач может порекомендовать однократный прием седативного и противотревожного медикамента. Если аэрофобия вызвана иными соматическими заболеваниями, пациента направят на консультацию узкого специалиста.

Психотерапия

Групповые или индивидуальные сеансы психотерапии помогают облегчить симптомы расстройства. Сегодня в арсенале психотерапевтов – инновационные методики, такие как виртуальное моделирование полета. Классический метод лечения – когнитивно-поведенческая терапия – также широко используется в борьбе с фобическими тревожными расстройствами.

Гипнотерапия

Фобии работают на подсознательном уровне. Это означает, что независимо от того, сколько бы человек ни говорил себе, что аэрофобия не опасна для жизни, его ум и тело все равно будет реагировать страхом. Целью лечения в Москве посредством гипнотерапии является общение с подсознанием и изменение того, как клиент себя чувствует и ведет по отношению к фобии.

Сам процесс включает приведение пациента в очень расслабленное, гипнотическое состояние – транс. Гипнотерапевт расскажет вероятное происхождение страха и поможет устранить источники паники. Если неизвестно, откуда взялась фобия, может потребоваться некоторое время, чтобы добраться до корня проблемы и вспомнить событие, которое ее вызвало (если оно было).

Затем гипнотерапевт переходит к использование различных методов, чтобы помочь изменить ответ на психотравмирующую ситуацию

Постепенно и осторожно будут формироваться механизмы, позволяющие устранить фобию.Способность противостоять страху, используя силу воображения или переживая травмирующее событие вновь, оставаясь при этом спокойным и держа все под контролем, расширяет возможности психики и помогает клиенту взглянуть на фобию с иного ракурса. Хороший гипнотерапевт никогда не будет делать чудес, не станет преподносить сюрпризы

Он будет постепенно и последовательно работать с клиентом, чтобы укрепить его уверенность и устойчивость.

Количество сессий, которые потребуется провести, отличается у разных людей и зависит от серьезности фобии – тяжести и устойчивости страха. Некоторые люди чувствуют себя способными справиться с навязчивым страхом уже после одного сеанса, в то время как другие нуждаются во врачебном подкреплении на протяжении десяти сессий.

Многие гипнотерапевты также рекомендуют методы самогипноза и релаксации, чтобы человек мог продолжить самостоятельную работу, и стал способным справиться с беспокойством в долгосрочной перспективе.

● Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»● Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»

Добавить комментарий