Расстройства настроения (аффективные расстройства)
I группа инвалидности присваивается при стойких затяжных или частых значительно выраженных аффективных расстройствах общей продолжительностью более 10 месяцев в год, с нуждаемостью в постоянном уходе и надзоре.
II группа инвалидности присваивается при выраженных аффективных расстройствах, стойких затяжных или частых, общей продолжительностью более 10 месяцев в год, приводящих к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.
III группа инвалидности присваивается при стойких затяжных или частых аффективных расстройствах, умеренно выраженных, общей продолжительностью более 6 месяцев в год, затрудняющих адаптацию в основных сферах жизнедеятельности.
Эпизодические и пароксизмальные расстройства
К данной категории относятся эпилепсия и эпилептические синдромы.
I группа инвалидности присваивается, если одновременно имеют место:
- тяжелые припадки — 4 и более в месяц;
- 2 и более сумеречные расстройства сознания или особые состояния сознания;
- 4 и более эпизодов выраженной дисфории;
- 1 и более эпистатус в месяц в сочетании со значительно выраженной психопатологической симптоматикой, значительно выраженными изменениями личности (слабоумие), вызывающими необходимость в постороннем уходе и надзоре.
II группа инвалидности присваивается, если имеет место один из факторов:
- 5 и более легких припадков в день при наличии выраженной психопатологической симптоматики и изменений личности, приводящих к дезадаптации;
- тяжелые припадки (3 раза в месяц), сумеречные расстройства сознания или особые состояния сознания (1 раз в месяц), выраженные дисфории (2-3 раза в месяц), эпилептический статус, серийные припадки (1 раз в 2 месяца) и/или выраженная психопатологическая симптоматика, выраженные изменения личности, приводящие к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.
III группа инвалидности присваивается, если имеет место один из факторов:
- 3-4 легких припадка в день в сочетании с умеренными изменениями личности, психопатологической симптоматикой, затруднениями адаптации в основных сферах жизнедеятельности;
- тяжелые припадки (1-2 в месяц), выраженные дисфории (1 раз и реже в месяц), сумеречные расстройства сознания или особые состояния сознания (1 раз и реже в 1,5 месяца), эпилептический статус, серийные припадки (1 раз в 3 месяца) и/или умеренные изменения личности, психопатологическая симптоматика, затруднения адаптации в основных сферах жизнедеятельности.
Слово эксперту!
Татьяна Перевозчикова
Специалист по работе с инвалидами. 42 года. Высшее образование (психология)
При диагностике идиопатической/симптоматической эпилепсии, приводящей к выраженным и значительно выраженным нарушениям психических функций и/или с резистентными приступами к терапии, инвалидность устанавливается без срока переосвидетельствования при первичном освидетельствовании
Чем же можно заняться?
Профессия архивариуса будет как нельзя кстати
Работа с диагнозом “шизофрения” подбирается с учетом рекомендаций по группе инвалидности. Так, следует рассмотреть сначала третью группу инвалидности, как самую легкую. У пациентов наблюдается устойчивая ремиссия, но возможны редкие обострения заболевания. Работа в этом случае подбирается с учетом особенностей течения болезни. Ограничения следует обсудить с лечащим врачом. Обычно больные с таким диагнозом достаточно успешно занимаются профессиональной деятельностью, исключающей сильные стрессы и переживания.
Вторая группа инвалидности предполагает большую осторожность и избирательность при выборе места работы. Больным с этой группой рекомендуется выбирать спокойные профессии, например, связанные с ручным трудом
Люди со второй группой инвалидности по шизофрении успешно трудятся на различных предприятиях при психоневрологических диспансерах.
Пациентам со 2 и 3 группой инвалидности рекомендуется посоветоваться с лечащим психиатром о выборе направления профессиональной деятельности.
Если же больному не присвоена инвалидность в связи с легкой формой болезни, особых ограничений в выборе места работы нет. Люди с таким диагнозом успешно справляются с должностью:
- бухгалтера;
- секретаря;
- библиотекаря;
- слесаря;
- сапожника;
- наборщика текстов;
- редактора;
- садовника;
- флориста и т.д.
Достаточно часто люди без инвалидности успешно продолжают профессиональную деятельность, которой занимались до появления симптомов болезни. При наличии высшего образования, чаще всего нет ограничений на дальнейшую работу по полученной профессии, так как при легкой форме шизофрении интеллектуальные способности не страдают.
Дают ли инвалидность при шизофрении
При этом заболевании инвалидность не дается автоматически, то есть наличие психического заболевания еще не является гарантией получения группы. Многие пациенты, которые страдают шизофренией, имеют все способности к выполнению задач, работают и даже могут расти «по карьерной лестнице». В таких ситуациях не получится получить группу.
Инвалидность можно получить, но единственный диагноз недостаточен для этого. В процессе медэкспертизы анализируются следующие показатели:
- ограничение способности к общению (социальная отгороженность);
- способность к получению и освоению новых знаний;
- способность контролировать собственное поведение;
- возможность занятия трудовой деятельностью;
- способность правильно и быстро ориентироваться во времени и окружающем пространстве;
- степень самостоятельности.
Доктор собирает и систематизирует анамнез пациента, после чего подготавливает соответствующее заключение и отсылает его на МСЭ. Для этого используются:
- жалобы и состояние пациента;
- характеристика из учебного заведения или с места работы;
- результаты устного опроса родственников;
- анамнез.
Как получить инвалидность при шизофрении
Чтобы получить инвалидность, больному нужно посетить учреждение МСЭ. Там необходимо предоставить следующие документы:
- паспорт (оригинал и ксерокопия);
- заявление на выполнение МСЭ;
- скан-копию трудовой книжки;
- справку о финансовых доходах (в некоторых случаях);
- карта из медицинского учреждения вместе с больничными выписками;
- характеристика с места учебы или работы.
Заявление составляется по установленному образцу, который можно попросить в организации МСЭ. Порядок действия для получения группы будет примерно следующим:
- посещение доктора;
- посещение экспертов по направлению доктора;
- прохождение стационарного осмотра;
- обращение в МСЭ по направлению;
- прохождение комиссии;
- при признании группы пациенту дают соответствующую справку и назначают реабилитационную программу;
- справка подается в МФЦ или ПФР для получения пенсии.
При этом, больному необходимо систематически проходить процедуру переосвидетельствования.
Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
К данной категории относятся фобические и другие тревожные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство, реакция на тяжелый стресс, нарушения адаптации, диссоциативные (конверсионные)/соматоформные и другие невротические расстройства.
I группа инвалидности присваивается при невротическом или патохарактерологическом развитии личности со значительно выраженной истероконверсионной симптоматикой (истерический амавроз, истерический псевдопаралич нижних конечностей и др.), при необходимости постоянного ухода и надзора.
II группа инвалидности присваивается при стойких выраженных обсессивно-фобических/истероконверсионных/сенесто-ипохондрических и других расстройствах, достигающих степени невротического или патохарактерологического развития личности, приводящих к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.
III группа инвалидности присваивается при стойких умеренных истероипохондрических/обсессивно-фобических/сенесто-ипохондрических/астено-депрессивных и других синдромах, затрудняющих социальную адаптацию.
Деменция и делирий
I группа инвалидности присваивается при значительно выраженном мнестико-интеллектуальном снижении, нарушении структуры личности, отсутствии критики, необходимости в постоянном уходе и надзоре.
II группа инвалидности присваивается при выраженном стойком мнестико-интеллектуальное снижении, аффективных нарушениях, изменениях личности, снижении критики, наличии психотической симптоматики и/или эписиндрома, приводящих к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.
Слово эксперту!
Татьяна Перевозчикова
Специалист по работе с инвалидами. 42 года. Высшее образование (психология)
Указанные группы инвалидности и условия их присвоения имеют место только при диагностике делирия, не вызванного алкоголем или другими психоактивными веществами, а также при диагностике делирия на фоне деменции
Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
К данной категории относятся фобические и другие тревожные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство, реакция на тяжелый стресс, нарушения адаптации, диссоциативные (конверсионные)/соматоформные и другие невротические расстройства.
I группа инвалидности присваивается при невротическом или патохарактерологическом развитии личности со значительно выраженной истероконверсионной симптоматикой (истерический амавроз, истерический псевдопаралич нижних конечностей и др.), при необходимости постоянного ухода и надзора.
II группа инвалидности присваивается при стойких выраженных обсессивно-фобических/истероконверсионных/сенесто-ипохондрических и других расстройствах, достигающих степени невротического или патохарактерологического развития личности, приводящих к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.
III группа инвалидности присваивается при стойких умеренных истероипохондрических/обсессивно-фобических/сенесто-ипохондрических/астено-депрессивных и других синдромах, затрудняющих социальную адаптацию.
Как установить инвалидность
Для установления инвалидности необходимо подать в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) следующие документы:
- заявление;
- направление на экспертизу;
- справка об отказе в выдаче направления (если в выдаче направления отказано);
- паспорт (для граждан младше 14 лет – свидетельство о рождении, иностранным гражданам – паспорт иностранного гражданина) или другой допустимый документ, подтверждающий личность;
- медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья;
- паспорт представителя (если заявление подается через представителя);
- нотариально заверенная доверенность представителя (или другие документы, подтверждающие его полномочия).
Слово эксперту!
Андрей Петров
Юрист. 33 года. Высшее юридическое образование (гражданское право).
Госпошлина за установление инвалидности не взимается
Подать заявление онлайн
Срок проведения медико-социальной экспертизы – 30 рабочих дней.
Инвалидность устанавливается на определенный срок, по истечении которого требуется переосвидетельствование:
- инвалиды I группы – 2 года;
- инвалиды II и III групп – 1 год;
- дети-инвалиды – 1, 2 или 5 лет.
Днем установления инвалидности считается день подачи заявления в бюро МСЭ.
Слово эксперту!
Татьяна Перевозчикова
Специалист по работе с инвалидами. 42 года. Высшее образование (психология)
При диагностике врожденного и приобретенного слабоумия (умственная отсталость тяжелая, умственная отсталость глубокая, выраженная деменция) инвалидность без указания срока переосвидетельствования устанавливается не позднее 2 лет после первичного признания гражданина инвалидом
Инвалидность устанавливается до 1 числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено переосвидетельствование инвалидности.
Расстройства настроения (аффективные расстройства)
I группа инвалидности присваивается при стойких затяжных или частых значительно выраженных аффективных расстройствах общей продолжительностью более 10 месяцев в год, с нуждаемостью в постоянном уходе и надзоре.
II группа инвалидности присваивается при выраженных аффективных расстройствах, стойких затяжных или частых, общей продолжительностью более 10 месяцев в год, приводящих к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.
III группа инвалидности присваивается при стойких затяжных или частых аффективных расстройствах, умеренно выраженных, общей продолжительностью более 6 месяцев в год, затрудняющих адаптацию в основных сферах жизнедеятельности.
Расстройства настроения (аффективные расстройства)
I группа инвалидности присваивается при стойких затяжных или частых значительно выраженных аффективных расстройствах общей продолжительностью более 10 месяцев в год, с нуждаемостью в постоянном уходе и надзоре.
II группа инвалидности присваивается при выраженных аффективных расстройствах, стойких затяжных или частых, общей продолжительностью более 10 месяцев в год, приводящих к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.
III группа инвалидности присваивается при стойких затяжных или частых аффективных расстройствах, умеренно выраженных, общей продолжительностью более 6 месяцев в год, затрудняющих адаптацию в основных сферах жизнедеятельности.
Специфические и другие расстройства учебных/арифметических навыков, чтения или спеллингования
Категория «ребенок-инвалид» присваивается при:
- умеренных расстройствах с трудностями школьной адаптации (возможно получение образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий);
- выраженных расстройствах с трудностями школьной адаптации (возможно получение образования определенного уровня с использованием только коррекционных программ в специализированном образовательном учреждении, на дому или с использованием дистанционного управления и при необходимости вспомогательных технических средств и технологий).
Другие органические психические расстройства, включая симптоматические
К данной категории относятся:
- органический амнестический синдром, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами;
- делирий не на фоне деменции;
- прочие психические расстройства, обусловленные повреждением/дисфункцией головного мозга или соматической болезнью;
- расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью/повреждением/дисфункцией головного мозга;
- органические расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, травмой и дисфункцией головного мозга;
- органические/симптоматические психические расстройства неуточненные.
I группа инвалидности присваивается при значительно выраженном мнестико-интеллектуальном снижении, нарушении структуры личности, необходимости в постоянном уходе и надзоре.
II группа инвалидности присваивается при выраженном стойком мнестико-интеллектуальном снижении, аффективных нарушениях, изменении личности, наличии психотической симптоматики и/или эписиндрома, приводящих к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.
III группа инвалидности присваивается при выраженной астенической симптоматике в сочетании с умеренной собственно церебрально-органической симптоматикой (нарушение мышления, снижение памяти и интеллекта), а также наличии неврозоподобных, аффективных, психопатоподобных, паранойяльных расстройств, умеренных изменений личности, затрудняющих адаптацию в основных сферах жизнедеятельности.
Другие органические психические расстройства, включая симптоматические
К данной категории относятся:
- органический амнестический синдром, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами;
- делирий не на фоне деменции;
- прочие психические расстройства, обусловленные повреждением/дисфункцией головного мозга или соматической болезнью;
- расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью/повреждением/дисфункцией головного мозга;
- органические расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, травмой и дисфункцией головного мозга;
- органические/симптоматические психические расстройства неуточненные.
I группа инвалидности присваивается при значительно выраженном мнестико-интеллектуальном снижении, нарушении структуры личности, необходимости в постоянном уходе и надзоре.
II группа инвалидности присваивается при выраженном стойком мнестико-интеллектуальном снижении, аффективных нарушениях, изменении личности, наличии психотической симптоматики и/или эписиндрома, приводящих к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.
III группа инвалидности присваивается при выраженной астенической симптоматике в сочетании с умеренной собственно церебрально-органической симптоматикой (нарушение мышления, снижение памяти и интеллекта), а также наличии неврозоподобных, аффективных, психопатоподобных, паранойяльных расстройств, умеренных изменений личности, затрудняющих адаптацию в основных сферах жизнедеятельности.
Шизофрения
При диагностике шизофрении эпизодического ремиттирующего типа течения и шизоаффективных расстройств присваивается:
- II группа инвалидности — если болезнь сопровождается затяжными/частыми приступами общей продолжительностью 10 и более месяцев, дезадаптацией в основных сферах жизнедеятельности;
- III группа инвалидности — если болезнь сопровождается 1-2 приступами в год общей продолжительностью 4 и более месяцев, ремиссией с резидуальной симптоматикой, отрицательно сказывающейся на адаптации в основных сферах жизнедеятельности.
При диагностике шизофрении эпизодического типа течения со стабильным/нарастающим дефектом присваивается:
- I группа инвалидности — если болезнь сопровождается приступом продолжительностью более 10 месяцев или значительно выраженной дефицитарной симптоматикой, а также грубыми изменениями личности с отсутствием критики к состоянию, нуждаемостью в постоянном уходе и надзоре;
- II группа инвалидности — если болезнь сопровождается приступом продолжительностью более 6 месяцев или неполной ремиссией с резидуальнной симптоматикой, резистентной к терапии, выраженной дефицитарной симптоматикой, изменениями личности по эндогенному типу, снижением критики, дезадаптацией в основных сферах жизнедеятельности;
- III группа инвалидности — если болезнь сопровождается приступами продолжительностью более 4 месяцев, неполной ремиссией с умеренной дефицитарной симптоматикой, сказывающейся на адаптации в основных сферах жизнедеятельности.
В отдельности при диагностике параноидной/остаточной шизофрении эпизодического типа течения со стабильным/нарастающим дефектом присваивается:
- I группа инвалидности — если болезнь сопровождается значительно выраженной продуктивной симптоматикой и/или значительно выраженной негативной симптоматикой и изменениями личности, отсутствием критики, нуждаемостью в постоянном уходе и надзоре;
- II группа инвалидности — если болезнь сопровождается выраженной продуктивной и/или выраженной негативной симптоматикой, с выраженными изменениями личности, снижением критики, социальной дезадаптацией;
- III группа инвалидности — если болезнь сопровождается продуктивной, умеренной негативной симптоматикой, изменениями личности и снижением критики, затрудняющими социальную адаптацию, с дефицитарной симптоматикой.
При диагностике шизофрении непрерывного типа течения присваивается:
- I группа инвалидности — если болезнь сопровождается высокой прогредиентностью процесса с быстрым формированием стойкого значительно выраженного дефекта, с нуждаемостью в постоянном уходе и надзоре;
- II группа инвалидности — если болезнь сопровождается высокой прогредиентностью процесса с быстрым формированием стойкого выраженного дефекта, социальной дезадаптацией.
Слово эксперту!
Татьяна Перевозчикова
Специалист по работе с инвалидами. 42 года. Высшее образование (психология)
При диагностике шизофрении (различных форм, включая детскую), приводящей к выраженным и значительно выраженным нарушениям психических функций, инвалидность устанавливается без срока переосвидетельствования при первичном освидетельствовании
Детский/атипичный аутизм, синдром Ретта или синдром Аспергера
Категория «ребенок-инвалид» присваивается, если одновременно:
- в патопсихологическом синдроме доминирует выраженная психопатологическая симптоматика, сказывающаяся на поведении, затрудняющая адаптацию, характеризующаяся более сложными формами аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях;
- речь ребенка «штампованная», «стереотипная»;
- когнитивное функционирование, интеллектуальные и социально-коммуникативные интеракции умеренно нарушены/не сформированы по сравнению с возрастной нормой;
- обучение и получение образования возможно в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, в том числе часто при соблюдении индивидуального режима процесса обучения (обучения на дому) с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
- ребенок нуждаются в психолого-педагогической коррекции и психосоциальном сопровождении.
Категория «ребенок-инвалид» присваивается, если одновременно:
- патопсихологический синдромом характеризуется выраженным проявлением замещения адекватного взаимодействия и восприятия окружающей действительности на специфические способы восприятия с выраженной тенденцией к изоляции;
- имеет место выраженная психопатологическая симптоматика, сказывающаяся на поведении, значительно затрудняющая адаптацию, характеризующаяся выраженным снижением уровня целенаправленности психической деятельности и расстройствами поведения с тенденцией к формированию простейших стереотипных реакций и речевых штампов;
- при адекватной длительной коррекции ребенок может освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения, которое возможно только по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения, в виду его нуждаемости в постоянной психолого-педагогической коррекции и психосоциальном сопровождении;
- когнитивное функционирование, интеллектуальные и социально-коммуникативные интеракции выражено нарушены/не сформированы по сравнению с возрастной нормой.
Также категория «ребенок-инвалид» присваивается, если одновременно:
- патопсихологический синдром характеризуется значительно выраженными, глубокими нарушениями социально-коммуникативного поведения и значительно выраженной психопатологической симптоматикой, обусловливающими вторичную интеллектуальную недостаточность в сочетании со специфическими поведенческими проявлениями в виде полной отрешенности от происходящего вокруг, при возможных частых проявлениях аутоагрессии, случаях самоповреждения, полевого характера поведения, мутизма, агрессивных поведенческих проявлений, отсутствии сформированных адаптивных форм взаимодействия (контактов) и восприятия окружающей действительности при отсутствии потребности в них;
- самообслуживание ребенку недоступно, при значительно выраженных трудностях обучения, которое возможно лишь на уровне усвоения элементарных навыков и умений в привычной бытовой сфере;
- значительно выраженное нарушение (несформированность) когнитивного функционирования и интеллекта на фоне некурабельного (не поддающегося лечению), тотального отсутствия социально-коммуникативных интеракций, в прогностическом отношении является крайне неблагоприятным и требует постоянного психосоциального сопровождения.
Специфические и другие расстройства учебных/арифметических навыков, чтения или спеллингования
Категория «ребенок-инвалид» присваивается при:
- умеренных расстройствах с трудностями школьной адаптации (возможно получение образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий);
- выраженных расстройствах с трудностями школьной адаптации (возможно получение образования определенного уровня с использованием только коррекционных программ в специализированном образовательном учреждении, на дому или с использованием дистанционного управления и при необходимости вспомогательных технических средств и технологий).
Добавить комментарий