Как накормить ребенка с аутизмом

Симптомы аутизма

Аутизм по-разному проявляется у разных людей. Каждый больной аутизмом неповторим.

Для того чтобы поставить диагноз «аутизм», пациент должен иметь следующую триаду симптомов аутизма:

  • нарушения во взаимной коммуникации;
  • недостаточность социальных взаимодействий;
  • ограниченные интересы, ритуальные действия, повторяющееся поведение.

По отдельности эти признаки аутизма можно наблюдать и у обычных людей, наличие же их сочетания у одного человека дает основания для предположения у него расстройства аутистического характера.

Выраженнее всего симптомы аутизма в детском возрасте, также их можно наблюдать и у взрослых, но в более мягкой форме.

Признаки аутизма изменяются вместе с возрастом больного.

В большинстве случаев признаки аутизма у детей проявляются уже в первый год жизни. К ним относят следующее поведение ребенка до 2-летнего возраста:

  • Малыш почти не улыбается;
  • Ребенок не смотрит на лица родителей;
  • Ребенок не проявляет привязанности к матери: не улыбается, когда видит ее, не плачет, когда она уходит, не просится на руки;
  • К 1 году ребенок не гулит, к 16 месяцам – не говорит простые слова, к 2 годам – не произносит простых предложений;
  • Малыш проявляет агрессивность к другим детям, не играет и не общается с ними;
  • Ребенок неадекватно реагирует на несильные раздражители (неяркий свет, негромкий шум), очень пугается при этом;
  • Малыш играет лишь с одной игрушкой или ее частью и оставляет без внимания другие игрушки.

Такое поведение ребенка еще не является признаками аутизма, но обязательно должно насторожить родителей.

В возрасте от 2 до 11 лет симптомы аутизма у детей сохраняются те же, также к ним добавляются новые:

  • Ребенок все время может повторять один и тот же звук или слово;
  • В 3-4 года знает только несколько слов или совсем не разговаривает;
  • Малыш сам не начинает разговор, не поддерживает его и не стремится к общению;
  • Смена привычной для ребенка обстановки вызывает у него тревогу. Он придерживается некоторых стереотипных действий (так называемых ритуалов);
  • Ребенок с трудом приобретает новые навыки. Достигнув школьного возраста, он не может научиться читать и писать;
  • Ребенок может проявлять интерес к какому-нибудь виду деятельности: математике, музыке, рисованию.

В 11-12 лет ребенок с аутизмом, как правило, осваивает элементарные навыки общения с окружающими, но, несмотря на это, всегда проявляет стремление к одиночеству, не имея потребности в общении.

Половое развитие аутичного ребенка протекает довольно сложно. Он может проявлять агрессию к окружающим, у него может развиться тревожное расстройство, депрессия или эпилепсия.

Признаки аутизма во взрослом возрасте зависят от тяжести протекания заболевания. Обычно они проявляются в следующем:

  • непонимание простых правил общения: человек может слишком пристально смотреть в глаза собеседнику или избегать зрительного контакта, может стоять слишком близко к собеседнику или, наоборот, сильно удалиться от него, может говорить очень громко или очень тихо;
  • обедненная мимика и жестикуляция;
  • непонимание эмоций, чувств и намерений окружающих;
  • отсутствие осознания того, что данное поведение может кого-то обидеть;
  • человек не может первым начать разговор;
  • отсутствие способности выстраивать дружеские или романтические отношения;
  • небольшой словарный запас, частое повторение определенных слов и фраз;
  • отсутствие интонаций в речи;
  • спокойствие и уверенность в привычных ситуациях, сильные переживания при смене обстановки и изменении ситуации;
  • сильная привязанность к отдельным местам, предметам, привычка.

Легкая форма аутизма позволяет человеку в 20-25 лет жить самостоятельно и независимо от родителей, в той или иной степени. Это становится возможным, если аутист имеет достаточные умственные способности и навыки общения с окружающими.

Более тяжелые формы аутизма требуют постоянного присмотра за больным его близкими, особенно в тех случаях, когда он имеет слабый интеллект и не умеет разговаривать.

Прогноз

Прогноз в каждом конкретном случае разный.  Своевременно начатая коррекция может в значительной степени ослабить проявления болезни и научить ребенка общаться и жить в обществе.

Но ожидать получения успеха через неделю и даже месяц нельзя. Лечение таких  детей должно продолжаться в течение всей жизни. У многих детей некоторые сдвиги и возможность контакта отмечаются через 3-4 месяца, а у других положительная динамика не достигается годами.

При легкой форме психического расстройства больной аутизмом примерно к 20 годам может иметь возможность жить самостоятельно. Примерно каждый третий из них приобретает частичную независимость от своих родителей. При тяжелом течении болезни больной становится обузой для семьи, нуждается в присмотре родственников, особенно при сниженном интеллекте и неумении разговаривать.

Безглютеновая диета (БГ) при аутизме

Глютен (клейковина) – нерастворимое белковое вещество, состоящее из 2-х белков глиадина и глютанина. Он содержится в некоторых злаках — в пшенице, ржи, ячмене и овсе. Латинское название «глютен» означает клей, поэтому его иногда называют клейковиной. В пшенице глютена содержится больше всего — до 80%.

Очень часто у детей аутистов к глютену встречается невосприимчивость, и когда он попадает в организм аутенка, у него развивается иммунологическая реакция – разрушаются ворсинки в тонком кишечнике, которые помогают всасывать витамины и микроэлементы.

Липкость глютена мешает усваивать полезные вещества, ворсинки разглаживаются и плохо переваренная пища превращается в пастообразное вещество, которое раздражает слизистую оболочку тонкого кишечника. У детей с непереносимостью глютена часто встречаются поносы или запоры, недобор веса, низкий гемоглобин, боли в животе, страдает иммунная и нервная система ребенка.

Важно также помнить, что недополучая злаковые продукты более 3-х месяцев, организм будет испытывать дефицит в пищевых волокнах и витаминах группы В, что может негативно отразиться на здоровье ребенка, ведь витамины группы В необходимы для хорошего функционирования нервной системы и пищеварительного тракта. По этому, при соблюдении БГ диеты важно пополнять запасы организма витаминами и минералами

Диагностика

Диагностировать аутизм в младенческом возрасте довольно сложно.

Из неинструментальных методов при диагностике аутизма у детей обычно используются наблюдение за пациентом и беседа с ним, а также сбор анамнеза. Применяются специально разработанные диагностические методики в виде игр, тестов, конструирования, действия по образцу и т. д.

При подозрении на аутизм проводится и инструментальное обследование. Оно может включать следующие методы:

  • электроэнцефалография (оценка биоэлектрической активности головного мозга, а также состояния его функциональных систем);
  • реоэнцефалография (оценка сосудистой системы головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотока);
  • эхоэнцефалография (определение внутричерепного давления, выявление новообразований);
  • магниторезонансная и/или компьютерная томография (позволяет получить послойное изображение мозговых структур);
  • кардиоинтервалография (оценка состояния вегетативной нервной системы).

При инструментальной диагностике структур мозга у пациентов с аутизмом обнаруживаются нарушения в разных отделах головного мозга. При этом специфическая мозговая локализация патологии, которая была бы свойственна только аутизму, до сих пор не определена. Нарушения связей между отделами головного мозга, которые часто имеют место при аутизме у детей, обычно трудно обнаружить при стандартном обследовании.

Инструментальная диагностика детей с аутизмом выявляет нарушения в разных отделах мозга

Для постановки диагноза «детский аутизм» используются опросники и оценочные шкалы, в том числе:

  • опросник для диагностики социальных заболеваний и нарушенной способности к общению;
  • опросник для диагностики аутизма (адаптированный вариант);
  • шкала социальной зрелости;
  • шкала наблюдения для диагностики аутизма;
  • поведенческий опросник для диагностики аутизма;
  • шкала определения тяжести аутизма у детей;
  • опросник по спектральным нарушениям развития ребенка; и др.

Дифференциальная диагностика проводится с задержкой психического развития, умственной отсталостью, шизофренией, врожденной глухотой, регрессивным психозом, нарушениями речи.

На свой страх и риск

Image caption

У нас больших чудес не случилось, но у Лизы наладилась работа кишечника

Я ввела диету для дочки на свой страх и риск, когда Лизе было два года, и мы только начали длинный путь получения диагноза. Для меня введение диеты было невероятно сложным шагом, как говорят “разрывом шаблона”.

Как можно лишить ребенка его любимых макарон и йогуртов! Как можно убрать из рациона молоко и сыр, основные источники кальция! Мне было очень страшно, что я могу нанести непоправимый вред ребенку, и в то же время я понимала, что бесконечные расстройства желудка (притом, что врачи не обнаружили никакого воспаления или проблем с переносимостью молока или глютена), истощают организм дочки и влияют на ее поведение.

И я рискнула. В один день заменила пшеничные макароны на рисовые, а коровье молоко – на ореховое. Для спокойствия души выпросила у диетолога из поликлиники сироп с кальцием, который давала Лизе каждый день вместо кусочка сыра.

Некоторые родители пишут, что диета совершенно преобразила их аутичного ребенка – появился глазной контакт, исчезли навязчивые движения, даже “прорвалась” речь.

У нас таких чудес не случилось. Но зато наладилась работа кишечника, а рацион дочки стал намного разнообразнее – удивительно, но оставшись без своих любимых йогуртов и макарон, Лиза стала налегать на полезную еду. Я шучу, что у Лизы в нашем доме самое здоровое питание, и что если бы мне набраться силы воли и есть только ее завтраки, обеды и ужины, я скину все свои ненавистные килограммы и проживу до ста лет.

Судите сами: на завтрак у Лизы всегда полезная каша на ореховом молоке, вода и фрукты. На обед – суп на крепком мясном бульоне с большим количеством овощей, на ужин – мясо, рыба или тефтели с безглютеновыми макаронами и свежим огурцом.

Самое любимое лакомство – черника, груша, клубника и … авокадо!

В школе Лизе тоже организовали отдельное питание. Хотя больше никто из детей не соблюдает диету, каждый день повар Анушка готовит для Лизы отдельное, согласованное со мной блюдо, за что я ей очень благодарна.

Год назад я решилась на более интенсивное (и более дорогостоящее) биомедицинское вмешательство. Я получила грант благотворительной организации Caudwell Children (o чем я писала в одном из предыдущих блогов), и с его помощью смогла оплатить консультацию у диетолога и натуропата, отправить Лизины анализы в современнейшие лаборатории в Британии и США и на основании полученных результатов и составленного натуропатом плана лечения купить необходимые препараты.

Прогноз

Невозможность излечения аутизма в детстве становится причиной сохранения заболевания в подростковом и взрослом возрасте. При своевременной адекватной лечебно-коррекционной работе с больными аутизмом детьми удается достичь приемлемой социальной адаптации примерно в 30% случаев. При отсутствии необходимого лечения пациенты с аутизмом остаются инвалидами, которые являются неспособными к социальному взаимодействию и самообслуживанию.

Коэффициент интеллекта (IQ) у пациентов с аутизмом больше 50 и развитие речевых навыков до шести лет являются благоприятными прогностическими признаками. Шансы на излечение повышает ранняя диагностика и раннее начало терапии.

Лечение аутизма

Чаще всего диагноз “Аутизм” ставится в возрасте 2-3 лет. Доказано, что лечение, которое начато рано, приводит к большим позитивным сдвигам. Эффективная поведенческая терапия до трех лет направленная на развитие речевой функции и имеет хорошие результаты

Также очень важно обучать и семью, в которой живет ребенок, ведь основное времяпрепровождение происходит в родном доме. Близкие люди — в первую очередь это мама с папой — должны создать для ребенка условия и выделять больше времени для совместных занятий и общения. Благотворно влияет поведенческая и музыкальная терапия, дельфинотерапия, канистерапия (общение деток со специально обученными собаками), иппотерапия (общение с лошадьми)

Однако полностью вылечить ребенка от аутизма на сегодняшний день невозможно. В США разрабатывались разные методики лечения, но доказательной базы в их эффективности нет

Благотворно влияет поведенческая и музыкальная терапия, дельфинотерапия, канистерапия (общение деток со специально обученными собаками), иппотерапия (общение с лошадьми). Однако полностью вылечить ребенка от аутизма на сегодняшний день невозможно. В США разрабатывались разные методики лечения, но доказательной базы в их эффективности нет.

Специальные программы и занятия для детей-аутистов позволяют им вполне нормально адаптироваться в социуме. Такие дети в дальнейшем могут сами себя обслуживать и даже учится и работать. Специалисты обучают маму всем необходимым методикам, и она сама может заниматься с ребенком дома по 5-7 часов в день.

К сожалению, в Украине отсутствует государственная программа по поддержке детей-аутистов, а специальные реабилитационные центры, работающие только на энтузиазме родителей, можно сосчитать на пальцах, поэтому успехов в лечении аутизма в нашей стране не наблюдается. Прогнозы грустны еще и потому, что многие родители, столкнувшись с аутизмом у своего ребенка, не предпринимают никаких действий. А ведь если заняться этим заболеванием вплотную в раннем возрасте, результаты могут быть очень хорошими.

Медикаментозного лечения аутизма нет. Но, например, если ребенка мучает бессонница, назначаются соответствующие препараты.

Дети, страдающие аутизмом, кажутся жителями с другой планеты, и подход к ним нужен соответствующий. Обращайтесь к специалистам и будьте счастливы, ведь у вас — особенный и талантливый ребенок!

Как отличить от олигофрении?

Аутизм имеет сходные с умственной отсталостью черты, особенно в случаях, когда речь идет о ребенке младше 4-5 лет.

Поэтому специалистам важно провести дифференцированную диагностику. Сходные с олигофренией черты, присущие разным группам аутизма:

Сходные с олигофренией черты, присущие разным группам аутизма:

  • трудности при усвоении бытовых навыков;
  • игровая деятельность предметно-манипулятивна, ребенок не переходит к сюжетно-ролевой игровой деятельности;
  • речевые отклонения;
  • неразвитость мелкой моторики;
  • безынициативность;
  • маленький словарный запас;
  • невыраженная психическая активность.

Отличия: дети-олигофрены стремятся сохранять зрительный контакт, проявляют заинтересованность в общении, их жизненные потребности сильно выражены.

Также у них отсутствуют характерные для аутизма речевые особенности, эмоциональная чувствительность, уязвимость, заинтересованность в знаках.

Аутичные дети показывают лучшие результаты, если находятся в комфортной для них обстановке, а в случае с олигофренами это не наблюдается.

Каковы основные требования к диете

Самым важным требованием является полное исключение пищи, содержащей глютен и казеин.

К основным источникам глютена относят злаковые: пшеницу, рожь, ячмень, камут, а также овес (из-за наличия следов глютена в процессе переработки). Все продукты и изделия, приготовленные с использованием этих злаков, при БГБК-диете требуется исключить полностью. В качестве заменителей предлагаются продукты, изготовленные из риса, кукурузной муки, картофеля, фасоли, бобов, чечевицы, тапиоки.

Помимо очевидных глютенсодержащих продуктов существует и категория продуктов с так называемым скрытым глютеном, в которых он содержится как добавка. Их также необходимо избегать.

Основные источники казеина включают молоко (как коровье, так и козье), все кисломолочные продукты, сыры, масло (кроме топленого), сливки, мороженое, сыворотку, выделенный казеин, входящий в состав разных продуктов немолочного происхождения. В качестве заменителей могут быть использованы молоко рисовое, миндальное, кокосовое, соевое. Следует, однако, иметь в виду, что в некоторых случаях соя также может вызывать проблемы, сходные с казеином.

Подробный список разрешенных и запрещенных продуктов при БГБК-диете, а также сопутствующие рецепты (включая выпечку), можно найти на сайте http://rusamdiet.org/.

Далеко не во всех случаях БГБК-диета может помочь полностью избавиться о симптомов аутизма. Часто требуется дальнейшая дополнительная модификация питания ребенка в целях устранения прочих раздражителей-патогенов. К их числу относят консерванты, искусственные красители и вкусозаменители, без которых редко обходятся современные коммерческие пищевые производства. Иногда приходится прибегать и к более сложным моделям питания, в которых устраняются ВСЕ крахмалистые продукты, включая картофель и кукурузу (диета СУД, низкоуглеводная Палео).

БГБК-диета подразумевает обязательный прием витаминно-минеральных комплексов

Необходимость эта обусловлена как повышенным риском авитаминоза ввиду ограничений диеты, так и исключительно важной ролью питательных микроэлементов в развитии детей с аутичным синдромом

БГБК-диета находит эффективное применение не только в целях коррекции симптомов аутизма, но также и в лечении других неврологических и психических расстройств, аллергических состояний и астмы.опубликовано econet.ru.

Ирина Бэйкер

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! econet

Симптомы

Выражаться аутизм может по-разному. Все зависит от его вида, а также возраста и индивидуальных особенностей больного. Чаще всего родителям удается заметить признаки болезни у ребенка на ранних стадиях, что помогает своевременно начать лечение, избежав осложнений. Большое значение имеет опыт врача, т.к. иногда аутизм можно спутать с другими нарушениями нервной системы или психики человека.

Симптомы следующие:

  • Проблемы с речью. Нарушения речевой функции могут быть как незначительными, так и очень серьезными. Чаще всего малыши издают одни и те же звуки, при взрослении их словарный запас очень скуден, а в трехлетнем возрасте они не способны полноценно совмещать слова. Многие аутисты постоянно повторяют одинаковые фразы, а некоторые практически всегда молчат.
  • Нехватка эмоциональной связи. Дети не смотрят в глаза другим людям, а при попытке сделать это со стороны окружающих начинают раздражаться. Они лишены проявления любви, не хотят родительской ласки, не воспринимают близких, иногда даже не замечают, как кто-то с ними пытается заговорить.
  • Низкая социальность. Присутствие других людей вызывает у больного ребенка сильный дискомфорт с тревогой. Поэтому иногда он может просто убежать, когда кто-то попытается с ним пообщаться. Большинство таких детей не играют со сверстниками и не имеют друзей. Как правило, они закрыты, предпочитают быть в одиночестве, а также избегают любых связей. Особенно сильно это заметно при первой степени аутизма у старших детей, которые уже пошли в школу.
  • Однообразие. Склонность повторять одни и те же фразы связана не только с нарушением речи, но и с однообразием поведения. Дети склонны выполнять одинаковые действия вновь и вновь, не привнося в них ничего нового. Какие-либо перемены у них вызывают серьезный стресс, они становятся раздражительными или плаксивыми.
  • Отсутствие интереса. Ребенок не проявляет никакой заинтересованности к каким-либо явлениям, ему не хочется играть, он не способен применять абстрактное мышление. Иногда аутист может заинтересоваться игрой, причем играть он будет в нее постоянно, а другие вещи для него останутся все так же безразличны. Возможны ситуации, когда ребенок использует игрушку не по назначению. Например, играет только с одним из ее элементов.
  • Агрессия. Даже небольшой стресс или расстройство способны привести к внезапной вспышке агрессии у такого ребенка. Очень часто от них можно услышать крики, недовольство всем и всеми. Иногда аутисты злятся даже на себя. Они могут быть опасны, т.к. при такой вспышке способны нанести физический вред окружающим.
  • Физиологические отклонения. У некоторых детей с аутизмом может появиться ряд физиологических проблем, которые еще больше мешают жизни. Возможны судороги, нарушения в работе ЖКТ, сбой функционирования поджелудочной, а также снижение иммунитета.

Любые проявления этой болезни очень неприятны. Даже при легкой степени тяжести ребенок может испытывать невероятно большое количество трудностей на своем пути

Поэтому крайне важно заниматься лечением, стараясь свести симптомы к минимуму

Формы аутизма

Аутизм включает широкий спектр расстройств, относящихся к одному диагнозу. Расстройство имеет много проявлений, причем у каждого человека они разные. Современная медицина делит аутизм на отдельные формы.

Детский аутизм

Включает трудность в том, что человек слышит, видит, переживает, проблемы в общении и воображении. Причина, от чего бывает аутизм у детей, кроется во врожденном нарушении некоторых функций головного мозга; расстройство связано с нарушением ментального развития.

Атипичный аутизм

Применение этого диагноза целесообразно в случае, если расстройство не соответствует критериям для определения детской формы болезни. Он отличается тем, что не появляется до достижения ребенком 3-летнего возраста или не выполняет триаду диагностических критериев. У детей с нетипичным аутизмом в некоторых областях развития имеется меньше проблем, чем при классической форме расстройства, – могут проявляться лучшие социальные или коммуникативные навыки, отсутствие стереотипных интересов.

У этих детей развитие частичных навыков очень неравномерно. В отношении сложности лечения, атипичный аутизм не отличается от детского.

Синдром Аспергера

Характеризуется нарушениями коммуникации, воображения, социального поведения, которое противоречит разуму.

Социальные аномалии при этом синдроме не столь серьезны, как при аутизме. Основная особенность – эгоцентризм, связанный с отсутствием способности или желания взаимодействовать со сверстниками. Типичны для синдрома навязчивые особые интересы (например, изучение расписаний, телефонных справочников, просмотр определенных телевизионных программ).

Люди с синдромом Аспергера предпочитают самостоятельную деятельность, общаются особым образом. Для них характерно подробное выражение, общение только с объектом их интереса. Они обладают широким словарным запасом, запоминают различные правила или определения, удивляют точной и сложной профессиональной терминологией. Но, с другой стороны, не могут определить значение некоторых слов или правильно использовать их в предложении. Их речь имеет странную интонацию, темп ускоряется или замедляется. Голосовая речь может быть ненормальной, монотонной. Социальная наивность, строгая правдивость, шокирующие заметки, с которыми дети или взрослые обращаются к неизвестным людям, также относятся к характерным проявлениям синдрома Аспергера.

При расстройстве наиболее поражается грубая моторика, человек неуклюжий, ему бывает сложно научиться ездить на велосипеде, плавать, кататься на коньках, лыжах. Интеллект сохраняется, иногда он даже выше среднего.

Дезинтеграционное расстройство (синдром Геллера)

После периода нормального развития ребенка, длящегося как минимум 2 года, по неизвестным причинам происходит регрессия в приобретенных навыках. Развитие нормальное во всех областях

Это значит, что ребенок в 2-летнем возрасте говорит короткими фразами, обращает внимание на стимулы, принимает и инициирует социальные контакты, жестикулирует, для него характерна имитационная и символическая игра

Начало расстройства проявляется в возрасте 2-7 лет, чаще всего, в 3-4 года. Ухудшение может быть внезапным, продолжаться несколько месяцев, чередоваться с периодами затишья. Ухудшаются коммуникационные и социальные навыки, часто с поведенческими расстройствами, типичными для аутизма. После этого периода может произойти повторное улучшение навыков. Однако, нормального уровня они больше не достигают.

Синдром Ретта

Впервые этот синдром был описан доктором А. Реттом в 1965 г. Расстройство встречается только у девушек, сопровождается серьезной ментальной недостаточностью. Это неврологическое заболевание. Причина – генетическая; недавно был обнаружен ген, отвечающий за нарушение дистального длинного плеча Х-хромосомы. Синдром характеризуется ранним развитием, в течение 6-18 месяцев. После 18-месячного возраста наблюдается период застоя и регрессии, в течение которого ребенок теряет все приобретенные навыки – как локомоторные, так и речевые. Наблюдается также замедление роста головы. Особенно характерна потеря функциональных движений рук.

Добавить комментарий